dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Чем дальше в лес... (кстати, о критике)

Алексей Битов (poziloy)

Вчера я тут попытался экстраполировать высказывания о медицине и футболе «на всю совокупность данных». Похоже, не преуспел.

Ладно, вернёмся к родным осинам или, по крайней мере, на некую территорию поблизости от них. Благо, повод есть.

29 января 1783 года родился Василий Андреевич Жуковский. По новому стилю – 9 февраля, 235 лет назад. Что называется, полуюбилей.

Жуковского вспоминают как поэта, как переводчика, как наставника будущего Александра II – того, кто отменил крепостное право (кстати, в Высочайшем Манифесте от 19 февраля 1861 года есть, среди прочих, замечательные слова: «Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях...») Но не забудем и Жуковского-критика, точнее – автора рассуждений о критике, изложенных в форме диалога двух знакомцев, один из которых – «большой неохотник до критики».

С неохотника и начнём: «что пользы нападать на писателей, которых и без того у нас очень немного [ну, это, положим, устаревшие сведения, но речь о другом]? И нужно ли заводить междуусобия в спокойной республике литературы, превращать ее в поле сражения, на котором одинаков бесславие ожидает и победителя и побежденного, а нас, читателей, сделавшихся просто зрителями, принуждать смотреть, смеяться и, может быть, презирать жалких людей, забавляющих нас своими ссорами? И ссору автора с критиком не можно ли по справедливости сравнить с сражением петухов, забавным только для тех, которые на него смотрят и держат большой заклад? Я твердо уверен, что такие забавные ссоры много вредят литературе и необходимо унижают почтенный характер писателя".
"Позвольте с вами не согласиться, – отвечал наш общий приятель. – Уверяю вас, что вы испугали себя привидением: или я ошибаюсь, или понятие, составленное вами о критике, весьма несправедливо. Ссора, сражение, междуусобия – все эти ужасные слова, которыми вы окружили миролюбивое слово критика, совсем не принадлежат к ее свите. Критика есть суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и свободное. Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату – чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус; разбираете причину того или другого – вот критика. И все ваше несходство с настоящим критиком состоит единственно в том, что вы рассуждаете наедине с собою о таком предмете, о котором он говорит в присутствии многих, имеющих полное право соглашаться с ним или не соглашаться, – значит ли это заводить междуусобие в спокойной республике литературы? И почему ж унизительно говорить свое мнение вслух о таком предмете, который можно назвать собственностию строгого мнения. Разумею здесь все произведения словесности и изящных художеств".
"Но прошу покорно заметить, не сами ли вы уничтожили пользу критики, сказав, что каждый читатель есть сам по себе уже критик? Позволено ли одному представлять целое общество? И не безумное ли высокомерие почитать себя голосом публики или присвоивать себе способность давать законы ее суждениям?"
"И в этом случае позволяю себе думать различно с вами. Напрасно приписываете вы критику неприличное намерение быть законодателем мнений. Положение автора можно, с одной стороны, сравнить с положением человека, разговаривающего в обществе: первый говорит большими монологами, на которые или не дают ему ответа, или отвечают ему в критике; другой выражается в нескольких словах, слышит ответы, делает возражения – то же, что критика: отвечать на бумаге, отвечать на словах – не все ли равно? Где же намерение быть законодателем мнений? Одно необходимое условие – учтивость. Предлагайте мысли свои, не думая, чтобы они были неопровержимы. Правда, что каждый читатель есть сам по себе критик, ибо он думает и судит о том, что читает; но следует ли из того, чтобы критика была бесполезна? Я сомневаюсь. Два рода читателей: одни, закрывая прочтенную ими книгу, остаются с темным и весьма беспорядочным о ней понятием – это происходит или от непривычки мыслить в связи, или от некоторой беспечности, которая препятствует им следовать своим вниманием за мыслями автора и разбирать впечатления, в них производимые красотами или недостатками его творения; другие читают, мыслят, чувствуют, замечают прекрасное, видят погрешности – и в голове их остается порядочное, полное понятие о том, что они читали. Некоторые, прибавлю, судят криво и косо о произведениях изящного, потому что вкус их и рассудок или испорчены предубеждениями, или весьма еще мало образованны и требуют направления. Для первых благоразумная критика полезна бывает тем, что она может служить Ариадниною нитию их рассудку и чувству, которые без того потерялись бы в лабиринте беспорядочных понятий и впечатлений
...» («О критике», 1809 год, см. http://dugward.ru/library/zolot/gukovskiy_kritik.html).

По этой же ссылке можно добраться и до «своеобразного дополнения» – статьи И.Я.Энгеля «Два разговора относительно ценности критики» (в переводе, легко догадаться, Жуковского). Ограничусь одной-единственной цитатой: «Критик не может облегчить стихотворцу работы; не даст ему ни изобретательности, ни жара чувств, ни искусства владеть языком; но он может остерегать и руководствовать». Слово «руководствовать» тут, конечно, лишнее, «руководством» занимаются кураторы (у нас обычно – от ЦК дежурной партии), а кураторство и критика между собой не совмещаются (конфликт интересов).

Увы, слова «куратор» в его актуальном, так сказать, значении наш сегодняшний полуюбиляр не знал.
Серый был. Отсталый.


P.S. Есть у Жуковского и более известные переводы из немецких авторов. Нет, не о критике, но отчасти тоже в тему. Помните, чем прельщал проезжего малютку лесной царь (который воспитанником Жуковского, естественно, не был)? «Веселого много в моей стороне... Из золота слиты чертоги мои...» А чем всё кончилось, не забыли?
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments