dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Ах, водевиль, водевиль, водевиль... в «Горе» и в радости...

Алексей Битов (poziloy)

Определение из «Словаря литературоведческих терминов»: «Водевиль – слово французского происхождения, значение которого до сих пор точно не определено) – вид комедии, где диалоги и действие, построенное, как правило, на занимательной интриге, сочетаются с музыкой, песенными куплетами и танцами. Как театральный жанр сложился во Франции в конце XVIII века. В России этот драматический жанр особую популярность приобрел в первой половине XIX века».

Первая половина XIX века? Ну, как же, как же... «Горе от ума»: «вшестером, глядь, водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают...» На всякий случай напомню: в комедии «Горе от ума» песенки (куплеты) не предусмотрены, стало быть – не водевиль (во всяком случае, по меркам позапрошлого века).

Но вот наступил век XX. Из словаря Ушакова: «Комическая пьеса фарсового характера, первонач. с пением куплетов». Выходит, песенки и т.п. перестали быть обязательным условием. Можно ли задним числом отнести «Горе» к водевилям? Не совсем – нет счастливого финала (финал у Грибоедова, по сути, открытый, но характерное для водевиля счастливое завершение любовных пертурбаций как-то не просматривается ни при каком раскладе). Но при этом основная коллизия близка к водевилю: влюблённый Чацкий домогается Софии, которой он на фиг не нужен («Вот нехотя с ума свела!»), и хитроумная девица, чтобы избавиться от назойливого ухажёра, придумывает и осуществляет страшную мстю. А эти сюжетные ходы со случайно увиденным и ненароком услышанным – не от водевиля, нет?

И всё-таки назвать грибоедовскую комедию водевилем язык не поворачивается: глубина другая. А глубину (или, если угодно, объёмность) создаёт, как правило, фон: уберите фон – и картинка станет плоской, двухмерной; про «Горе от ума» этого не скажешь при всём желании. И тут можно перейти к следующей теме.

Любопытный вопрос: а можно ли в театральной постановке вынести на первый план какую-либо часть фона? Ответ столь же однозначен, как ответ Армянского радио на вопрос «Будут ли деньги при коммунизме?»; кто не в курсе, напомню: «У кого будут, а у кого и нет». Иногда для этого придётся писать новую пьесу – к примеру, «Ризенкранц и Гильденстерн мертвы» (как ни относись к Принцу Датскому, в оригинале он по-любому останется на первом плане). А иногда...

Если бы я был режиссёром (не приведи Господь, конечно!), в спектакле «Горе от ума» вытащил бы на первый план (укрупнил бы, как мог – естественно, без всяких претензий на лавры первопроходца) один из «вспомогательных узоров», а именно процесс создания «общественного мненья». Понятно, у Грибоедова всё немного утрировано (перенести реальность на сцену 1:1 обещают только обманщики и их наивная паства: нельзя запихать кита в комнатный аквариум)... да, утрировано, но очень похоже.

Вот гости съезжаются к Фамусову; некоторые не знают (или забыли) Чацкого (семейка Тугоуховских), другие относятся к нему, как минимум, терпимо, и ни у кого нет никаких сомнений, что он – свой (т.е. априори – вменяемый). Но зловредная София, чтобы «погнать волну», бросает камушек, и пошли концентрические круги, откуда – уже не знают или не помнят. Неважно, что ещё 5 минут назад некто считал Чацкого нормальным – нынче от людей своего круга этот некто услышал нечто эксклюзивное, так как же не поверить родному человечку? Несколько кругов – и даже София, вполне вероятно, не вспомнит, откуда всё пошло и в чём заключалась изначальная корысть.

Точно так же, обратите внимание, распространяются и прочие слухи: условная София (отнюдь не от слова «мудрость») запускает слух о том или о сём, далее «Поверили глупцы, другим передают, / Старухи вмиг тревогу бьют...» Немного позже, как известно, другой Александр Сергеевич продолжил эту цитату: «Пружина чести, наш кумир! / И вот на чем вертится мир!» Кому на горе, а кому и на радость. «Лидеры» и «аутсайдеры», «борцы» и «приспособленцы», «светочи» и «бяки», «новаторы» и «консерваторы» с лёгкостью необыкновенной порождаются своекорыстными «коллективными Софиями».

Неактуально, говорите? Ха!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments