dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

И эти туда же...

Алексей Битов (poziloy)

Прежде всего должен поблагодарить И.Смирнова, поднявшего очень серьёзную тему. Цитирую: «Сейчас, когда "творчеством" Серебренникова занялись правоохранительные органы, появились смелые обличители, которые раньше этими вопросами не особенно интересовались и до сих пор в них не сильно разбираются, но торопятся сказать "своё рабочее слово".
И оказывают неоценимую поддержку Серебренникову, когда под предлогом его разоблачения публикуют словесный понос с антисемитским душком или вдруг начинают облаивать Мейерхольда – и таким образом ставят эти не сопоставимые имена (Серебренников и Мейерхольд) рядом.
Как будто на заказ ребята работают
» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=749628665245301&id=100005945225231&pnref=story).

Действительно, откуда взялись эти «обличители»? Заказ? Не исключено: гнать волну – отнюдь не прерогатива одной-единственной привластной группировки (той, с которой связан Серебренников); остальные тоже, типа, не лыком шиты. «Заказную версию» подтверждают весьма похожие пассажи разных авторов – будто по одному лекалу скроенные.
Вот, например: «Театр имени Гоголя никогда не был лучшим в Москве... этот театр фактически уничтожен, а на его месте создан стриптиз-клуб с похабными шутками под названием «Гоголь-центр»» (А.Вассерман); «Сам «Гоголь-Центр» – результат рейдерского захвата бывшего Театра имени Гоголя. Он не был лучшим театром Москвы. Но до захвата он не был ни борделем, ни местом для тусовок извращенцев» (Р.Носиков); «когда этот самый театр вдруг теряет имя и приобретает дурацкую кличку, как, прости Господи, ночной клуб» (А.Григоров). Понятно, подобные филиппики напрашиваются, но сформулировано всё очень уж на один лад (мы с тем же Смирновым, пожалуй, так синхронно высказаться и при большом желании не смогли бы).

А может, все совпадения действительно случайны? Ну, наболело у людей, вот и решили высказаться. Почему так синхронно? Допустим, совпало. Или решили, что наступил подходящий момент. Когда-то у кого-то из переводных авторов вычитал анекдот времён нацистской оккупации: едет в парижском автобусе молодая француженка, рядом стоит немецкий офицер; вдруг француженка даёт офицеру пощёчину. Тут же с другого конца салона подбегает какой-то дедок и тоже даёт офицеру пощёчину. Юную даму и дедка тащат в участок и выясняют, в чём дело; дама объясняет: Представляете, этот хам своим сапогом наступил мне на ногу и даже не извинился. Понятно, – говорят полицейские и задают тот же вопрос дедку. Ой, пардон! – отвечает тот. – А я решил, что союзники уже вошли в Париж.

Бывает, конечно, и так, но что-то всё равно смущает. В частности, то, что никто из этих авторов раньше не слишком интересовался нашим «оккупированным Парижем», да и сейчас особых театральных познаний не демонстрирует. Вот опять же Григоров: «за последние годы театр нашей родины, традиционно великий и могучий, раздирают отвратительные дрязги, в стиле одесского Привоза, и мы к этому стали, к стыду своему, привыкать. То Райкин-младший ляпнет какую-то дикую чушь, то некий директор театра «Ленком», не к ночи будь помянут, проедет на роскошном джипе строго по пешеходной зоне, а вставшего на его пути активиста с камерой – едва не принимается душить» (https://dailystorm.ru/tridcat-serebrennikov/ ). Похоже, человек вспомнил всё, что слышал о событиях в нашем театре за последний год, и свалил это всё в одну кучу. Или финальный пассаж того же автора: «Эй, вы, девяностые закончились!» Для справки: нынешняя тусовка набрала силу совсем не в девяностые, а уже в новом тысячелетии, да и то не сразу. Но Григоров, надо полагать, не в курсе.

А вот и Носиков: «Суммы списывались на эксклюзивные декорации из дерьма и палок, на невероятные дизайнерские костюмы, пока актеры бегали по сцене в чем мать родила» (https://riafan.ru/916076-vor-kultury-vrag-kazny-roman-nosikov-o-kumire-samozvanoi-intelligencii ). О чём он? О «Гоголь-центре»? Но следствие ведётся по совсем другому делу, связанному не с «ГЦ», а с «Седьмой студией». Или автор не в курсе, что это – разные истории (пусть даже Серебренников с Малобродским фигурируют и там, и там)? Да и по поводу «Голой пионерки» начинать возмущаться нынче уже поздновато – поезд, однако, давно ушёл.

Кстати, ещё любопытный носиковский пассаж: «Он [Серебренников, естественно] ставил классику. В бывшем театре имени Гоголя, под его руководством превращенного в «Гоголь-центр» Серебренников ставил Гоголя. С голыми мужиками вместо одетых женщин». Это о «Мёртвых душах» речь, что ли? И много в поэме Гоголя одетых женщин, которых Серебренников превратил в голых мужиков? Похоже, Носиков слышал звон, да не знает, где он. Впрочем, сие не мешает автору закончить своё выступление на патетической ноте: «Эта интеллигенция протухла. Нам нужна новая». «Нам» – это, простите, кому? огласите, пожалуйста, весь список.

Но и Григоров горазд по части формулировок. Дословно: ««Гоголь-центр» рвет, как метановый реактор» (помните, как Штирлица рвало на Родину?) И тут же, в подкрепление «рвотной» темы: «Лично у меня все известные творения этого светоча вызывает тошноту». Стойкий человек, однако: «центровых» рвёт, а его всего лишь тошнит.

Ещё любопытный фрагмент: «молодой человек «с Ростова-папы» нежданно получает в свое полное распоряжение прекрасный, с давними традициями, московский театр, и в одночасье изгоняет оттуда служивших там хороших актеров, бестрепетно, как проштрафившуюся обслугу...» Ну, во-первых, большинство яшинских актёров по тем или иным причинам остались на старом месте и при новом режиме, а во-вторых, «молодому человеку» в августе 2012 года было почти 43, да и перебрался он из из Ростова в Москву лет за 10 до того; впрочем, Григоров старше Серебренникова аж на 5,5 месяцев, так что смело может считать своего одногодка салагой – всё относительно.

Но всех переплюнул, конечно, всезнающий Вассерман. Кто бы ещё нам поведал, как присуждаются некоторые награды? «Некоему Серебренникову, считающемуся театральным режиссером, присуждена европейская театральная премия под названием «Новая театральная реальность». Причем небывалый в истории этой премии случай – за кандидата Серебренникова проголосовали в первый же раз, когда он был на эту премию представлен. Обычно ее дожидаются лет по 5-10 с момента первого включения в список номинантов» (https://www.discred.ru/2017/08/11/anatolij-vasserman-zachem-evropa-nagradila-rezhissera-serebrennikova/). Стоп! а я ведь недавно читал что-то похожее у другого автора. Ну, да, как же, как же: «список номинантов – огромный, и некоторые из режиссеров первого ряда (Корнель Мундруццо, Мило Рау, Гжегош Яжина, Димитрис Папаиоанну...) ждут своей очереди уже много лет.
Кирилл был номинирован в этом году впервые... с первого раза эту премию обычно никто не получает. Я не помню такого случая
». Это пишет М.Давыдова (https://www.facebook.com/ignatson/posts/10208438007822038?pnref=story). У неё и у Вассермана знаки, конечно, разные, зато по модулю – полное совпадение, не правда ли?

Что характерно, Давыдова, вроде бы, лично входила в жюри «Новой театральной реальности», тут всё понятно. Но откуда столь специфическая информация у Вассермана? источник своей эрудиции он, однако, не указал. Жаль. Мало ли, что подумать могут...

Ладно, это бы ещё куда ни шло, но дальше Вассерман переключается с Серебренникова на Мейерхольда... Цитата, извините, длинная, но сократить рука не поднимается: «Сейчас в интернете усиленно вспоминают режиссера Мейерхольда, чей театр был закрыт в 1938-м, сам он был арестован в 1939-м и расстрелян в 1940-м, оставив заявление о том, как свирепые следователи избивали его.
Мейерхольд был примерно в той же степени творцом новой театральной реальности (то есть разрушителем старой), что и Серебренников. Хотя надо сказать, что он все же усвоил кое-какие азы актерского и режиссерского искусства и на фоне Серебренникова несомненный гений. Но, судя по документам и воспоминаниям, рассекреченным и опубликованным в постсоветскую эпоху, арестовали и расстреляли Мейерхольда вовсе не потому, что он был творец. А потому, что он, будучи ультралевым коммунистом примерно троцкистского толка, известен помимо прочего сотнями доносов на своих коллег, сотнями доказательств того, что коллеги менее его преданы делу коммунизма и заслуживают скорейшего истребления.
И, к сожалению, некоторым его доносам дали ход в те печально знаменитые 17 месяцев Большого Террора, когда несколько интриг, затеянных в среднем звене партийного аппарата и высшем звене НКВД, наложившись друг на друга, дали взрывной эффект – и практически каждому доносу, даже самому нелепому, давали ход.
И вот когда наступила эпоха Большой Чистки, когда стали разбираться в том, что натворили во время Большого Террора и кто в этом виноват – Мейерхольд вполне закономерно оказался осуждён по сути именно за то, что вытворял со своими коллегами. За то, что уничтожал не только культурный слой русского театра, но и оказался причастен к физическому уничтожению многих его деятелей
».

Наивные люди полагают, будто Мейерхольда расстреляли как английского и (одновременно) японского шпиона, да к тому же ещё и «кадрового троцкиста». А на самом деле, как выяснилось, «осудили» его за доносы на коллег, только прямо сказать об этом отчего-то постеснялись; тут-то Вассерман нам и открыл глаза. Правда, и он не обошёлся без эвфемизмов – не рискнул прямо назвать по имени человека, раз и навсегда прекратившего Большой Террор. Но догадаться не слишком сложно – имеется в виду Л.П.Берия. Что ж, эрудиту виднее, хотя зря он не расставил все точки над «i».

Короче, прав И.Смирнов, ещё как прав – все эти новоявленные «специалисты театрального дела», по сути, оказывают неоценимую поддержку Серебренникову. Прокуроры, как это часто бывает, по факту становятся лучшими защитниками... ну, а адвокаты – соответственно, хотя речь сейчас не о них.
Как бы то ни было, лучше держаться подальше – и от тех, и от других. И вообще, какая гадость эта ваша заливная рыба! Как бы она ни заливалась...

Своя игра, говорите?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments