dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Дамы, не сморкайтесь в занавески...

Алексей Битов (poziloy)

В замечательном спектакле А.Коручекова «Бедность не порок» Гордей Карпыч Торцов так кипит от негодования, что не может порой подобрать нужное слово и выражает свой гнев вопросом: «Что за?.. Что за?..» У Островского этого нет, но ход забавный и запоминающийся.

Я, хоть и понепорочнее буду (в смысле, победнее, если кто не въехал), задаюсь тем же вопросом: что за?..
Вот неглупый, вроде бы, человек объясняет почтительной пастве: булгаковская Маргарита никак не является положительным персонажем – иначе автор не написал бы про неё «Улыбнулась, оскалив зубы» («Вот такого рода мелкие, казалось бы, детали показывают истинное отношение Булгакова...») И неважно даже, что эта фраза – из «ранних рукописей»; чтобы доказать свою «гипотезу», наш «исследователь» смело мешает Божий дар с яичницей и радуется своему вареву. Кстати, не по такому ли принципу собирают матчасть «альтернативные историки»? Типа, у шведов был хоккейный вратарь по фамилии Сало (если кто помнит), но сало, как известно, имеет широкое хождение на Украине; значит, Украина и Швеция – одно и то же (тем более, цвета флагов совпадают). Разве не убедительно?

Кстати, об альтернативной истории, не к ночи будь помянута... к счастью, не к той ночи, о которой заводит речь обличитель булгаковской героини: «Во второй полной рукописной редакции романа (1938 год) поясняется, что Маргарита – это реинкарнация хозяйки Варфоломеевской ночи, французской королевы Марго. На балу Воланд представляет Маргарите демона-убийцу Абадонну, реакция которого вносит полную ясность в этот вопрос: "Я знаком с королевой, правда, при весьма прискорбных обстоятельствах. Я был в Париже в кровавую ночь 1572-го года" . Там же Коровьев говорит Маргарите: "Вы сами королевской крови… тут вопрос переселения душ... В шестнадцатом веке Вы были королевой французской... Воспользуюсь случаем принести Вам сожаления о том, что знаменитая свадьба ваша ознаменовалась столь великим кровопролитием..."». Забавно: в отличие от никогда не мазавшего Абадонны, Булгаков в известном нам тексте промахнулся на один год: «Приближенные утверждают, что это ревматизм, − говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, − но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чертовой кафедре». Вообще-то, от Саксонии до Парижа не так далеко, чтобы добираться 15 месяцев, и тут, конечно, возможны варианты: то ли по «новой хронологии» Варфоломеевскую резню устроили досрочно, то ли «он [Булгаков] проделал эту штуку нарочно». Сложнее понять, кто и когда назначил Маргариту Наваррскую «хозяйкой Варфоломеевской ночи»... впрочем, отчего бы не предположить, что наш обличитель «лично присутствовал при всем этом»? тогда ему, конечно, виднее. Да и сам поиск в тёмной комнате чёрной кошки, которой там нет − занятие, судя по всему, чрезвычайно увлекательное.

Разумеется, чтобы погрузиться в альтернативную историю, вовсе не требуется забираться в средние века или отъезжать на запад: «Давайте вспомним предысторию мастера. И вот что мы узнаем: он работает в музее. Да на первый взгляд это совершенно положительное качество, потому в советском союзе человек, работающий в музее это внутренний эмигрант, то есть он скрывается от все этой политической суеты. Но вот тут возникает вопрос, в каком именно музее работает Мастер? Казалось бы Булгаков не дает никаких намеков на это. Но в конце двадцатых годов в стране только один музей и это музей революции». Правда? А как же Музей нижеупомянутого Льва Толстого, к примеру (да-да, Булгаков, хотя и не тот)? А как же Первый Всероссийский музейный съезд в декабре 1930 г.? И известный призыв наркома просвещения РСФСР тов.Бубнова «уйти от музеев-кунсткамер, поставить музеи на службу социалистическому строительству, превратить их в инструмент культурной революции, строить экспозиции на основе принципов материалистической диалектики»? У нас всякое бывало, конечно, но чтобы оставался только один музей на всю страну... Откуда инфа-то? Уж не отсюда ли? «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся...»

Ладно, не будем отвлекаться, вернёмся к «положительным героям» обоего пола.

Понятно, они не скалятся, не потеют, не страдают насморком или, не дай Бог, расстройством пищеварения: вместе с удостоверением «положительного героя» счастливцам, надо полагать, вручают заряженную субстанцию (типа известной воды от Чумака), отгоняющую все эти (и им подобные) напасти. Стало быть, не являются положительными героями ни Платон Каратаев (чей запах очевидно не соответствует высокому статусу), ни, к примеру, капитан Тушин («покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском...», «сконфуженный, как и всегда, при виде начальства...») – «если он [Лев Толстой] для описания героини [или героя] подобрал именно такие слова – значит не стоит романтизировать» соответствующего персонажа.

Вспомним по случаю и другого Толстого – того, который А.Н. Начальная фраза романа «Пётр Первый»: «Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь». Скажите, а положительная героиня может «ударить задом в забухшую дверь»? какая же она положительная, если у неё есть зад? Стало быть, Санька (Александра Бровкина, в замужестве Волкова) – персонаж отрицательный, с какой стороны ни посмотри; кстати, у настоящего положительного героя есть лишь одна сторона – на плоскости, как известно, не бывает дополнительного измерения, позволяющего увидеть тыльную сторону перевязи Портоса...

Теперь – вопрос на засыпку. Положительный герой «Ревизора» давно назван по имени: смех; никакого инкогнито нет и в помине. А кто у нас положительный герой в «Женитьбе»? или в «Мёртвых душах»? Не забудем и Достоевского – как там насчёт «Братьев Карамазовых»? Старца Зосиму не предлагать: «Дело в том, что от гроба стал исходить мало-помалу, но чем далее, тем более замечаемый тлетворный дух, к трем же часам пополудни уже слишком явственно обнаружившийся и всё постепенно усиливавшийся... и прежде сего случалось, что умирали иноки весьма праведной жизни и праведность коих была у всех на виду, старцы богобоязненные, а между тем и от их смиренных гробов исходил дух тлетворный, естественно, как и у всех мертвецов, появившийся, но сие не производило же соблазна и даже малейшего какого-либо волнения...» Да уж, это вам не «улыбнулась, оскалив зубы»... Можно, конечно, ещё и Чехова вспомнить (вот уж у кого «положительных героев» – выше крыши и сверх того)...

Что за... что за хрень такая – «положительный герой», «отрицательный герой»? Не надоели сомнительные постулаты из программы для нерадивых школяров? В той же программе, между прочим, утверждалось, что искусство – зеркало, но с нашей стороны этого зеркала абсолютных злодеев немного, а абсолютных праведников и того меньше, разве нет? Может, хватит делить персонажей на положительных и отрицательных – что по ту сторону амальгамы, что по эту? Тем более, времена классицизма, по слухам, давно миновали... как выяснилось, не для всех, да?

Ах, да требуется «Герой, на которого хотелось быть похожим, герой массового зрителя» (цитата с Фэйсбука). Это мы в зеркале хотим увидеть такого героя или как? Фэйсбучный автор, что любопытно, говорит о драматургии, но тут, знаете ли, свои подводные камни. Например, такой: на кого из персонажей классики, от Эдипа до Зилова, вы лично хотели бы быть похожи? Я вот теряюсь как-то, не знаю ответа. А там, где пытаются слепить образец для подражания – почему-то получается не пьеса. Прямо по анекдоту про завод детских колясок – сколько ни колдуют над запчастями, а вместо коляски складывается пулемёт. Вот такая драма&комедия – обидно, но...

Драматургия... проза... Стихи – дело и вовсе мутное: то о бабах, то о пьянках... Оно, конечно, есть ещё и детские сказки. Вот, к примеру, в «Красной Шапочке» всё понятно – и отрицательный герой в наличии, и положительные подоспели вовремя. Вот только с самой Шапочкой не очевидно... да и с Бабушкой тоже – разве положительного героя может проглотить Серый Волк? Какие же они положительные, если подверглись воздействию соляной кислоты – или что там составляет основу желудочного сока у волкоудавов, которые заглатывают своих жертв одним куском, не разжёвывая? Фи, до чего неэстетично! Снижение образа, однако (не Волка, понятно, а Бабушки с Внучкой); ещё хуже, чем «улыбнуться, оскалив зубы». Впрочем, чего только в сказках не бывает.

А взрослому читателю, надеюсь, интереснее читать про самого себя. Неужели такой читатель считает себя абсолютно положительным, без малейшего изъяна (будь то вредные привычки, неправильный прикус или пара лишних парсеков в талии)? «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!»

И вообще: «Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы». Или требующих – в лучших парткомовских традициях – безупречных положительных героев.
А с реинкарнацией Королевы Марго – дело, конечно, тёмное, но всё лучше, чем реинкарнация критических догматов соцреализма.

По-любому лучше.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments