dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Внеклассное чтение (часть 1)

Алексей Битов (poziloy)

Наверное, обзор финалистов «Кульминации» следовало бы начать с кое-каких общих раскладов. Но если уж всё получилось так, как получилось, «расклады» можно приберечь к финалу, а начать непосредственно с текстов. Единственная цифирь, которую обнародую сразу же – соотношение в ТОП-10 известных мне авторов и авторов, доселе неизвестных. Тут – паритет: 5 на 5, но без блата у нас никак, так что старые знакомцы рассматриваются в первоочередном порядке.

Трое из пятерых – можно сказать, ветераны Любимовки, хотя и не относятся к головной организации «новой драмы»: О.Михайлов, Я.Пулинович, К.Стешик. Но объединяет их не только общая история (Бог с ней, с этой историей, в конце концов), но и заметное, скажем так, типологическое сходство. И даже не одно, а, как минимум, три.

Во-первых это, конечно, ощущение дежа вю, о котором я тут писал в минувшую пятницу: «открываешь очередной текст – и в большинстве случаев почти сразу возникает ощущение «дежа вю»: было уже, поручик, было, тоска» (https://dik-dikij.livejournal.com/1448758.html). Сам текст, вроде бы, незнакомый, но персонажи, диалоги, повороты сюжета... вспоминается знаменитый мультфильм с вечным «ну, что, опять?» Не спасает даже перенос действия в оригинальный интерьер – как у Михайлова (1828 год, Чита, декабристские жёны): из-под новой одёжки – те же лица и те же фигуры (от перемены мест [слагаемых] сумма, как известно, не меняется. Понятно, это относится не только к трём авторам, но к ним – едва ли не в наибольшей степени.

Скажете, это – личное ощущение, а ощущение к делу не пришьёшь? Допустим, но есть и «во-вторых», и «в-третьих». Вот, скажем, концовки. О.Михайлов, «Дамская улица (Сёстры Ганга)». «АКТРИСА, ИГРАЮЩАЯ РОЛЬ ПОЛИНЫ: Жанетта-Полина Гёбль хоть и была рождена француженкой, однако с полным правом может именоваться русской женщиной. Прасковья Егоровна Анненкова прожила дольше своих подруг – 76 лет. Она тоже оставила воспоминания, в которых пылко и живо рассказала историю своей огромной любви к мужу, своим подругам, с которыми судьба свела ее на Дамской улице в Чите, и к России, ставшей для нее второй родиной. В этих воспоминаниях есть слова песни, которую, как она уверяла, в 1805 году пели французские солдаты, отправляясь на сражение под Аустерлицем. Вот эта песня.
Adieu, peniche et bateau plat,
Et prame, et canonniere,
Tambour, il bat, il fuit partir
A l'heure qu'on nous appelle.
Adieu, nos chers petits pigeons,
Cantine el cantiniere,
Nous reviendrons dans nos cantons.
Oui! dam! apres la guerre {*}.
{*"Прощайте, шлюпка, плоскодонка, катер и канонерка! Барабан уже бьет, надо отправляться, когда нас позовут. Прощайте, милые голубчики, – погребок и маркитанка! Мы вернемся домой! О, да! Вернемся после войны!"}
Темнота.
Конец
».

Я.Пулинович, «Тот самый день». «Мария и Алексея берутся за руки и убегают. Звучит песня Ю. Энтина и М. Минкова «Дорогою добра»:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо –
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо –
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Конец
».
Извините за две длинные цитаты, но ведь из песен слов не выкинешь...

К.Стешик, «Летели качели». «Некоторое время Стас раскачивается на табуретке, закрыв глаза и обхватив голову ладонями, потом начинает петь.
Стас (поёт). Летели качели без пассажиров... Без постороннего усилия, сами по себе...
ЗАНАВЕС
».

Выбор, как видите, широкий, на любой вкус (и рок, и попса, и даже импортное народное), но... Понятно, что авторы между собой не договаривались, так откуда у всех троих – один и тот же ход? Может быть, от одинаковой «выучки» (если это можно назвать выучкой)? или от «группового» мышления, заменяющего индивидуальное? Не знаю, но факт есть факт.

И, наконец, третье. Старая песня, хотя речь уже совсем не о песнях.
Михайлов, самое начало: «К весне 1828 года один из крестьянских домов, что стоит рядом острогом, был перестроен: на втором этаже появился балкон». Это – «для настроения», типа? Нет, у балкона – своя вполне функциональная роль: «На этом-то балконе мерзнет сейчас хозяйка дома – Александра Григорьевна Муравьева, урожденная графиня Чернышева. Взгляд ее обращен не на острог, с которым соседствует дом, а на дорогу».

Через 20 строчек Муравьёва «Возвращается с балкона в комнату, но дверь не закрывает», и больше этот балкон ни разу не появится (последующие действия – в других местах, даже в бане, но только не в комнате с балконом). Вопрос на засыпку: зачем городить на сцене столь громоздкую конструкцию без особой нужды (в конце концов, Муравьёва, хотя и знатного происхождения, могла бы попросту постоять у окна)? Заметьте, подобного вопроса не возникнет, если определить текст не как пьесу, а как сценарий (что намного ближе к истине). Но речь, как нас уверяют, идёт об определении лучшей пьесы года. И это, поверьте, далеко не единственный пример такого рода.

Вторая сцена, из вводной ремарки: «Шипение воды, соприкоснувшейся с раскаленным камнем, клубы водяного пара, хлёст веника по голому телу…
Русская баня
». А зрители первых рядов не запарятся, случайно? На экране всё, конечно, было бы намного проще.

Ремарка: «На лицах дам появляются самые очаровательные улыбки, какие только можно представить». Уж сколько раз твердили миру, что оценить очарование сценической улыбки затрудительно – за исключением разве что первых рядов, но тамошним сидельцам, как мы уже поняли, уготовлены иные испытания.

Ещё ремарка: «Перед дамами стоят ведра, куда они сортируют картофель, предназначенный для посадки. Это значит, что сейчас уже начало июня, первые его числа». Извините, без комментариев.

Пулинович. Описание действия (сцена 6): «Мария идет по улице. Грустная и отчаявшаяся. На перекрестке рядом с ней останавливается машина, из машины выглядывает голова гопника Славы.
Слава. Куда такая красивая девушка идет, совсем одна и без охраны?
Мария. Не знаю. Домой, наверное.
Слава. Поехали с нами, прокатим с ветерком? Не бойся, мы хорошие.
Мария садится в машину на заднее сидение.
Мария. (Обращается к Славе и сидящему рядом с ним гопнику Анатолию) Я – Маша. Здрасьте...
Мария многозначительно смотрит на Анатолия.
Анатолий. Ну, поехали тогда, что ли…
Машина трогается с места
». И Сцена 7, до кучи: «Стройка. Машина останавливается, гопники выходят из машины. Мария выглядывает в окно». Так и просится на сцену, не правда ли?

И такая ремарка: «Ростислав подмигивает Марии и выпрыгивает в окно». Гигантский, наверное, глаз у Ростислава – непонятно, как он в окно пролез. Или окно было витринное, хотя и «в гримерке»?

Стешик. В финале Сцены второй жена выгоняет Стаса из дома («Просто исчезни»). Но исчезнуть герой не успевает – вместо него исчезает сама Яна (жена), и Стас оказывается в пустой больничной палате. Из вводной ремарки: «на одной из ссохшихся тумбочек стоит графин с давно высохшей водой – от неё остался отчётливый белый след на стенках графина. Дверь в палату открывается, женщина в белом халате, очень похожая на Буфетчицу, ввозит внутрь инвалидное кресло на колёсах, в котором сидит пожилой мужчина с безучастным выражением лица. Женщина останавливает кресло возле одной из коек и смотрит на Стаса вопросительно. Стас смотрит на женщину... Мужчина сидит в кресле, как и сидел, с безучастным выражением лица». Как театральный зритель разглядит не только «безучастное выражение лица» и направление чьего-то взгляда, но и след от воды на стенках графина? Какая оптика для этого нужна?

Или: каким волшебством Стас из кровати с Ксенией (Сцена четвёртая: комната, заваленная стройматериалами, «Нет ни стола, ни стульев») перемещается в кафе («Столик в кафе «Весна»... сидят Стас и Егор, который Андрей. Между ними на столике – ополовиненная бутылка коньяка и пару стаканов»), а потом оказывается в больничной палате (во второй раз), в лесу (с Ксенией), в квартире (с Яной), снова в больничной палате и снова в квартире (другой, хотя и «очень похожей»). Он овладел искусством телепортации (а может быть, кинопортации) или как?

И такое кино: «Некоторое время его отец лежит в койке, после откидывает одеяло, встаёт, ведёт кресло к окну, садится в кресло и смотрит в окно. За окном идёт дождь».

Ребята! Экран и сцена (не путать с одноименным журналом!) – разные вещи, вы не в курсе? И эта путаница тоже характерна для большинства кульминационных авторов, но опять-таки сценаристские навыки особенно проявляются у тех, кто близок к «новой драме».
Вот такое дежа вю.

Поймите, пожалуйста, правильно: три текста по литературному уровню отнюдь не одинаковы. Впрочем, оставлю это на завтра.
На сегодня и так много.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments