dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Год назад: отдельной строкой

22 февраля 2017 года умер Алексей Петренко. В четверг – годовщина.

Попробуем немного опередить, продублируем прошлогодний пост.

Памятное
Алексей Битов (poziloy)

Он был крупным актёром во всех смыслах этого слова. Можно сказать, сгусток мощи – всегда ли управляемой? трудно сказать.

Наверное, нужно было ставить спектакли специально на него, но что-то не срослось. В Театре Ленсовета он служил 10 лет, сыграл Свидригайлова и Атамана Платова в «Левше», но это, как ни крути, не главные роли. А из главных (если верить Сети) – разве что Солдат Жан в сказке «Солдат и Змея», но вряд ли такая роль соответствовала петренковским масштабам, при всём уважении к Т.Габбе и ленсоветовцам.

Потом – Москва: Малая Бронная, где Петренко не задержался, и МХАТ, где он тоже был не особо на виду. Что там с главными ролями? Ввод в эфросовскую «Женитьбу»? Подколесин – это круто, конечно, но не знаю, не видел, и смущают два обстоятельства: во-первых, Петренко (по биографической справке) ввёлся в 1978-м – и в том же году покинул Малую Бронную, а во-вторых... в знаменитом спектакле первым и главным Подколесиным был Н.Волков; когда состоялась премьера, Петренко ещё служил в Питере; менять что-либо в своих работах Эфрос, как известно, не любил, а рисунок роли, созданный для Волкова, пришельцу с иных берегов вряд ли подходил даже по габаритам – шинели такого размера (помните? «ошинеленная женитьба») шьют только по индивидуальной мерке. Нет, чудеса, конечно, бывают всякие, но верится, если честно, с трудом.

Да, был Возчик Геншель во МХАТе, но характерно, что этот спектакль записан на плёнку с другим исполнителем, хотя в 1982-м Петренко ещё служил в историческом Камергерском. В общем, «по индивидуальной мерке» – как видите, практически ничего. Своего режиссёра актёр, увы, так и не нашёл, а «чужие», не исключено, побаивались, что от петренковской мощи стены театра могут рухнуть, как рухнули от трубного гласа стены библейского Иерихона.

Что ещё? «Серсо» А.Васильева на Таганке тоже, в общем, осталось эпизодом, упоминаний о Сатине (сыгранном дважды) и вовсе не найти. А сценическая работа Петренко, о которой вспоминают, пожалуй, чаще всего – Чубуков в «А чой-то ты во фраке?». Очаровательный мюзикл в ШСП, бенефис трёх исполнителей, кто бы спорил, но понятно же, что не в такой роли актёр может раскрыть свой неординарный потенциал.

Грустная реплика в сторону: из роскошного трио бенефициантов-1992 больше не осталось никого: Л.Полищук была на 10 лет моложе своих партнёров, но умерла на 10 лет раньше, а оба «помещика», А.Филозов и Петренко, так уж совпало, немного не дотянули до 79.

Но театр театром, а Петренко знаменит прежде всего как киноактёр. Вот честно: первая неэпизодическая роль (Освальд в «Короле Лире») вряд ли запомнилась зрителям. А потом была «Агония».

Вряд ли кто-то подходил на роль Распутина так, как Петренко со своей магнетической мощью; попробуйте такое сыграть, ну-ну. Конечно, странным выглядит утверждение, будто эта роль стала «визитной карточкой» актёра – кто её тогда увидел, эту «визитку»? Но киношники-то видели (или, по крайней мере, слышали), и в 1976-77 годах за полгода вышло сразу три фильма, в которых малоизвестный широкой публике актёр сыграл далеко не последние роли – «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Двадцать дней без войны» и «Ключ без права передачи». Так получилось, что фильм А.Германа я увидел позже, а «Сказ» и «Ключ» посмотрел буквально подряд – и был, ей-Богу, ошеломлён. Мощь Петра выставлена напоказ (а от кого, спрашивается, царь должен её прятать?), а новоиспечённый Директор школы – тоже фигура по-своему мощная, но всё таится где-то внутри, как у вулкана. В самом деле, демобилизованный вояка (и отнюдь не Верховный Главнокомандующий) слишком хорошо знает, что такое субординация, и обязан сдерживать свои порывы. Два персонажа – антиподы во внешнем проявлении – сыграны параллельно, но с одинаковой точностью и убедительностью, и эта очевидная разноплановость поражала прежде всего. А мощь, как ни странно, осознавалась не сразу, её ощущение «догоняло» потом.

И ещё о роли Петра. Трудно на экране выглядеть самодержцем, имея такого харизматичного партнёра, как В.Высоцкий. Но у Петренко – получилось, спорить с этим трудно, если вообще возможно.

В следующие 40 лет Петренко сыграл множество других ролей (около 100 экранных работ; во всяком случае, называют такую цифру), но то, первое впечатление осталось для меня самым ярким – не потому, что актёр «опустил планку», но я уже знал, на что он способен, и ничему бы уже не удивился. И не удивлялся, хотя попадались разные картины и спорные (как та же «Агония»), и просто никакие (а у кого их не было?) Но в самых разных персонажах Петренко всегда (или почти всегда) что-то бурлило и клокотало. Что-то неизменно мощное, из глубины.

Он был уникален.


Несколько видео. Телевизионный портрет Петренко из цикла «ЖЗЛ», там много отрывков из разных ролей – https://www.youtube.com/watch?v=ZUpTl2aV07E.
«Ключ без права передачи» – https://www.youtube.com/watch?v=BI0PLX4eBNw (смотрите, например, с 9-й минуты).

И к разговору о героях «Сказа» – «Разбойничья», исполняет А.Петренко, https://www.youtube.com/watch?v=5QJtZ7oVPqk. Эта телепередача называлась «30 лет без В.Высоцкого».
А без Петренко – только девятый день.

А.В.Петренко, 26.03.1938 – 22.02.2017
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments