dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

2016 год: 16 – 31 октября: Трое

dik_dikij и poziloy

Из предыдущего «напоминального» поста: «Во второй половине октября-2016 ушли три известных актёра с одинаковыми инициалами – В.З.: В.Заклунная, В.Земляникин и патриарх нашей сцены В.Зельдин. О них мы планируем напомнить в следующие выходные» (https://dik-dikij.livejournal.com/1427173.html). Что ж, время пришло.

22 октября 2016 года умерла Валерия Заклунная. За 50 лет службы в Киевском русском драматическом театре она сыграла около 50 ролей, от Кати Булавиной в сценической версии «Хождения по мукам» до старой Эухении («Деревья умирают стоя»). Иногда пишут, что Заклунная сыграла все самые знаменитые женские роли, но это, мягко говоря, не так: в послужном списке актрисы нет шекспировских ролей, а из чеховских, вроде бы, только Сарра из «Иванова». Да, были Наталья Николаевна в «Последних днях» и Леся Украинка, имя которой носит Киевский русский театр... а ещё была Мария Одинцова, первый секретарь райкома из пьесы А.Салынского «Мария». Заклунная считала эту роль роковой: потом ни о какой Дездемоне по тогдашним понятиям и речи не было – нельзя же душить первого секретаря райкома. Что ж, и такое возможно, но есть и другие версии: к примеру, комплекция актрисы казалась режиссёрам несколько не-шекспировской... или просто звёзды встали так, как они встали. Впрочем, зла на Советскую власть Заклунная не держала, избиралась в Раду от Компартии и очень жалела о распаде СССР: «Развал СССР нанес украинской культуре огромный урон. Людей лишили российского кинематографа, российского ТВ, информации, лишили возможности выбора, забросали литературой третьего сорта» (http://www.rusdram.com.ua/ukr/articles/2). Увы, россиян тоже забросали литературой тех сортов, которых не бывает, так что тут актриса, к сожалению, обольщалась.
Четыре года назад Заклунная как бы подвела итог: «Думаю, никто никогда не скажет, что прожил абсолютно безоблачную жизнь. Всегда чего-то не хватает. Если посмотреть на себя со стороны, кажется, что все нормально. Ну а если вдуматься... Годы без работы, неудачные спектакли, в которых ты была бессильна, потому что рядом не оказалось режиссера, который мог бы помочь, или наоборот, тебе дали роль, которую ты не можешь играть. Все это было...» (http://www.rusdram.com.ua/ukr/articles/52).
Да, кино. Одной из первых главных экранных героинь актрисы стала всё та же Мария Одинцова (фильм назывался «Сибирячка»); затем были «эпопеи» («Дума о Ковпаке», «Любовь земная»/«Судьба», «Фронт за линией фронта»/«Фронт в тылу врага») и несколько фильмов, которые по разным причинам не прогремели (в том числе – «В небе "ночные ведьмы"»). И только по одной роли, отнюдь не главной, но сыгранной ярко и сочно, Заклунную знала вся страна: «Ты на руки-то его погляди. Из него такой же шофер, как из Промокашки скрипач!» И никто не скажет «Не помню» – разве что склеротик или совсем зелёный тинейджер.
«Место встречи изменить нельзя», 5-я серия – https://www.youtube.com/watch?v=A16p1N7K2HU&spfreload=10 (смотрите с 28-й минуты).
В.Г.Заклунная, 15.08.1942 – 22.10.2016


27 октября 2016 года умер Владимир Земляникин. Нынешний октябрь стал для «Современника» чёрным: двадцатью днями ранее не стало Л.Ивановой, и вот – новая утрата. Из воспоминаний Л.Ивановой о «Голом короле»: «Генриха играл Владимир Земляникин (он пришел к нам уже «звездой», снявшись в фильме «Дом, в котором я живу»)...» (https://biography.wikireading.ru/44659). Но, когда говорят о «Голом короле», чаще вспоминают другого Генриха, О.Даля (который пришёл позже), а «Дом, в котором я живу...», оказался несколько в тени другого фильма, «Летят журавли», появившегося в то же время. В общем, как ни крути, баловнем судьбы Земляникина назвать трудно.
В «Современнике» он играл много, в том числе и в самых громких спектаклях («Вечно живые» – ввод, «На дне», «Валентин и Валентина», «Балалайкин и К»). А на виду всё-таки были другие. Пишут о непростых отношениях Земляникина с О.Ефремовым, но это – не объяснение: после ухода Ефремова не изменилось ничего, главных ролей не стало больше; наглядный пример – два Медведевых, в знаменитом «На дне», поставленном Г.Волчек ещё при Ефремове, и в галинской «Аномалии», появившейся много лет спустя...
Ближе к истине, на наш взгляд, другое объяснение: по типажу актёр идеально подходил на романтические роли, но однотипность Земляникину осточертела, а представить его в другом амплуа режиссёры, как правило, не могли. «Заложник типажа» (или, точнее, заложник сформировавшегося восприятия)? Случай, увы, не единичный, хотя настаивать в данном случае не рискнём.
Как бы то ни было, самые звёздные роли Земляникина остались там, на стыке 1950-х и 1960-х годов...
«Дом, в котором я живу» – https://www.youtube.com/watch?v=MX0aWLr03VA.
И ещё одна перекличка двух фильмов, «Летят журавли» и «Дом, в котором я живу»: и Земляникин, и Т.Самойлова умерли в дни своего рождения.
В.М.Земляникин, 27.10.1933 – 27.10.2016


31 октября 2016 года умер Владимир Зельдин. Он выходил на сцену в 101 год, служил в театрах больше 80 лет, из них 70 с гаком – в Театре Армии, дважды (вслед за Армией) менявшим название на его веку. Первой ролью Зельдина на профессиональной сцене стал узбек, первой ролью в Театре Транспорта – грузин, первой именной ролью в кино – представитель Дагестана, но армейский испанец Альдемаро несколькими па отодвинул братские народы СССР на второй план и стал визитной карточкой актёра.
Одним благородным доном дело, конечно, не ограничилось, не обошлись без Зельдина и другие знаменитые спектакли тогдашнего Театра Армии – «Давным-давно» и «Укрощение строптивой». А через много лет была новая постановка героической (но всё равно легкомысленной) комедии А.Гладкова, и отставной поручик стал фельдмаршалом, попутно сменив прежнюю фамилию (Ржевский) на более благородную: Кутузов. Мало того, уже на десятом десятке Зельдину хватило сил, чтобы сходить «налево» и сыграть ещё одного Князя «в гостях» – в Театре «Модернъ». И не скажешь «это был только сон», всё происходило наяву, на глазах у нескольких поколений.
А параллельно, сменяя друг друга, шли кадры: «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня» (Серебряков, однако), «Дуэнья», «31 июня», «Десять негритят»... И крохотная, но символичная роль в «Андерсене» – сторож театра: есть такая профессия – охранять театр фактом своего присутствия. И кино – тоже: «Нет, я не смотрю сегодняшнее кино. И предложений нет. А даже если бы и появились, я бы не согласился. Сейчас на экране много темноты, ни черта не разглядишь, сплошное мельтешение... Нет-нет, я неисправимый консерватор» (http://www.tltonline.ru/relax/showbiz/vladimir-zeldin-vse-moi-zhenyi-byili-umnee-i-obrazovannee-menya/, 2014 год).
«Владимир Зельдин. Перелистывая жизнь», фильм канала «Культура» – https://www.youtube.com/watch?v=CeHZyqSnyfE.
В.М.Зельдин, 10.02.1915 – 31.10.2016


Есть такая профессия... Во всех временах.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments