dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

По мотивам

Алексей Битов (poziloy)

I.
Ну, вот, опять...
Лет 6-7-8 назад меня упорно обвиняли в двух вещах:
1) наездами на современных авторов (типа, авторов) я их только пиарю;
2) сам я при этом никого никуда не продвигаю (точнее сказать, не пропихиваю).
Кстати, обвинения несколько взаимоисключающие (либо не продвигаю, либо пиарю), но и «прокуроры» были разные, чаще всего не связанные между собой.

А на прошлой неделе после длительного перерыва оба обвинения прозвучали снова – от разных людей и в разных обсуждениях, но почти одновременно. Что ж, отвечу ещё раз.

С пунктом 1 всё просто. «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» – спросил бы Тарас Бульба. Где они нынче, те, кого в конце 2000-х я, так сказать, пиарил (от противного)? Одни вовсе сгинули, другие откатились в «рейтингах» далеко вниз. Разумеется, это не я их «утопил» (хотя в каких-то случаях, наверное, всё-таки поспособствовал), но уж точно не помог удержаться на плаву – судя по результату. Значит, могу продолжать в том же роде и с очередной «волной» – или, скорее, с очередной группой в полосатых купальниках.

Теперь по пункту 2. Тут серьёзнее. На мой взгляд, там, где речь идёт об искусстве, все эти «толкачи» («кураторы» и прочие «менеджеры») не только не нужны, но и вредны. Почему? Во-первых, потому, что менеджменту необходим быстрый оборот, а у этого вредного искусства – совсем другие временные категории (даже у театра: да, он существует лишь здесь и сейчас, но словосочетание «спектакль-однодневка» справедливо считается ругательством). А во-вторых... как хотите, есть такое понятие – «естественный процесс», и нечего нам, дуракам, в него вмешиваться, пусть даже с лучшими намерениями. Кстати, не напомните, кто продвигал Шекспира и Мольера, Гоголя и Чехова, О'Нила и Вампилова? Никто? Вот именно. Зато – не знаю, как там за бугром, а у нас, было дело, партийные «кураторы» активно продвигали «современную драматургию»... и где же они теперь, эти «продвинутые»? Ау!..

Нет, конечно, если спрашивают, не могу ли я порекомендовать какую-то пьесу, в которой задействованы, к примеру, два мужчины, пять женщин, три слона и один дрессированный попугай – стараюсь что-то припомнить и подсказать. А так – нет, извините, задачу свою вижу в другом: по возможности выпалывать сорняки. Но тянуть съедобные всходы за стебли, чтобы они быстрее росли... сами понимаете, подобное «тягание» в лучшем случае ни к чему не приведёт, а в худшем...
Короче, увольте.

Тем более незачем множить число авторов сверх необходимости. Не раз уже писал: драматургия, как и всё на свете, произрастает из почвы, запас условных «питательных веществ» ограничен, и при избытке «саженцев» ни одному нужных веществ не хватит – «ростки» только помешают друг другу. На фиг, на фиг эти искусственные посадки: устами младенцев глаголет истина, да, но руками ретивых юннатов убивается нормальный лес.
Тоже мне, бином Ньютона.

II.
А ещё неделей ранее довелось поучаствовать аж в трёх (!) жарких фэйсбучных дискуссиях по поводу роли драматургии в современном театре. Преобладали, как водится, крайние точки зрения: по одной из них, драматургия – альфа и омега театра, а всё прочее – постольку-поскольку. По другой, драматургия современному театру вообще на фиг не нужна, разве что для обслуживания того или иного конкретного постановщика. А кто-то и вовсе утверждал, будто любой текст, из которого можно вытащить конфликт и перенести его на сцену – пьеса. Понятно, я утрирую, но сути, поверьте, нисколько не искажаю.

Почему-то антагонисты (не все, но многие) дружно забывают каноническую формулу: «Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего». Вот откуда такое желание убрать из машины руль или колёса? Как она поедет без колёс? Куда приедет без руля? Впрочем, возможно, поплывёт и даже приплывёт (от слова «приплыли»).

Театр – это, извините, цепочка; в принципе, он может существовать и без драматурга (как там насчёт телефонной книги?), и без режиссёра тоже (сколько веков существовал, однако?) Если же вернуться к сравнению с автомобилем – на хрена колёса, не позволяющие залезть в салон? на хрена руль, занимающий всё пространство этого салона?

Более того. Рискну воспроизвести фрагмент одного из своих комментариев на ФБ: «у режиссуры с драматургией старые и сложные отношения, но «гоблины – общие враги, с их приходом распри должны быть забыты»». Кто тут гоблины? Вы не заметили ещё, что «из-за спины "режиссёрского театра" всё чаще торчит кураторская рожа, приветствующая всяческое "ЯЯЯЯЯ" и распёртая желанием опустить планку ниже плинтуса» (отредактированный вариант, признаюсь). И прежде, чем выяснять отношения, неплохо бы выгнать вон самозванцев из домоуправления, которым внутренние распри очень даже на руку. Вот как-то так.

Ладно, хрен с ним, с привходящим – как пришло, так и уйдёт (на наших глазах или чуть позже, неважно). Лучше ещё раз вспомнить рассказ Брэдбери «Ночная встреча» (из «Марсианских хроник»).
«Их руки встретились и, точно сквозь туман, прошли одна сквозь другую... Оба похолодели от испуга...
Марсианин бесшумно укатил в горы на своем зеленом металлическом экипаже, землянин развернул свой грузовик и молча повел его в противоположную сторону
».

Но это – Марс. А у нас на Земле – по-другому: театр и драматургия движутся в одну сторону, их трясёт на одних и тех же ухабах. Бывает, чуть не доходит до столкновения. В узких местах.
Ничего, прорвутся.
Рядом.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments