dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Послевкусие

Алексей Битов (poziloy)

На старте нового театрального сезона я по разным причинам замешкался, зато в ноябре, похоже, установил личный рекорд – 26 просмотренных спектаклей (с учётом, понятно, «Московской обочины»). Правда, некоторые из них смотрел по второму разу, а два – даже по третьему.

Нет, конечно, попадаются спектакли, пересматривать которые готов разве что по приговору суда (как минимум, Верховного). Попадаются они не так редко, но, впрочем, и не слишком часто. А остальные пересматривать любопытно – как они меняются со временем, с неизбежными изменениями в составе или, наоборот, насколько держат уже достигнутый уровень. Кстати, даже если сам спектакль практически не изменился, что-то всё равно воспринимается иначе: меняется угол зрения, да и вообще в одну реку, известное дело, нельзя войти дважды.

Чтобы проиллюстрировать эти незатейливые тезисы, два спектакля пермского театра «У Моста» (режиссёр С.Федотов) подходят как нельзя лучше:«На дне» я видел в третий раз, «Палачей» – во второй. «Палачи», если сравнивать с первым (премьерным) вариантом, превратились по сути в другой спектакль – прежде всего, потому, что «заиграл» Владимир Ильин; заиграл не в актёрском смысле, а, скорее, в ювелирном (типа, «заиграл всеми гранями»). Что касается «На дне» – высокий уровень спектакля, смею утверждать, сохранился, но Ильин – Сатин с каждым просмотром воспринимается ярче и мощнее. Набирает обороты? Нет, не думаю, это скорее вопрос восприятия: есть вещи, данные нам в ощущение, к которым для начала надо приглядеться, тогда как в других случаях, наоборот, глаз замыливается.

Самое время вспомнить свой разговор с очень профессиональным театральным критиком старшего поколения. К тому времени мы оба посмотрели пермский «На дне» по одному разу, обоим спектакль понравился, но при этом мы дружно решили, что режиссёр Федотов, говоря о спектакле, несколько переоценивает своего Сатина. Ничего не могу сказать про свою собеседницу (пересмотрела ли она спектакль, а равно и его оценку, не ведаю), а вот я, однако, пересмотрел и охотно признаю правоту Федотова: Ильин очень впечатляет, причём делает это медленно, но верно.

Ильин здесь, Ильин там... Довелось посмотреть (в несколько заходов) девять спектаклей «У Моста»; Ильин (единственный из актёров) участвовал во всех: и в 4 по МакДонаху («Калека с Инишмана», «Сиротливый Запад», «Лейтенант с Инишмора», «Палачи») и в 5 по нашим классикам («Панночка», «Идиот», «На дне», «Три сестры», «Зойкина квартира»). Явтух, Рогожин, Сатин, Чебутыкин, Портупея... Малыш Бобби, Коулмэн Коннор, Донни, Гарри Уэйд... Разные персонажи; что характерно, большинство из них (но не все) – люди упёртые (хотя и по-разному). А сам Ильин упёртым нисколько не выглядит и, во всяком случае, уверенностью в себе не сочится. И ролей он, собственно, не играет – он просто существует на сцене в той или иной ипостаси. Подчёркиваю: не в т.н. «заданных обстоятельствах», но именно в той или иной ипостаси, что, на мой взгляд, является ещё более высокой ступенью актёрского мастерства (понятно, в рамках психологического театра, но мы ведь сейчас именно и только о нём).

Полтора года назад я писал: «Ильин... выраженной типажностью не обладает, но он, похоже, выполняет функцию своеобразного «диспетчера», проводника режиссёрского решения – по крайней мере, в «Панночке» именно он задаёт необходимый ритм, а в «Калеке» только с его выходом начинается основное действие (до этого шёл «разгон»)». Теперь, пожалуй, дополню: когда надо, он выходит вперёд, но, если этого не требуется, спокойно существует на равных с партнёрами («Сиротливый Запад»), а то и вовсе остаётся где-то в глубине, на втором плане (первое действие «На дне»), не выпячивается, не тянет одеяло на себя.

И вот ещё, что необходимо отметить. Я видел Ильина в 5 премьерных ролях и в 5 уже обжитых (в «Палачах» – и так, и сяк). Конечно, он – тот ещё тормоз. Так, в первоначальных «Палачах» он напоминал купальщика, который стоит у самой кромки и осторожненько пробует воду ногой – то ли глубину промеряет, то ли льдинки отгоняет. А сейчас всё изменилось, и актёр, оторвавшись от условного «берега», полностью обжился в новой стихии, как в родной.

Заметьте, я ни разу до сих пор не употребил слова «органичность» – слишком оно тут напрашивается, а о самоочевидном достаточно упомянуть один раз, напоследок.

Разве что про кино надо добавить. По данным kino-teatr.ru, актёр с 28-летним сценическим стажем не снимался никогда и нигде; отчасти это, надо полагать, объясняется географией (Пермь), отчасти (возможно) именем и фамилией (все хорошо знают другого замечательного актёра, которого зовут Владимир Ильин), а отчасти... отчасти, пожалуй, так и надо: на съёмочной площадке нет времени обжиться в роли, и мы увидели бы совсем не того Ильина. Да, конечно, всяко бывает, но кино, даже хорошее, почти всегда имеет привкус фастфуда. Трудно, согласитесь, представить себе гурмана, который предпочитает фастфуд.

На всё том же kino-teatr.ru пермский актёр фигурирует как Владимир Ильин (VII). А на сцене он – первый. Впрочем, на сцене актёры такого уровня – всегда первые, иначе и быть не может.
Гурманы, ау!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments