dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Дыхание метели

Алексей Битов (poziloy)

Говорят, в Москве недавно видели Диогена; он бегал по Первопрестольной с железнодорожным фонарём, а на вопрос «Зачем?» бормотал нечто странное: ищу, дескать, беспроблемный театр. И что, нашёл? Конечно – если вы всё ещё верите в сказки.

Впрочем, Театр на Перовской выделяется даже на таком фоне. Чтобы не зарываться слишком глубоко, ограничусь тремя самыми очевидными проблемами.

1. Театр на отшибе (минут 10 ходьбы от метро «Новогирево»). Жители других спальных районов вряд ли сюда прискачут, а тех местных, кто после работы дотянул до вожделенного гнёздышка, не всякий подъёмный кран оторвёт от лежбища или от стойбища у плиты.

2. Основатель театра К.Панченко умер в августе 2014-го; с тех самых пор театр существует в режиме «свободного полёта» – нового худрука как не было, так и нет. Были, правда, главные режиссёры (К.Нерсисян и П.Орлов), но главный режиссёр – фигура второго плана, он всего лишь руководитель подразделения и подчинён директору, а директор...

3. А бывшего директора А.Панченко минувшим летом «прихватил» УБЭП – и, как оказалось, было, за что; пишут, например, будто касса театра опровергала древние представления о невозможности создания абсолютного вакуума.

Понятно, решить первую из трёх проблем мог бы Старик Хоттабыч, но бутылок с джинном в Департаменте культуры, надо полагать, действительно не держат, тут чиновную компанию ни в чём не обвинишь. Не то, что по пунктам 2 и 3 – трудно понять, отчего новый худрук не был назначен на Перовскую в 2014-м или хотя бы в 2015-м году (согласие директора на это не требуется). А почему в Депкульте не обращали внимание на подвиги А.Панченко, пока деятельностью героя не заинтересовался УБЭП, привлечённый отнюдь не людьми с Неглинки?

Гадать не собираюсь. Лучше сошлюсь на статью в «МК», где Департамент тоже упоминается: «Пока все шумят по поводу «Гоголь-центра», а точнее, «Седьмой студии», по делу которой задержано несколько человек, в Москве развивается дело другого театра — «На Перовской». Как нам сообщили в Департаменте культуры Москвы, директор Андрей Панченко, который единолично руководил театриком после смерти своего брата – худрука и основателя «Перовской» Кирилла Панченко, написал заявление по собственному желанию. Туда назначен новый управленец – Марина Еремина. Собственно, этим и можно было ограничиться. Но «МК» стало известно, что на экс-директора заведено уголовное дело по статье «О мошенничестве»» (http://www.mk.ru/culture/2017/07/03/posle-gogolcentra-prishli-v-teatr-na-perovskoy-direktor-pod-sledstviem.html).

Стоп! Какая такая Ерёмина? Уж не эта ли? «Поскольку Н.Рощин недавно стал главным режиссёром Александринки, он, естественно, оставил пост худрука «А.Р.Т.О.», и Департамент культуры нашёл преемника в лице Ереминой М.К. Кто это? Знаю только, что некоторое время назад она была то ли директором, то ли и.о.директора Театра Рубена Симонова. Из «Новых Известий» от 04.06.2014: «По сведениям «НИ», в 2015 году Театр имени Рубена Симонова, расположенный рядом с Арбатом в Калошином переулке, станет филиалом Театра имени Вахтангова. Эту информацию подтвердила изданию и.о. директора Театра Рубена Симонова Марина Еремина: «Нас действительно предупредили о том, что театр превратится в филиал Вахтанговского, но пока у меня на руках нет документов, так что подробности сообщить не могу – все только на уровне разговоров. По идее, картина такова: половину следующего сезона, до конца 2014 года, мы будем работать в прежнем ритме, а потом у нас поменяется собственник. Из управления департамента культуры мы перейдем в ведение Министерства культуры. Видимо, на этом этапе мы и станем филиалом Театра Вахтангова»» (http://www.newizv.ru/culture/2014-06-04/202691-teatr-rubena-simonova-prekrashaet-svoe-sushestvovanie.html). Видимо, на следующем этапе г-жу Еремину пришлось трудоустраиваить, но почему худруком, а не главным художником или, на худой конец, старшим гардеробщиком? Вопрос не ко мне. Кто-то, может быть, скажет, что Еремина призвана быть не столько худруком, сколько директором? А вот и нет: в «А.Р.Т.О.» пришёл не только новый, типа, худрук, но и новый «контрактный управляющий» – А.Костиков» (https://dik-dikij.livejournal.com/1415691.html). В дополнение: насколько знаю, «А.Р.Т.О.» уничтожен, он более не существует как юридическое лицо, т.е. г-жу Ерёмину снова пришлось трудоустраивать. Худрука на Перовскую не нашли, а директора – запросто, да ещё и с замечательной театральной биографией. Совсем пропал Калабуховский дом?

Справедливости ради, отопление на Перовской, хотя и не паровое, но работает. Или, по крайней мере, работало 8 марта, когда я выбрался в Новогиреево, дабы взглянуть на происходящее собственными глазами. Почему именно в Женский день? Да потому, что в мартовской афише, кроме детских спектаклей (не хочу пугать детей), перечисляются 7 взрослых названий, и одно из них (только одно) помечено как премьера – «Метель» (по Пушкину, если кто не догадался сразу). Правда, есть ещё некие «Долгожданные среды», но тут, к счастью, на помощь пришёл журнал «Театрал» и всё разъяснил устами г-жи директора: ««А еще в этом сезоне мы запустили интересный проект «Долгожданные среды». Так как у нас есть свой оркестр и прекрасные артисты, то я предложила проводить по средам литературно-музыкальные вечера. В театре есть свой летний сад, своя веранда, и буквально с августа мы стали приглашать жителей нашего района на эти «Среды». Каждую неделю мы готовим какую-нибудь новую программу, а потом предоставляем людям возможность потанцевать» (спасибо АТК, https://www.facebook.com/atknewstheatre/posts/1003327726481259). Простите, это не для меня, танцевальную тему закроем. Тем более, комфортный семейный отдых («Наша задача – сделать театр местом семейного комфортного отдыха», – говорит г-жа Ерёмина) я и сам себе организовать могу, для этого никакой театр решительно не нужен.

Что ещё говорит означенная госпожа? «У артистов открылось второе дыхание». Стало быть, надо идти на премьерный спектакль и прислушаться – дыхание бывает разное (и Чейн-Стокса, и Куссмауля – см. Медицинский справочник). Итак, «Метель», и да простят меня К.Цеткин и Р.Люксембург!

Женщин я увидел сразу, на входе; одна из них начальственно распекала других. Дедуктивно предположил, что «распекающая» – та самая г-жа Ерёмина; позже, дома, сверил по фотке с путинского митинга в Лужниках – точно, она самая, Ш.Холмс мог бы мною гордиться. Ничего демонического в облике директрисы-гробовщицы, право, не просматривалось: обычная тётка, занесённая в театр неведомо каким (воздушно-капельным?) бюрократическим путём. Далее мы с ней на параллельных курсах проследовали в зрительный зал, где наши пути разошлись окончательно.
И началась «Метель» (режиссёр – Г.Галавинская).

Что тут сказать? Лёгкую повесть Пушкина (почти рассказ) можно уложить в 10 (много в 15) минут, а спектакль, если верить программке, идёт час двадцать. Каким образом? Ничего сложного: сначала некая рука медленно выписывает «титры» на заднике-экране; потом актёры старательно (явно в соответствии с заданием режиссёра) тянут слова и время, повторяют одни и те же фразы по несколько раз, к месту (чаще не к месту) читают (или поют) разные отрывки из «нашего всё», держат паузы (МХАТ отдыхает), перемещаются туда-сюда, приходят и уходят. Получается щепотка крупы на ведро подкрашенной воды – супчик, да? Дополнительно впечатляют большие чемоданы гусар (возможно, там прячутся их боевые кони) и чёрно-белый мундир Бурмина, заставляющий вспомнить памятник Хрущёву на Новодевичьем. А из стихотворной части особо запомнилась песенная строчка: «Опа, опа, самых честных правил...» (жареные раки, к сожалению, куда-то подевались). С чувством юмора у постановщика, очевидно, совсем туго.

Если всерьёз, только одна сцена сделана более-менее театрально – та, где влюблённая пара заматывается в длинный-длинный рулон ткани; впрочем, и эта сцена, пожалуй, немного затянута. (Нет, «стриженый» снег меня не впечатлил, хотя его было в избытке.) Честно сказать, спектакль походил на контрольную по тригонометрии, написанную школьным двоечником, который совсем не понимает, о чём речь, и тычет пальцем в небо. Пушкин виноват или как?

Справедливости ради, зал был почти полон (примерно 100 зрителей на 108 посадочных мест) и в конце громко аплодировал. Но что будет, когда иссякнут званые гости и радостные бабушки – не знаю. На мой взгляд, «второе дыхание» такого рода – не для кассы и не для прессы, но сугубо для галочки в отчёте. Да и могут ли вытащить окраинный театр гробовщики, станционные смотрители, барышни-крестьянки? Нет, с этим справится разве что серьёзный режиссёр-худрук. При наличии у департаментских чиновников желания вывести Театр на Перовской из ступора.

Первое – теоретически возможно. Второе – похоже, фантастика.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments