dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Полуперсидские мотивы

Алексей Битов (poziloy)

Собственно, от подобных опросов трудно ожидать чего-то неожиданного – с таким же успехом можно предложить сотрудникам московской Мэрии высказаться по поводу собянинской «реновации» или «благоустройства». Разумеется, результаты предсказуемы. Тем не менее, если кого-то опрашивают – значит, это кому-то нужно.

Что у нас на сей раз? «COLTA.RU публикует традиционный опрос ведущих театральных критиков России, по просьбе редакции составивших шорт-листы главных событий и сформулировавших ключевые тенденции сезона-2016/2017» (http://www.colta.ru/articles/theatre/15587).

Кстати, непонятно: что это за ведущие, которые ходят строем? Типа, «ведущие вместе»? коллективный Сусанин? Или, может быть, имеется в виду другое значение слова «ведущий» – «сотрудник СМИ (не обязательно штатный), который работает в кадре (ТВ) или эфире (радио), персонифицируя подаваемую информацию» (версия Википедии)?

Для справки: наши «ведущие» предпочитают «Электротеатр Станиславский», «Гоголь-центр», Театр Наций, фестивали «Территория» и NET, а кроме того, В.Лисовского («Российский телепродюсер, сценарист, режиссёр. Генеральный продюсер интернет-телевидения «Тв-Клик» до 2007 года. С 2011 года ставит экспериментальные спектакли в Москве, называет себя «комиссаром» «Театра.doc»») и импресарио Ф.Елютина. Опять же для справки: К.Богомолов упоминается не слишком часто – даже немного реже, чем М.Карбаускис; судя по всему, после нервной реакции на присуждение «Золотой маски» спектаклю «Русский роман» партийцы решили несколько перестроиться и завлечь худрука Маяковки в свои ряды. Но это всё не так интересно, и можно было бы смело не обращать внимания на привычные тусовочные игры и привычные тусовочные мантры, если бы не «part=1», откуда и позаимствована цитата, вынесенная в заголовок всей публикации: «Театр внезапно стал одним из самых опасных видов деятельности».

Кто из «ведущих» идёт как «part=1»? Угадайте с одного раза. Ну, конечно, она самая, М.Давыдова, без вариантов. «Начавшееся в этом сезоне дело «Гоголь-центра» фактически разделило историю новейшего театра на «до» и «после».
В нашем сообществе поселился СТРАХ. Люди боятся обсуждать дела по телефону или по скайпу, словно они занимаются не театром, а торговлей оружием или наркотрафиком. Театр внезапно стал одним из самых опасных видов деятельности.
Начиная с мая 2017 года мы все оказались в условиях цензуры куда более опасной, чем цензура позднего «совка», которую старшее поколение театральных деятелей худо-бедно научилось объезжать на кривой козе.
«Страх съедает душу» назывался известный фильм Фассбиндера. Страх съедает наш театр
».

Чем дальше в лес, тем толще партизаны: «Как действовала цензура раньше?.. Что стояло на кону? Стоял спектакль. Что стоит на кону теперь?
Теперь стоит нечто большее. В каждом (повторяю – каждом!) театре огромной страны теперь есть заложник в виде имеющего право финансовой подписи директора
». Понятно? Поэт в России больше, чем поэт, а директор больше, чем спектакль. И непонятно, директора у нас такие большие или спектакли такие маленькие.

И, наконец, апофеоз – лёгкий намёк на мажорный финал с мгновенным переходом в крутой минор: «Разумеется, театральный процесс не остановится. Премьеры будут выходить, зрители будут аплодировать, а артисты – актерствовать. Но скажу вам по секрету: театральный процесс не остановился даже в Иране (а ведь наша вошедшая в силу «кабала святош» не идет ни в какое сравнение с тамошней) – но, несмотря на отдельные редкие достижения, иранский театр сегодня чудовищно провинциален.
Нашему театру в нынешних условиях грозит не смерть, ему грозит жуткая провинциализация. По мне, она даже хуже смерти
».

За Иран не скажу – в отличие от г-жи Давыдовой, никогда я не был на Босфоре; более того, ничего не знаю ни о сегодняшнем состоянии тамошнего театра, ни о его славных (возможно, утраченных?) традициях. Но тут любопытна постановка вопроса как такового: «жуткая провинциализация», по-видимому, обусловлена тем, что Иран – специфическое государство, наглухо закрытое для западного ветра. Ничего хорошего в герметичности нет, согласен, но к провинциализации, как это ни смешно, ведёт не «закупоренность», а бездумное следование неким «образцам».

Извините за самоцитату (из поста 2013 года): «провинциальность – это несамодостаточность, жизнь с оглядкой на некую столицу. И вовсе не важно, как она называется – Москва или Эр-Рияд, Нью-Йорк или Нджамена, Париж или Мухосранск; важно, что равнение следует держать именно на неё.
Так, а кто у нас держит равнение на некую условную столицу и стремится ей во всём подражать? Да они самые, явропейцы, знамо дело. Вот, скажем, кто у нас – самый провинциальный критик? Без вопросов, М.Давыдова... желание «превратить «Новую оперу» [или что-нибудь ещё] в театр европейского [или любого иного, заданного в условной столице] типа» выдаёт провинциалов со всеми их захолустными потрохами
» (http://dik-dikij.livejournal.com/742465.html). Взаимообмен – как ни крути, не копирование, но осторожный отбор тех ростков, которые могут прижиться в нашем климате без ущерба для остальных культур. Впрочем, это я, конечно, про Россию, а что там с Ираном – не копенгаген (извините, не тегеранен), «ты меня не спрашивай о нём»; пусть они сами разбираются без моих или давыдовских советов.

Кстати, мне очень понравилась фраза «Премьеры будут выходить, зрители будут аплодировать, а артисты – актерствовать»: премьеры и впрямь выходят (как хорошие, так или плохие), зрителям не возбраняется аплодировать, а вот актёрствуют только скверные артисты. Видимо, г-жа Давыдова насмотрелась чего-то не того, а на хорошие спектакли не ходит либо (от греха подальше) на сцену не смотрит; впрочем, не собираюсь вмешиваться в личную жизнь нашей принципиальной провинциалки – она, как и иранские граждане, вправе сама определяться с собственными пристрастиями. «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак...»

И последнее. Эмоциональная г-жа Давыдова, кроме всего прочего, абсолютно не ведает меры в своих филиппиках. Напомню одну, самую звонкую: «Люди боятся обсуждать дела по телефону или по скайпу, словно они занимаются не театром, а торговлей оружием или наркотрафиком. Театр внезапно стал одним из самых опасных видов деятельности». Получается, бесстрашна только она, пассионария Давыдова... лучше умереть в «столице», чем жить в «провинции», не так ли? Верите, нет?

Кстати, я тоже недавно подвиг совершил: с боем отобрал у внучатого кота мобильник, с которым тот решил поиграть. Право, рисковал я при этом больше, чем Давыдова.

Даже и не сомневайтесь.


P.S. А вот участвовать в «схватке тигров под ковром» в составе одной из привластных «команд» и впрямь опасно. Может и прилететь ненароком. Не по-детски так...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments