dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Без гнева и пристрастия (по возможности)

Алексей Битов (poziloy)

Бедность, говорят, не порок. Любопытство – тем более.

Во вторничном посте (http://dik-dikij.livejournal.com/1416168.html) я тут не без ехидства отметил, что М.Давыдова и А.Вассерман преподнесли читателям, по сути, одну и ту же информацию, хотя и с разными знаками. Речь, напомню, шла о международной премии «Новая театральная реальность» и новом реальном лауреате, К.Серебренникове.

Ну, присудили – и присудили; информация меня поначалу не заинтересовала, но в обсуждении на ФБ Natalia Pereverseva обратила внимание, что премия эта, если исходить из данных Википедии, не присуждалась уже несколько лет, а сейчас её, похоже, реанимировали по случаю. Вот тут-то любопытство моё и взыграло – захотелось разобраться, что к чему.

Как выяснилось, всё не так однозначно: и главную премию («Европа – театру»), и её «дочку» (ту самую «Новую театральную реальность») реанимировали не сейчас, а год назад; репортаж о «возрождении» нашёлся в «Коммерсанте», https://www.kommersant.ru/doc/2978872. Первая фраза: «Самая престижная европейская театральная премия, или премия "Европа – театру", вручалась в 15-й раз, но после пятилетнего перерыва». Заметьте, автор статьи А.Шендерова – ни разу не Нострадамус, и в мае 2016 года она не могла знать о грядущем лауреатстве Серебренникова. И уж тем более не могла знать о предстоящем событии Е.Ковальская, ещё в 2009 году назвавшая основную премию «Европа – театру» «самой престижной театральной премией в мире». Стало быть, ничего личного – они действительно так считают.

Список лауреатов основной премии такую версию, вроде бы, подтверждает: тут вам и Брук, и Стрелер, и Додин, и Пинтер, и Штайн, и многие другие. А что в таком случае смущает? Прежде всего, нерегулярность: 1987 год, 1989, 1990, следующий раз – в 1994-м, потом – пять лет подряд, с 1997-го по 2001-й, а потом – перерыв до 2006-го. И т.д. Простите, но солидные «фирмы» так не работают. Кризис, говорите? Что-то этих кризисов многовато набегает... тем более, при наличии такой, казалось бы, солидной поддержки (упоминаются и ЮНЕСКО, и Европарламент, да и наш бюджет подключался, по крайней мере, в 2011-м, когда церемония вручения проходила в Санкт-Петербурге). В общем, самая престижная или не самая – получается, бабушка надвое сказала.

Заметьте, это всё – об основной премии, а с «дочерней» («Новая театральная реальность») ещё любопытнее. Вот, к примеру, из Положения (Устава) премии: «При выборе кандидатур для обсуждения в последующие годы внимание должно уделяться различным географическим регионам». Согласитесь, если речь идёт о профессиональной награде, все привходящие моменты (включая географические) никакой роли играть не должны. Ещё один скользкий момент – количество лауреатов «младшей премии»: в 2009-м таковых оказалось 5, в 2011-м – 6, в 2016-м – снова 5. Не многовато ли «новых реальностей»? И как соотносится с бритвой Оккама подобное умножение реальностей сверх необходимости? Правда, на данный момент озвучен всего один лауреат-2017, но, может быть, ещё не вечер?

Далее. Давыдова пишет: «список номинантов – огромный, и некоторые из режиссеров первого ряда (Корнель Мундруццо, Мило Рау, Гжегош Яжина, Димитрис Папаиоанну...) ждут своей очереди уже много лет» (https://www.facebook.com/ignatson/posts/10208438007822038?pnref=story). Если учесть, что премия присуждается не слишком регулярно, фраза «некоторые... ждут своей очереди много лет» вызывает лёгкую улыбку, но это так, до кучи. А в главном на сей раз, представьте себе, показания Давыдовой подтверждаются: на сайте премии есть страница, посвящённая питерской церемонии-2011 (http://www.premio-europa.org/open_page.php?id=1085), и там (в разделе «Catalogo») обнаружилась такая информация: «Премия «Новая театральная реальность» была присуждена следующим мастерам театра (в алфавитном порядке): Вильям Дочоломанский, кандидат с 2008 г. (Словакия / Чешская Республика), Кэти Митчелл, кандидат с 1999 г. (Великобритания), Андрей Могучий, кандидат с 2008 г. (Россия), Кристиан Смедс, кандидат с 2001 г. (Финляндия), Театр «Меридиональ», кандидат с 2007 г. (Португалия) и Театр «Вестурпорт», кандидат с 2007 г. (Исландия)». Интересно, а «театральная реальность» 1999 года в 2011-м всё ещё остаётся новой? 12 лет – срок, как ни крути, немаленький; от Кролика до Кролика, можно сказать... или 2/3 брежневского времени... не хило так. Что ж, спасибо г-же Давыдовой за наводку – раз в кои-то веки.

К сожалению, некоторые другие давыдовские пассажи несколько, скажем так, удивляют. К примеру, она пишет о премии «Европа – театру»: «Традиционно ее получали патриархи театрального мира: Питер Брук, Джорджо Стрелер, Ариана Мнушкин, Гарольд Пинтер. В этом году вопреки традиции лауреатами этой премии стали не патриархи, а два выдающихся актера – Изабель Юппер и Джереми Айронс». Объясните мне, пожалуйста, почему актёр не может быть патриархом? В конце концов, Айронсу уже под 70, а М.Пикколи, лауреату 2001 года, на тот момент перевалило за три четверти века. А вот А.Мнушкин стала обладателем премии в 48 лет; не маловато ли для патриарха/матриарха? Хотя, конечно, истинные новаторы отвергают устаревшую арифметику и давно бы сбросили её, проклятую, с корабля современности, будь на то их воля...

А эту фразу отмечу особо: «созданный им [понятно, кем] «Гоголь-Центр» все члены жюри, успевшие там побывать, назвали самым интересным театральным пространством, созданным за последние годы в Европе». Догадываетесь, кто из членов жюри «успел там побывать»? Подсказываю: «В жюри премии входят представители всех европейских стран от Германии и Франции до Словакии и Боснии и Герцеговины (по одному человеку от страны; я, как несложно догадаться, от России)... Я, разумеется, произнесла по его поводу свою пламенную речь... за Кирилла проголосовали почти единогласно». Да, не зря представитель съездил в Рим...


И такая информация, чисто для сведения. Из Устава премии: «В случае отсутствия лауреата на церемонии он теряет право на получение денежного эквивалента Премии». 30 тысяч евро, однако, не кот чихнул...
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments