dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

О нюансах, финансах и вообще

Алексей Битов (poziloy)

В некоторых языках, как известно, есть звук, промежуточный между «г» и «х», привычными нашему уху. Как правильно писать по-русски – Ганновер или Ханновер? Гауптман(н) или Хауптман(н)? А хрен его знает (тут просто: именно хрен, ни разу не грен).
Ну, а как быть с вежливым обращением «Herr»? Да, задали нам задачку немцы проклятые... непонятно, с какой стороны подступиться...

С французами всё-таки попроще как-то. К примеру, «а ля гер(р) ком а ля гер(р)» – никаким хер(р)ом тут и не пахнет, согласитесь, всё просто и сурово, и любому понятно, о какой гер(р)ушке идёт речь. Шагом марш, шашки наголо, орудия к бою и всё прочее по законам военного времени. Пленных не брать, сомнений не иметь! Все средства, сами понимаете, хороши.

И вот уже Н.Коляда и А.Слаповский, как два солиста военного хора, дружно заводят песню военну и клеймят Гильдию драматургов – дескать, у них там сплошные бездарности собрались. С Колядой, положим, ясно, он – известный любитель повторять то, что ему напели по телефону; скорее всего, со списочным составом этой самой Гильдии он знаком примерно так же, как с доказательством теоремы Виета для уравнения четвёртой степени. Но Слаповский-то, положим, отчасти в курсе, и тем не менее...

Если на то пошло, легко признаю, что я – бездарный драматург. Единственная просьба – подскажите, пожалуйста, где я мог бы прочитать свои пьески, чтобы убедиться в этом окончательно; неудобно, как ни крути, ощущать себя вторым (после Л.И.Брежнева) отечественным автором, не знакомым с собственным, так сказать, творчеством. Ссылочку в студию, если можно.

С некоторыми другими гильдейцами, прямо скажем, посложнее – кто поверит, что Слаповский считает Нину Садур бездарным драматургом, завидующим шексирам и шекспиршам уральской чеканки? Не знаю, помнит ли Алексей Иванович басню Крылова «Осёл и соловей», но рассуждает он именно как один из заглавных персонажей этой басни, хотя в мирной жизни, безусловно, не является таковым. Но а ля гер ком а ля гер...

Кстати, о зависти. В личную жизнь пастуха вмешиваться не намерен, но поле у нас, понятно, не меряно, а драматургические звёзды не считаны, и производство новых поставлено на поток. Реклама на сайте АТК: «Создать пьесу за пять дней – амбициозная задача. Но она выполнима, если вы работаете по четкому плану, с понятными инструментами, под руководством профессионала. Занятия ... строятся по британской методологии Class Act, разработанной специально для тех авторов, которые раньше никогда не занимались сочинением пьес». Во, как! Специально не называю одного из множества последователей Дж.Питерса, Э.Такера и других благородных жуликов, несть им числа. О.Бендера попрошу не привлекать – методичка, по всей видимости, написана на английском языке, а не на турецком, понятном детям тамошних подданных. Немецкий и французский варианты тем более не рассматриваются, но а ля гер ком а ля гер, и Ассоциация театральных петриков реагирует на создание Гильдии всеми наличными боевыми ресурсами, включая рекламу чудодейственного эликсира, разом излечивающего и перхоть, и мозоли на пятке. Впрочем, как умеют, так и реагируют, чем владеют – тем и пользуются. А владеют они прежде всего умением впаривать лохам всяческую хрень (ни разу не грень) под видом последних мировых ноу-хау.

Пока всё понятно, а вот насчёт следующего пункта... тут, если честно, не стал бы биться об заклад, связана ли эта публикация на странице АТК с военными действиями или на сей раз можно говорить о случайном совпадении (помнится, был такой анекдот: «Что тебе сказать, дочка? Бывают же просто сны»). Речь на сей раз идёт о публикации от 23 января: «Ассоциация театральных критиков выразила обеспокоенность судьбой журнала "Современная драматургия" в связи с недостатком финансирования. От его публикаций зависит "репертуарное будущее всего российского театра", говорится в письме, имеющемся в распоряжении ТАСС» (см. http://tass.ru/kultura/4896308). Всё бы хорошо бы, но почему петрики отреагировали только сейчас? если кто не в курсе, письмо «Журнал "Современная драматургия" на грани гибели!» появилось ещё перед Новым годом – в «контактной» публикации (https://vk.com/wall3475972_2392) оно датировано 22 декабря. Стоит ли бить в колокола спустя месяц? или раньше, что называется, были сомнения, а теперь появилось нечто, рассеявшее их без остатка?

Какие сомнения? Например, в связи с одним из абзацев декабрьского письма: «В декабре послали заявку на грант Фонда Михаила Прохорова, известного своей благотворительностью в области культуры. Вчера пришел отказ: недостаточно средств на "внешние проекты". Видимо, отказали по формальным причинам, не вдаваясь в детали». Это что ещё за наезд на дружественную АТК организацию – Фонд Прохорова? И вообще, если прохоровцы «Современную драматургию» за своих, получается, не держат, то, возможно, им виднее (кто платит – тот и прав). Но ничего, не прошло и месяца, как утопающему пришли на помощь.

Кстати, насколько знаю, кое-что за месяц изменилось.Из декабрьского письма: «У нас полностью готов первый номер 2018 года, однако печатать и распространять его не на что». А в январе средства на печатание, вроде бы, нашлись, и номер ушёл в типографию. Разумеется, финансовые проблемы журнала не разрешились окончательно, но это уже – несколько иная песня. И требовать деньги с профильного министерства, конечно, надо, но на роль скорой помощи Минкульт явно не годится. Ещё цитата из декабрьского письма: «если раньше мы получали их [средства] весной, авансом, а в конце года отчитывались, то теперь должны сначала выполнить свою работу, а уж потом получить обещанные суммы». Таков сегодняшний порядок. Идиотский, конечно (стулья – сейчас, а деньги, так и быть, в конце года), но изменить этот порядок не в силах ни Мединский, ни Журавский, ни порознь, ни вместе. Тут, как хотите, не кран надо менять, а всю систему.

Если уж зашла речь о ситуации с «Современной драматургией», сформулирую своё личное отношение к проблеме. Да, в редакционной политике журнала просматривается перекос в сторону текстов определённой стилистики (скажем так). И тезис «журнал – не место для дискуссий», хотя и характерен для нашего времени, не становится от этого менее сомнительным. Но перекосы, в конце концов, исчезают (случается и такое), а вот убиенные воскресают разве что в исключительных случаях. Добавим к этому, что «Современная драматургия» иногда публикует интересные архивные материалы, которые в ином случае могли бы ждать своего часа ещё неизвестно, сколько. Вывод: я – за сохранение журнала, в том числе и за сохранение за ним государственной дотации. Хотя систему в целом всё равно надо менять, и чем скорее – тем лучше.

Да, Гильдия драматургов продекларировала намерение издавать собственный журнал, тоже претендующий на господдержку. Но не «вместо того» (петрики то ли врут, то ли меряют других на свой аршин), а параллельно (возможно, иногда и перпендикулярно, но тоже ничего страшного). Если у государства не хватает пряников, могу подсказать, на чём можно сэкономить без ущерба для дела, но это в любом случае не сейчас.

А сейчас... обратите внимание, мы плавно перешли от войны к конкуренции – оно надёжней, да оно и тише. И никаких монополий.
Желательно, однако, чтобы конкуренция была добросовестной. Но тут уж – кто как привык...
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments