dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Ещё о репертуарном театре

Об этом посте узнал из комментария, за что отдельное спасибо klio_sw. И, конечно, спасибо baby-frances за разрешение на перепост.
Без нюансов не бывает. Есть отдельные моменты, с которыми можно и поспорить. Но с основными доводами и выводами согласен полностью. Иначе бы не перепостил.
Итак, http://baby-frances.livejournal.com/116381.html.
Театр-дом, или французы о репертуарном театр

На занятиях преподаватель нет – да скажет что-нибудь о России, русском языке или русском театре. даже не говорю об упоминаниях Чехова и Станиславского.
Был и Пушкин, и Островский, и Додин, и Васильев, конечно, Мейерхольд (но его к Чехову и Станиславскому можно)...
Но отдельного освещения удостаивается система репертуарного театра.
Тем это острее воспринимается мной в свете недавно вышедших статей и вообще полемике о кризисе репертуарной школы.
Так вот. Французам, конечно, важно, прежде всего, дать понять своим студентам, что есть две основные системы орагнизации театрального дела: а-ля-фестивальная, как во Франции, Италии, Испании и т.д., и – другая, репертуарная, развитая в России, Восточной Европе, Германии. Только тогда можно говорить о понятии труппы, которое во Франции исчезает из театрального лексикона.
Но – еще. В их рассказах о репертуарном театре чувствуется восхищение. Один преподаватель вспоминал поездку в Санкт-Петербург, и вспоминал он даже не сам спектакль ("Лебединое озеро"), а – публику. Детей, которые водят с собой родителей, будущих танцоров и танцовщиц... Их восприятие спектакля, аплодисменты... И главная фраза была: "Это были не просто люди, пришедшие случайно в какой-либо театр, это была публика этого театра. У нас созданием своей публики вокруг себя занимается, разве что, Théâtre du Soleil Арианы Мнушкиной".
А сегодня, из разговора о труппе, прочувствуйте: "Представьте, у этих актеров на 3, 5, 12 лет – есть дом".
И я не готова к потере театра-дома. Ибо в театр хочется приходить как в дом, обжитой, где тебя встретят любимые хозяева и где ты встретишься со своими единомышленниками и друзьями. Где постоянная составляющая – не только администрация, но и актеры, и режиссеры. И – зрители.
Театр-дом может формировать сообщество. И – дальше – общество. Собор, а не сборище.
Конечно, не все у нас идеально, и не во всех театрах есть свой зритель. Но в ведущих – есть. И что важно: в наших театрах говорят о настоящем, о будущем, о смысле жизни, пути ее развития, о проблемах страны... Ты выходишь из театра – и начинается рефлексия, оцениваешь свою жизнь и свое окружение по-другому, что-то переворачивается в сознании... Ты идешь в театр, чтобы с тобой поговорили о том, что тебе важно в этот момент. Выбираешь режиссера и театр, которые тебе именно сейчас необходимы. А после спектакля обсуждаешь со знакомыми увиденное и пережитое. А спустя какое-то время можешь пойти на затронувший тебя спектакль снова.
В Париже (и других городах этой другой системы) снова пойти на тот же спектакль – маловозможное событие. Такая система ориентирована на экстенсивный просмотр спектаклей, ты постоянно ходишь в разные театры, которые есть площадки. Есть, конечно, абонементы, и ты можешь прийти в тот же театр несколько раз за год. Но это будут несколько разных спектаклей. И разные режиссеры. Если в одном театре в одном сезоне стоят несколько спектаклей одного режиссера – скорее всего, это какой-нибудь фестиваль, а режиссер приезжий.
Кроме того, мне в принципе немного жалко артистов, которым приходится одно и то же играть каждый день. И возникает вопрос: насколько хорош автоматизм в театре и не сужает ли он диапазон актерской игры?
Преподаватель с горечью констатирует, что театр утратил роль кафедры, что театр не передает никаких сообщений, и его никто не воспринимает всерьез.
А мне подсознательно на этой фразе хочется встрепенуться. Ибо если не театр – то кто?
Здесь серьезно относятся к кино, видимо, это – их путь. Телевидение, медиа... А у нас серьезным остался только театр. И если его не станет...
Репертуарная система напрямую связана с гос.финансированием. Французы об этом говорят спокойно и по-научному.
Вот тут и становится ужасно очевидным, что отрезать театры от бюджета – хороший способ не просто лишить театра поддержки и начать гонку выживания, а еще и средство от какого-либо общественного мнения, от рефлексии, от интеллигенции.
Я ведь, честно, наш театр люблю больше всего за то, что в нем вращаются живые люди, которым не все равно. Не все равно не только до театра. И это тот особый круг общения, на который хочется равняться, с которыми хочется "знаться" и развиваться дальше.
Люблю вас!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments