dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Вдогонку

Алексей Битов (poziloy)

«На минувшие выходные пришлись два очень серьёзных театральных юбилея: в субботу исполнилось 100 лет со дня рождения Ю.П.Любимова, в воскресенье – 90 лет со дня рождения О.Н.Ефремова. Соседство по-своему символичное: два театра, «Современник» и Таганка, возникли практически ниоткуда и стали как бы символами реальных перемен в нашем театре и в нашей жизни (подчеркну: реальных перемен, не имеющих ничего общего с потугами, напоминающими скорее затянувшуюся «минуту славы», нежели театр)». Тот пост («И ещё несколько слов о...») посвящён Любимову; сегодня – о Ефремове.

Немного личного. И на Таганку, и в «Современник» я попал примерно в одно и то же время. Скорее всего, это был 1969 год – последний сезон перед уходом Ефремова во МХАТ. Таганка и «Современник» были тогда самыми популярными театрами в Москве, но это – как самолёт и вертолёт: оба, конечно, летательные аппараты, а сходства решительно ни малейшего, даже подростку понятно. Не только потому, что на Таганке ещё не выветрился строительный запах (понятно, в переносном смысле), а «Современник» отсчитывал свою историю аж с 1956 года, но прежде всего потому, что...

Стоп, здесь, пожалуй, прервусь. Часто пишут, что новая история нашего театра началась с ЦДТ; возможно, но к концу 1960-х публика о ЦДТ как-то подзабыла – в отличие от того «Современника» (или той Таганки), которые вспоминают и через десятки лет. Конечно, память прихотлива и не всегда справедлива, и тем не менее. Отметим, однако: к тому ЦДТ (времён Кнебель и Эфроса) Ефремов имел самое прямое отношение и был там не на последних ролях (представляете его в ролях, к примеру, Митрофанушки или Молчалина? а ведь было...)

Ещё отступление. Иногда удаётся выудить из Википедии крайне любопытные утверждения. Например: «В 1964 году «Современник» перестал быть студией и стал обыкновенным советским театром». Впрочем, возможно, это всего лишь неуклюжая формулировка: если Таганка своими спектаклями (хотя и не всеми) предлагала зрителю необычное, «неправильное» зрелище, то спектакли «Современника» почти не отходили от тогдашнего канона – если не считать того, что актёры на сцене не отбывали трудовую повинность, не спали, извините, в оглоблях; они были живыми, и спектакли тоже получались живыми (пусть и не всегда ровными). «Вечно живыми»? Так, к сожалению, не бывает.
Кстати, не исключено, что уход (возвращение) Ефремова во МХАТ был связан ещё и с тем, что Ефремов боялся «закиснуть» в группе единомышленников (а во МХАТе, понятно, не соскучишься).

Сказать, что Ефремов был в первую очередь не актёром и не режиссёром, а театральным лидером – всё равно, что сказать «Волга впадает в Каспийское море». Да, банально, но от этого не менее верно (куда впадает – туда впадает, возразить нечего). ««Группа единомышленников» – хорошо, конечно, но нет лидера – нет результата. У нас нередко хватает желающих побиться головой о стенку, а вот прошибить эту стенку способны немногие. Ефремов был одним из этих немногих, очень немногих. Но и ему не удалось это сделать дважды, хотя и во МХАТе какого-то результата он добился – во всяком случае, сдвинул дело с мёртвой точки». Но создать единую, спаянную команду на новом месте он не смог – в том числе и потому, что для «усиления позиций» в среднем поколении призывались актёры разных школ, а тренировать «сборную», которая с миру по нитке – это, скорее всего, не соответствовало природе Ефремова: он был больше капитаном, чем тренером. И в историю нашего театра вошёл именно как вожак.

И ещё о ефремовских актёрах. Положим, Табаков не затерялся бы нигде; может быть, и лучше было бы, если бы ему пришлось подольше потерпеть на вторых ролях, а то слишком уж легко всё сложилось... впрочем, это – другая тема. А вот кого надо вспомнить обязательно – это Евстигнеева, поначалу (при всей органичности) выглядевшего несколько неуклюжим, мешковатым; не исключено, что в другом театре в него не поверили бы, а в «Современнике» он сразу попал в обойму, за что Ефремову – отдельное спасибо.

Но и актёр Ефремов тоже был, понятно, не лыком шит, иначе не проделал бы неблизкий путь от Митрофанушки до Мольера. «Куда нам деться от своих ролей – Злодеев, царедворцев, королей...» Не факт, что это правильно, но страна лучше знала Ефремова-киноактёра – прежде всего как таксиста Сашу (сколько раз во время раздела МХАТ Доронина с телеэкрана пела Ефремову «Опустела без тебя земля...» – не сосчитать) и как следователя Подберёзовикова, понятно («Этa нога – у того, у кого надо нога»). Дурандарте и Айболита знали похуже, но тоже ведь знали («Что на сказку кивать? Сказки есть и сказки будут, Но едва ли придёт к вам на помощь чародей» и «А когда бы Бармалей козни нам не строил, Мы не знали бы, что мы, видимо, герои. Что не станем мы в беде ахать или охать, Это очень хорошо, что пока нам плохо»).

И лучшая, может быть, кинороль Ефремова – роль без слов в «Гори, гори, моя звезда». Говорят, так получилось случайно: режиссёр Митта очень хотел снять Ефремова, а тот отнекивался – дескать, некогда учить текст. Правда это или байка, но Ефремов, похоже, воспринял эту роль как вызов; проигрывать он не любил, и всё сошлось.

Но вернёмся к театру – если помните, В.Вульф назвал Ефремова «совестью театра». «Мой серебряный шар» – http://video.mail.ru/mail/alba6708/891/928.html.

О.Н.Ефремов, 01.10.1927 – 24.05.2000
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments