dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Внеклассное чтение (часть 6: а напоследок я скажу...)

Алексей Битов (poziloy)

Собственно, основная статистика тут уже приводилась: «в десятке финалистов «Кульминации» я на сей раз обнаружил 2 пьесы, 5 кино (или теле) сценариев и 1 монолог (на мой взгляд, не слишком подходящий для театра). Остались ещё 2 текста, их тоже неплохо бы отдифференцировать, но как? Эврика! Один текст можно отнести к жанру «хрен знает, что», а второй... как бы это помягче... «приплыли»» (часть 3, https://dik-dikij.livejournal.com/1451869.html).

Теперь (после некоторых сомнений и тягостных раздумий) обнародую и свой рейтинг финалистов.

Первая тройка, собственно, была озвучена по ходу:
1. Д.Данилов, «Человек из Подольска» (Конкурс «Ремарка»).
2. А.Иванов(«При участии Стаса Жиркова») , «С училища» («Авторская сцена»).
3. А.Букреева, «Ганди молчал по субботам» («Первая читка»).

Далее по нисходящей:
4. К.Стешик, «Летели качели» («Ремарка»).
5. О.Михайлов, «Дамская улица» («Исходное событие – XXI век»).
6. А.Житковский, «Дятел» («Авторская сцена»),
7. С.Давыдов, «Коля против всех» («Действующие лица»).
8. Я.Пулинович, «Тот самый день» («Первая читка»).
9. Р.Ташимов, «Первый хлеб» («Евразия»).

На этом, собственно, всё, поскольку десятый текст (Ю.Поспелова, «Говорит Москва») – вообще за гранью. Напомню, поставщиком этого некондиционного продукта на «Кульминацию» стал конкурс «Ремарка», чей художественный руководитель О.Липовецкий недавно поведал на ФБ, что, по крайней мере, один член жюри «Ремарки» отвечает за отобранные им тексты своей репутацией. Тут почему-то вспомнился старинный анекдот про пивовара Солодова, ответившего за качество по полной программе. Но нет, я как гуманист готов ограничиться пожизненным отстранением отличившихся «экспертов» и «жюристов» от всех драматургических конкурсов (без конфискации имущества, полагаю, можно и обойтись).

Заметьте, каков диапазон у «ремарочников» – им досталось и первое место, и суперпоследнее, и ещё одно в районе середины. Таким образом, по количеству номинантов «Ремарка» вышла на первое место, опередив «Авторскую сцену» и «Первую читку» (по 2 номинанта), а также «Действующие лица», «Евразию» и «Исходное событие – XXI век», чьи лауреаты оказались в ТОП-10 в гордом одиночестве. Ну, а Волошинский фестиваль, «Литодрама» и «Любимовка» в финале не представлены.

Теперь вопрос: может ли победитель «Кульминации» (при самом широком представительстве и самом честном судействе) именоваться «Лучшей пьесой года»? Ответ: разумеется, нет. Почему? Да потому, что успешные авторы тоже что-то пишут, но новинки свои ни на какие конкурсы не посылают, и получается, что на «Кульминации» по определению представлены не все сильнейшие. Как хотите, говорить после этого о «Лучшей пьесе года» попросту не приходится. Повторю, при любом представительстве и любом судействе. А здесь вопросов тоже, мягко говоря, хватает.

Всё тот же г.Липовецкий, защищая своего соратника, сделал попутно доброе дело: обнародовал полный список кульминационного жюри. 38 человек; одного, пожалуй, надо вынести «за скобки» (Н.Антич, сербский переводчик), а ещё 18 привлечены, так сказать, со стороны – тут и финансисты, и культурологи, и журналисты, и общественные деятели, и т.д. Понятно, с текстами современных драматургов и псевдо-драматургов они практически не знакомы, а посему не в силах оценить оригинальность того или иного соискателя. Кроме того, пусть не все, но некоторые из них оглядываются на своих более «подкованных» коллег (что естественно). Вот список привлечённых: В.Вавилин, А.Деллос, И.Демидов, А.Клепач, А.Колганова, М.Кравцова, И.Мальцев, А.Мамут, С.Минаев, А.Привалов, И.Рыбаков, О.Свиблова, В.Суриков, Д.Трубочкин, В.Фадеев, В.Фёдоров, Н.Фохт, Е.Якимова.

А вот и те, на кого они оглядываются: С.Апфельбаум, Р.Белецкий, Д.Брусникин, М.Брусникина, А.Гончаренко, М.Дмитревская, К.Драгунская, М.Дурненков, Н.Коляда, Е.Кретова, О.Липовецкий, О.Лысак, Б.Любимов, О.Макутенене, Д.Мозговой, В.Приходченко, А.Слаповский, Ю.Тупикина, Н.Якушина. Часть этих «жюристов» представляет свои конкурсы, но главное – соотношение сил. Не стану ничего комментировать, но кто в теме, поймёт без подсказки: такого большинства одной партии не имеет ни одна «руководящая и направляющая» (со времён КПСС, естественно). Немаловажно, что некоторые «жюристы» по факту связаны сразу с несколькими конкурсами, и им несложно договориться о солидарном голосовании. Спросите, как при таком положении дел мимо финала пролетела «Любимовка»? Извините, в чужие внутренние разборки вмешиваться не собираюсь, мне это не интересно; как договорились – так и договорились, дело житейское. Скажете, других конкурсов у нас нет («Баденвайлер» в 2017-м не проводился, а «Время драмы» от участия отказалось)? Значит, незачем и огород городить. Помните, как партия большинства в Думе делит своих тадепутов на несколько фракций? А голосуют эти «разные» фракции почему-то одинаково. Кто бы мог подумать...

Стоит ли удивляться после этого кривизне результатов? Да, в 2016-м всё было совсем никуда, сейчас – заметно лучше, но суть-то осталось прежней. От того, больше или меньше соблюдены некие приличия, междусобойчик не перестаёт быть междусобойчиком.

Как быть? Ну, для начала необходимо убрать из жюри и экспертов всех, кто так или иначе связан с «соревнующимися» конкурсами, а квоту их соратников, единомышленников и «попутчиков» свести до минимума. Не так уж это сложно на самом деле – околотеатральный мир тесен, и все в нём друг про друга знают, кто откуда.

Другого варианта, извините, нет. Вернее, есть, но тупиковый. Может, хватит шастать по тупикам?
Скажете, у нас нет других драматургов и других режиссёров?
Не смешите.


Да, на всякий случай повторю то, что уже однажды писал: свою кандидатуру не предлагаю. По ряду причин, перечислять которые незачем – во всяком случае, здесь и сейчас.
А мы, если кто запамятовал, живём здесь и сейчас. Нравится нам это или нет.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments