dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Человек против "групповой ничтожности"

Алексей Битов (poziloy)

Послезавтра, 28 декабря, исполнится год как умерла Вера Максимова. Конечно, её вспоминают – и друзья, и, так сказать, «оппоненты». Вопрос: вспомнят ли этих «оппонентов» за пределами партстаи через месяц-другой после того, как они замолчат (просто замолчат, дай им Бог долгой-долгой молчаливой жизни)? Извините, сомневаюсь – было бы, кого вспоминать.

1 января 2018 года исполнится 5 лет со дня смерти Александра Соколянского – ещё одного человека, который боролся с тусовкой. «Оппоненты», однако, его не забыли, и К.Матвиенко (помните такого персонажа?) ещё в середине декабря выложила у себя на ФБ пост следующего содержания: «"сплав наглости, самовлюбленности и невежества – тот душевный сплав, из которого отливают себе памятник новейшие драматурги и их присные, – сейчас слишком тверд. разрушит его цепь грядущих годов, вдаль убегающих. на тебе копеечку, только отойди, убогий, от тебя дурно пахнет". (2004). бойтесь прогнозов!» (https://www.facebook.com/christine.matvienko/posts/1695162407170551). Если кто не догадался, основа поста – цитата из Соколянского (типа, прогноз не оправдался). Увы, наивная г-жа Матвиенко сама не поняла, что лишний раз подтвердила диагноз, поставленный её «движухе» 13 лет назад: «сплав наглости, самовлюбленности и невежества».

Начнём с наглости. Кандидат искусствоведения (или искусствоневедения?) г-жа Матвиенко не может не знать элементарных правил цитирования: выпускаешь часть цитаты – ставь многоточие (в квадратных скобках или без оных). А если прочитать текст в оригинале, выяснится, что никакого прогноза Соколянский не делал, у него написано так: «Сплав наглости, самовлюбленности и невежества – тот душевный сплав, из которого отливают себе памятник новейшие драматурги и их присные, – сейчас слишком тверд. Разрушит его цепь грядущих годов, вдаль убегающих. А может быть, и не разрушит» («Опыт групповой ничтожности», "Искусство кино", 2004, http://kinoart.ru/archive/2004/02/n2-article10).

На святого Антония, увы, не тяну, так что не удержусь от искушения, продолжу цитату хотя бы до конца абзаца: «В новейшей драме господствует этическая установка на массовость и монолитность: чем нас больше, тем нам лучше, чем крепче мы держимся друг за друга – тем скорее получим все и сразу. «Все и сразу» – это не только мечта, но и творческая программа. Бoльшая часть пьес, которые я читал, именно по ней написаны. Поначалу это вызывает веселое недоумение, потом злость, потом – желание подать на бедность. А что еще делать, когда человек сразу хочет быть и романтиком, и циником, и обитателем дна, и представителем бомонда, и богохульником, и святым (еретического, конечно, толка) и т.д., вплоть до самого последнего, заветного желания – потрясать мир своей лютой антибуржуазностью и при этом успешно продаваться. На тебе копеечку, только отойди, убогий, от тебя дурно пахнет. А он, вероятней всего, не отойдет: ему мало. Ему всего мало, и их таких много».

Ладно, лирику пока отложим, ограничимся констатацией факта: Соколянский в своём прогнозе ошибиться не мог, поскольку ничего не прогнозировал (может, так, а может, эдак – ни разу не прогноз); купировать текст, чтобы выдать его за прогноз – согласитесь, самая натуральная наглость.

Невежество. Г-жа Матвиенко, как видите, тонко намекнула, что «новую драму» никто не разрушил, хотя «цепь грядущих годов, вдаль убегающих» уже позади. Поклонники всего «нового», похоже, не в курсе, что театру, как минимум, 26 веков от роду, а 13 лет для него – вообще не срок. (Для сравнения: то же самое, что 4,5 месяца от 75 человеческих лет – одна двухсотая.) Лысенковщина, если на то пошло, длилась дольше, хотя генетика помоложе театра будет. Но нет, радетели «новизны» этого не знают и знать не хотят. Что ж, по меркам бабочек-однодневок всё, что больше суток – огромный срок, глазом не охватить...

И, наконец, самовлюблённость. Гоголевская Панночка наверняка считала, что выглядит живой-соблазнительной; она и в зеркале не углядела бы очевидного: «Труп опять поднялся из него [из гроба], синий, позеленевший». Есть особи (и даже целые группировки), которые никаких пятен в зеркале в упор не видят, они всегда кажутся себе красивыми и талантливыми. Впрочем, шутки в сторону. В нулевые «новая драма» собиралась на ать-два захлестнуть театральный мир, а в первую шеренгу входили Пресняковы и Дурненковы, Вырыпаев и Сигарев, Курочкин и Клавдиев... и, конечно, Пряжко. Что характерно, друг от дружки они отличались не только уровнем, выбирай – не хочу. Но нет, не захлестнули; мало того, схлынули куда-то. Ну, у Вырыпаева был короткий всплеск по «Практике» – и всё. Ах, да, ещё Пряжко обзавёлся персональным «режиссёром» (почти по Тургеневу: «Один лишь Тоггенбург <Аксаков> / С ее дыры не сводит глаз»), но какая же это волна? А кто взамен? Новые «новые»? Имя им легион, конечно, вот только дальше бури в стакане воды дело не идёт... да и не отличить их уже, что тот солдат, что этот. А «живы» они постольку, поскольку их с аппаратного дыхания не снимают: сперва был Экспертный совет Минкульта по драматургии, потом (в пандан, как говорится) пошла призолмасочная «Пьеса пьес», теперь – первый сезон «Кульминации» (второй пока не изучил, хотя...) Плюс фельдшер Лоевский, бегающий туда-сюда со своим чемоданчиком... А результат? Близок к нулю, факт. Нет, они, конечно, надеются встать со смертного одра, но померла –так померла, сколько её из разных аппаратов ни подкачивай. Все мы, все мы в этом мире тленны...

Подытожу: прогнозов Соколянский не делал, а три отличительных признака «движухи» сохранились post mortem (не путать с постмодерном и постдрамой). Потому и вскинулись «новаторы» разного рода, кто с обидой, кто с досадой (в комментариях отметились Е.Гремина, М.Давыдова, Е.Ковальская, А.Степанова etc). Справедливости ради, один комментатор всё-таки отказался подключиться к «перекличке» – «Irina Lyubarskaya Саша умер вообще-то». Но ничего, другие наверстали; особо отмечу вот это: «Ольга Шакина А кто этот Саша (кроме как, очевидно, мудак)?» Кстати, если вы не в курсе, кто такая г-жа Шакина, поясню: эта дама – воспитанница журнала «Искусство кино»; её огромный интеллект не умещается в косметичку, приходится держать его дома, на антресолях. Чтобы не быть голословным, две цитаты, имеющие прямое отношение к достижениям «новой драмы»: «Пряжко за считанные дни производит малоцензурные «Трусы», украшенные автобиографическими куплетами в исполнении нижнего белья (трудно представить себе белье, оперирующее эвфемизмами: «Мною сперму вытирали. – Меня кровью заливали. – В меня срали. – Меня рвали. – Мною раны зажимали») [бедный Пряжко! судя по такой автобиографии, жизнь у него явно не задалась]» и «Первые несколько лет творчества истосковавшийся по самовыражению Пряжко посвящает забрасыванию читателя содержимым собственного интеллектуального багажа, собранного вовсе не на опостылевших университетских семинарах...» (О.Шакина, "Искусство кино", 2010, http://kinoart.ru/archive/2010/05/n5-article24). Да-да, тот самый журнал, который шестью годами ранее напечатал статью Соколянского, вот ведь как оно бывает...

А вот ещё несколько цитат из статей Александра Соколянского. В тему.
2005 год: «Главной бедой рвущейся на сцену постсоветской драматургии стал кризис перепроизводства. Корень беды – стремление к массовости и корпоративности. Прирост корпоративного поголовья всячески поощряется кураторами драматургических сообществ.... художественное начальство твердо знает: залогом влиятельности и гарантией комфортного существования является изобилие подопечных авторов, а отнюдь не качество текстов. Так мыслит любая бюрократия: чем больше бумаг проходит по нашему ведомству, тем большего внимания к себе мы вправе требовать и тем больше комбикормов будет в нашей кормушке.
Это не только противно, но и прискорбно: талант, не слишком в себе уверенный, почти наверняка будет смят и искорежен в искусственно созданной толчее равноправных бездарностей... Устроители драматургических сабантуев нанимают актеров, не обязательно плохих, и устраивают чтения по ролям, никому, кроме самих драматургов, не нужные. Авторы довольствуются одобрением сидящих в зале коллег, заранее зная, что ничего, кроме комплиментов, они не услышат. Корпоративная этика обязывает их считать все похвалы искренними и любить процесс коллегиального самоудовлетворения больше, чем живой театр: трудно придумать что-нибудь более безнадежное и бесплодное
» (http://www.vremya.ru/2005/9/10/116658.html).

2010 год: «Плохих пловцов не сманишь с мелководья...
Скоро он, само собою, совсем выйдет из обихода. Но вспомним фразу Василия Осиповича Ключевского: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому что, уходя, не умело убрать своих последствий» (Соч. в 9 тт. – М., 1990. Т.9, С.365) . Последствия же, как ни крути, тлетворны
» (http://www.chaskor.ru/article/otvechayu_za_bazar_ili_samo_ujdet_18594).

Тот же 2010 год: «Ещё одна благодарность – читателю с ником 1_az, который ещё в прошлом сентябре задал два хороших вопроса...
Второй вопрос процитирую: «Как вы считаете, «новой драме» следует противостоять или можно подождать, пока всё рассосётся само собой?»
Я тогда не ответил. В статьях не было повода, а блога в ЖЖ или ещё где-нибудь я не завёл и не заведу по причинам, которые объясню чуть позже. Вопрос, внешне наивный, задан, однако, по делу. С него и начнём.
Рассосётся, конечно. Куда денется, само уйдёт
» (http://www.chaskor.ru/article/samo_ujdet_1_18385).

Но тут уже я позволил себе слегка запротестовать: «Не знаю, насколько с такой позицией согласен сам 1_az,.. но я согласен лишь при одной существенной оговорке – чем активнее мы будем бороться с этой напастью, тем быстрее оно "само уйдёт". Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.
Соколянский, впрочем, никак не заслуживает упрёка в умывании рук – он со всякой пакостью, включая "нд", борется, как может. Что лишний раз подтверждается статьёй в chaskor, о которой идёт речь
» (https://dik-dikij.livejournal.com/93533.html).

А «новодрамцы» и иже с ними – пусть бесятся дальше, сколько угодно. Что им остаётся, когда возразить нечего, а забыть не получается...



Вместо эпитафии.


* * *

"Мы соль земли. Мы – пасынки эпохи.
Мы – чёрные назойливые мухи".
Изгнанники – всегда, в любой стране.
Когда-нибудь не сплетни и не слухи,
А книги, собирая нас по крохе,
Соврут России что-то обо мне.

Не дай мне Бог дожить до нашей славы,
До хора голосов: "вы были правы",
До года с Февралём и Октябрём,
До дней, когда ликующие лярвы.
На нас напялят жухнущие лавры.

И вот тогда мы точно перемрём.


Александр Соколянский.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments