dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Вдогонку

Мы планировали выложить эту запись 27 марта, в День театра, но по понятным (уверены) причинам перенесли выкладку на несколько дней.

Запись 1983 года, и за 35 лет она не устарела – ни в отношении копиистов, ни, тем более, в отношении «новаторов», ещё более ограниченных в наборе своих «приёмов». Можете убедиться.

На случай, если кто-то не сможет открыть ссылку (позаимствованную на https://www.facebook.com/vadim.ledogorov/posts/2115608938456384), мы выкладываем не только видеозапись, но и расшифровку выступления Г.А.Товстоногова.

Видео (выложено 16 марта в 16.31 и собрало с тех пор целых 6 лайков) – https://www.facebook.com/oleg.franco/videos/1191822907499993/UzpfSTEwMDAwMDIxODk0Nzc2MjoyMTE1NjA4OTM4NDU2Mzg0/.

Расшифровка. Особенности устной речи в основном сохранены, но интонация, увы, всё равно улетучилась. Довольствуемся тем, что осталось.

Вы знаете, столько забот у нас в настоящем, что как-то не успеваешь заботиться о будущем. Вы знаете, я вот видел всякую режиссуру, вы тоже, вероятно – и прекрасную, и ужасную. Искусство вот за рубежом очень ведь полосато, и... Вот мы видели спектакль американский; мне кажется, два прекрасных актёра, интересно сыграно, с подлинным процессом жизни. Мне лично в этом спектакле не хватает отношения к пьесе; кажется, что здесь это застряло на эстетике начала века в этом смысле – при всём уважении к тому, как они это делают, как они работают. И вот тут же я видел режиссуру «Отелло» Цадека в Западной Германии, где Отелло, значит, не душит Дездемону, он её вешает, в голом виде. Она крутится у вас весь акт перед глазами обнажённая – не слишком красивая, полноватая пожилая дама. Вещь совсем не эстетическая, понимаете? Но главная цель этого режиссёра – шокировать зрителя любым способом. Вот это шокирование жестокостью, натурализмом, сексом, открытой порнографией... любой способ, но – шокировать. Если удаётся, он на высоте, не удаётся – дело его плохо. Вот я когда работал «Идиота» в Гамбурге, я понимал, что я в очень опасном положении, потому что если рядом происходит то, о чём я вам рассказывал... и это тенденция, которая поддерживается критикой, понимаете? И мне нужно поставить спектакль, где никого шокировать нельзя, только сущностью и подлинными страстями человеческими... а немецкий артист при очень высоком профессионализме и при очень большом интеллектуализме очень с трудом идёт на стрессовые ситуации на сцене, без которых нельзя сыграть Достоевского, понимаете? Я понимал, что если не достичь этого градуса, то мне нечем уже... это какая-то пресная история, которая рядом с этим шокирующим искусством превращается в ничто, понимаете? А что значит – прийти после неудачной репетиции к себе в гостиницу, когда не с кем поделиться и некому слово сказать? И когда существует просто вежливо-церемонная доброжелательность, за которой нет ничего человеческого, и два с половиной месяца находиться под ударом будущего провала – это испытание не совсем простое, должен вам сказать, вот. И только... я не знаю... какой-то очень, как вам сказать, такой... прессингом с моей стороны мне удалось в последнюю неделю, в последнюю неделю высечь, так сказать, вот этот стрессовый уровень, который и сделал, так сказать, успех. Я уже сейчас не знаю, как он идёт, спектакль, потому что, понимаете, это было достигнуто так скоропалительно, что я не знаю, насколько это осталось, не съехали ли они на свои привычно-рациональные пути, и тогда от спектакля ничего не осталось, вот. Так что я говорю о том, что режиссура... я отвлёкся несколько от вашего вопроса, но просто хочу сказать, что режиссура в мире настолько разноязычна, и, главное, что зритель, вы знаете... вот идёт прекрасный спектакль, я видел... кажется, он приедет сюда, «Карус лайн» [«A Chorus Line»?], мюзикл... прекрасный спектакль, виртуозный по своей технике, синтетический артист на сцене действует... то в чём мы не сильны по отношению к ним... великолепно сделанный спектакль... и рядом идёт пошлость – мюзикл, тоже мюзикл, невыносимо смотреть. А американский зритель, как тюзовский, вы знаете, одинаково – что то, что это, всё прекрасно, на всё аплодисменты, буря восторга, и отличить хорошее от плохого невозможно...

Догоним и перегоним?
И «тюзовский» зритель... не из Америки же его завезли...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments