dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Внеклассное чтение (часть 5, почти последняя)

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня – никакой лирики, что вижу – о том пою. Осталось 3 текста, и «кина» на сей раз не будет – благо мы его насмотрелись в предыдущих сериях. Даже и до театральной драматургии дело дойдёт, хотя и не сразу.

Финишная прямая, можно сказать. Рванули.

С.Давыдов, «Коля против всех». Монолог; не монопьеса, но именно монолог. С аудиочастью понятно – берёшь текст и читаешь, с выражением или без оного, а видеоряд в тексте как-то не заложен: вышел исполнитель на сцену (эстраду) – и говорит, говорит: бу-бу-бу, бу-бу-бу. Ключевой эпизод (герой отрезает себе три пальца циркулярной пилой) можно представить себе в кино (у Тарантино, к примеру), но кино нынче – запретная тема, вернёмся к рассказу. Что мы имеем? Очередная «сага» о подростке, который не вписывается в окружающий мир. И что? По сути, ничего – было, было, было. «Сокол» В.Печейкина, помнится, вообще выливал себе на голову что-то кипящее, а тут – всего лишь три пальца долой. Правда, не просто из протеста («Так не доставайся ж ты никому!»), но и для того, чтобы подставить ненавистную бабку: Коля – против всех (кроме покойной матери), но против бабки – особенно. Что любопытно, на избавлении от бабки сюжетная линия обрывается, и мы резко возвращаемся в сегодняшний день. Тоже странно: герой, по идее, остался один, его должны были или отдать под опеку, или отправить в интернат, что опять-таки предполагает некий новый эмоциональный опыт, но в тексте об этом – ни гугу. Да и сам рассказ, типовой и жалестный, при этом, на мой взгляд, интонационно неточен: если все (кроме покойной матери) – козлы и суки, и только рассказчик – д'Артаньян, откуда же такая «нерезкая», почти вальяжная интонация? Короче, не верю – даже как в эстрадный рассказ-ужастик.
Одна любопытная деталь. На первой «Кульминации» в шорт-листе фигурировал текст под названием «Боюсь стать Колей», нынче – «Коля против всех». Почему главнейшим из всех имён для организаторов конкурса является Коля, гадать не рискну. Но факт остаётся фактом.

А.Букреева, «Ганди молчал по субботам». Представитель молодого поколения бунтует против неправильного мироустройства (никогда такого не было, и вот опять). Хорошо, что на сей раз героя заботит не Вселенная, а микромир (семья), но, может быть, стоило обойтись без привлечения дежурной бомжихи? Как бы то ни было, «Ганди» и у организаторов конкурса, и у меня вошёл в призовую тройку; за кульминаторов не скажу, а для меня решающими стали формальные соображения: всё-таки получилось что-то, похожее на текст для сцены. Во всяком случае, места действия не расписаны в деталях, они предельно условны, да и происходит всё то ли наяву, то ли в воображении рассказчика, «вещные» подробности излишни. Что характерно, рассказчик (мальчик Саша, он же Мот) произносит свои монологи «внутри головы», и «собеседники» его не слышат: «Родитель 2. Санечка, скажи, пожалуйста, что-нибудь», «Родитель 2. Почему ты молчишь? Ну, что с тобой?», «Родитель 1. Молчишь? Я говорю с тобой, а ты молчишь?», «Родитель 1. Ты так и будешь молчать?». И вообще: «Мот. Я замолчал и в воскресенье. А потом еще и в понедельник. Родитель 2 тут же купила мне кожаную куртку, тонну швейцарского шоколада и новый смартфон. Родитель 1 сказал, что отправит меня учиться в Шотландию – мол, там очень хорошо учат. И он уже почти договорился. Я стал молчать и по вторникам тоже». Сценически, сколько могу судить, «безмолвные монологи» вполне решаемы (только не титрами – слишком много букофф). Сложнее «обыграть» многочисленные банальности на уровне изобретения велосипедов (мальчику простительно?), но тут уж что есть – то есть.
Да, литературно тот же К.Стешик («Летели качели») выглядит поярче, но если вспомнить, что «Кульминация» позиционируется как конкурс драматургии, попадание «Ганди» в призовую тройку выглядит вполне закономерным.

И, наконец, очевидный победитель – Д.Данилов, «Человек из Подольска». Тут по поводу жанра вопросов практически нет. Справедливости ради, надо сказать, что автор облегчил жанровую задачу до предела, использовав «триединство» Буало по полной программе. Получилась невесёлая комедия (на тему «Мы тебя научим Родину любить», но не только). Есть мнение, что это – комедия абсурда, но тут согласиться не могу: достаточно принять одно допущение (исходное) – а дальше всё вполне связно (для пьесы абсурда всё-таки характерно разрушение или хотя бы серьёзное нарушение причинно-следственных связей внутри текста, но если сохранена внутренняя логика развития... нет, тут другое, как хотите).
А в целом, если вернуться от общего к конкретной пьесе... не могу сказать, что я в восхищении, но сделано вполне добротно и, в общем, любопытно. Хотя и не без грешков (как утверждают, «Человек из Подольска» – дебютная пьеса опытного прозаика Данилова). И если по части общей сценичности вопросов, повторю, нет и быть не может, то некоторые реплики – увы, из другой «оперы». За примерами дело не станет: «Человек из Подольска сидит с отсутствующим, потерянным лицом»; «Человек из Подольска старательно зажмуривает глаза... во всем его облике ужас и судорожное старание»; «Человек из Подольска неотрывно смотрит на Женщину-полицейского с выражением одновременно непонимающим и очень заинтересованным» и даже «Смотрит на Человека из Подольска чрезвычайно лучистым взглядом». И насчёт театральной энергетики вопросы к пьесе, честно говоря, тоже возникают.
Тем не менее – победитель заслуженный и очевидный, факт. Кстати, ещё одна ремарка, финальная: «В какой-то момент организованный танец распадается, и каждый персонаж начинает танцевать отдельно, совершая дикие, экстатические движения. Музыка обрывается в кульминационной точке, и пять фигур застывают в странных, вычурных позах». Как видите, «в кульминационной точке». В точке «Кульминации», стало быть. Насколько странны и вычурны «позы» – судите сами.

Осталось подвести некоторые общие итоги. Поставить точку, если угодно.
Кульминационную.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments