dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Из записок соучастника

Алексей Битов (poziloy)

Возможно, современная молодёжь сразу не врубится, кто и где написал: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака...» А мы когда-то учили эти строчки чуть ли не наизусть, как стихи. Что? Рифмы нет? Хорошо, давайте в рифму – Кстати, о драматургии: Призрак бродит по России, призрак некоей Гильдии... Разумеется, силы, которые объединились для священной травли этого призрака, не заставили себя ждать; ну, не хотят они (по разным причинам), чтобы ненавис-с-стный призрак материализовался.

«Заявление о создании Гильдии драматургов» появилось на сайте МК в пятницу и вызвало лёгкий ажиотаж. Во всяком случае, материал «Павел Буре: «Уверен, наши хоккеисты поедут в Корею»», хотя был выложен лишь на 3 часа позже, по числу просмотров догнал «Заявление» только в воскресенье вечером (при том, что хоккей в России больше, чем хоккей). О некоторых откликах – во второй части поста, а пока, поколебавшись (пока, пока, покачивая перьями на шляпах), всё-таки продублирую текст Заявления – во-первых, вдруг кто-то не в теме, а во-вторых, для того, чтобы мои комментарии были понятнее (вряд ли посетители сайта МК выучили Заявление наизусть).

Итак, вот он, страшный зверь.
«Драматургия является базовым литературным жанром, первоисточником, основой театральных постановок, кино- и телефильмов. Именно драматургия, определяя идеи, темы, героев и антигероев лент и спектаклей, формирует в конечном счете культуру и мировоззрение десятков миллионов зрителей. Однако в последние годы мы видим ослабление внимания театров к своему первоисточнику. Вызывает тревогу ряд негативных явлений в театральной сфере. Очевидны тенденции к коммерциализации театра, потере им нравственного начала, любованию насилием, злоупотреблению ненормативной лексикой, небрежение серьезной современной драматургией и Словом в театре вообще. Некоторыми режиссерами движут не столько интересы и запросы зрителей, сколько страсть к болезненному самовыражению, стремление к эпатажу, желание любой ценой прозвучать на фестивалях и в СМИ. Но увенчанные всевозможными лаврами спектакли часто зрителю не интересны и в репертуаре не задерживаются.

Снижение статуса драматурга, равнодушие театров к современной пьесе, разрыв связей между драматургами и театрами настоятельно диктуют необходимость создания профессионального творческого объединения драматургов России, как это давно сделано практически во всех цивилизованных странах. Идеологические и литературные разногласия не должны служить препятствием для такого объединения.

Настало время восстановить значение литературной первоосновы в драматическом театре и упрочить естественную связь театра с драматургией. Это можно сделать только совместными усилиями драматургов, театров и учреждений культуры. С целью содействия этому процессу нами и принято решение о создании Гильдии драматургов России.

Гильдия драматургов России является профессиональным творческим союзом, ставящим перед собой следующие задачи:
Защита профессиональных интересов драматургов;
Пропаганда современной драматургии и продвижение ее в театры;
Творческое взаимодействие драматургов с театрами, театральными продюсерами, радио, телевидением и киностудиями, Российским авторским обществом;
Укрепление связей с Министерством культуры, Союзом театральных деятелей, региональными учреждениями культуры, театральными учебными заведениями;
Привлечение новых творческих сил в драматургию;
Творческая помощь драматургическим мастерским и театрам России и стран СНГ. Проведение мастер-классов по драматургии, семинаров, конкурсов и фестивалей.

Членами Гильдии могут быть драматурги России и русскоязычного мира других стран, чьи пьесы или переводы нашли сценическое воплощение в театре. В члены Гильдии могут также избираться режиссеры, актеры, критики, театроведы, журналисты, переводчики, руководители литературных частей театров и другие лица, активно участвующие в ее деятельности и содействующие пропаганде и продвижению современной драматургии. Возможно также коллективное членство в Гильдии региональных организаций и союзов драматургов.

Мы приглашаем всех драматургов страны и русскоязычного мира вступить в Гильдию. В ближайшее время будут сообща выработаны ее уставные документы и выбраны ее руководящие органы. В век Интернета и электронной связи дальность расстояний не помешает коллективной деятельности Гильдии и общению ее членов. Гильдия не подменяет собой другие творческие организации и союзы, и участие в ней не является препятствием для членства в них.

Члены инициативной группы
». 41 подпись: 2 коллективных члена (Гильдия драматургов Санкт-Петербурга и Товарищество сибирских драматургов "ДрамСиб") плюс 39 «индивидуалов». Правда, вскоре два человека свои подписи отозвали (на ФБ), но одна из них в списке не фигурировала, и отказник у нас, таким образом, только 1 – А.Гельман. Не возьмусь судить, что подтолкнуло маститого драматурга к этому решению, но, в любом случае, хозяин – барин. И их осталось 40, причём не все они – драматурги.

В заявлении, если вы обратили внимание, есть фраза: «В члены Гильдии могут также избираться режиссеры, актеры, критики, театроведы, журналисты, переводчики, руководители литературных частей театров и другие лица, активно участвующие в ее деятельности и содействующие пропаганде и продвижению современной драматургии»; не вполне понимаю, что значит «могут также избираться» – кто и каким образом будет избирать, непонятно. Безусловно, есть в этой фразе и моя вина – честно говоря, проглядел, когда предварительно читал текст. Если Гильдия драматургов открыта не только для драматургов, намного правильнее было бы написать не «могут избираться», а «могут входить». Впрочем, уверен, что «это клякса нечаянно», и никто не собирается вводить на входе фэйс-контроль (как у совписов или в нынешней АТК). А все остальные положения сколько-нибудь принципиальных возражений не вызывают.

Понятно, осталось много нерешённых вопросов, но никто никого не отстраняет от участия в их решении. Но с самого начала чётко сформулирован краеугольный пункт: «Идеологические и литературные разногласия не должны служить препятствием для такого объединения». Куда уж, казалось бы, яснее, но некоторые особо внимательные читатели эту фразу проглядели, кто-то – по невнимательности, а кто-то – исходя из популярного принципа «Чего я видеть не желаю, того и нет».

Забавно: те, кто утверждает, будто в Заявлении видна «крепкая идеологическая подоплёка», возмущены присутствием в рядах «подписантов» Н.Бурляева и Ю.Полякова. Ладно, Бурляев – тема отдельная, отложим на завтра, но Поляков, чьи пьесы идут во многих театрах – не драматург, случайно? Или оппонентов не устраивают его взгляды? идеологическая составляющая, однако, и ничего более. Так кто же в таком случае либеральнее – те, кто написал чёрным по белому, что «Идеологические и литературные разногласия не должны служить препятствием для такого объединения», или те, кто (в духе Союза советских писателей) предлагает учитывать идеологические аспекты при определении, кто драматург, а кто нет? кто достоин вступить в Гильдию, а кто не подтвердил свою приверженность некоей линии? Что же вы сами себя так порете, ребята? унтер-офицерская вдова отдыхает.

Да, вот ещё один момент из заявления, который кого-то, надо полагать, пугает: «Некоторыми режиссерами движут не столько интересы и запросы зрителей, сколько страсть к болезненному самовыражению, стремление к эпатажу, желание любой ценой прозвучать на фестивалях и в СМИ». Интересно, почему все сразу подумали про одних и тех же режиссёров? Самое любопытное, что именно эти постановщики, если и ставят современные тексты, коверкают их с полного согласия авторов (во всяком случае, не слышал ни одного протеста и не знаю ни об одной жалобе в РАО). Другое дело, есть драматурги, тексты которых в оригинальном виде на сцену перенести невозможно, и тут уж приходится коверкать, хочешь ты этого или нет. Но это опять-таки другой вопрос. А Гоголь, Достоевский и Пушкин среди «подписантов», вроде бы, не числятся и вряд ли ринутся записываться в Гильдию драматургов. Стало быть, унтер-офицерская вдова берёт следующую сигарету.

А в заключение (на сегодня) – немного статистики. За вычетом двух коллективных членов и одного «отказника» в списке подписантов остаётся 38 человек. По крайней мере, 32 из них писали и пишут пьесы. Не всех читал и не всегда знаю, ставились ли эти пьесы на профессиональной сцене или нет, но факт остаётся фактом: 32 из 38 «зачинщиков». Правильно включение не-драматургов в инициативную группу или нет, но эти 6 (если не меньше) человек (включая создателя крупнейшей в России драматургической библиотеки С.Ефимова, переводчика пьес В.Вебера, а также вашего покорного слугу) погоды явно не делают. Стало быть, повода кричать «Караул!» и тут нет.

Что и требовалось доказать.

Тем не менее, тема не исчерпана. Продолжение – завтра.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments