dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Во сне и наяву

Алексей Битов (poziloy)

Помните анекдот? «Почему молчали орудия?» – «По нескольким причинам, мой император!» – «Перечислите». – «Во-первых, не было пороха...» – «Достаточно».

Анекдот тут, по-моему, к месту – речь, как-никак, о комедии. А на вопрос, зачем писать о спектакле, идущем 17-й сезон, отвечу: во-первых, хочется. Достаточно.

Итак, Театр Вахтангова, «Дядюшкин сон». Чисто актёрский спектакль. Те, кто писал о нём вовремя, как правило, поругивают режиссёра и инсценировщиков и восхищаются актёрами – В.Этушем и М.Ароновой.

Пожалуй, начну с «поругиваемых». Спектакль, повторяю, чисто актёрский. Что тут делать режиссёру? Развести мизансцены и следить, чтобы общее действо не распадалось на отдельные «ингредиенты». Обе задачи выполнены. А «находки» типа гэги – ну, не знаю. Во всяком случае, не уверен, что полковница Софья Петровна, влезающая в окно – такая уж находка. В тексте повести есть фраза «Откажи в дверь, войдут в окно: случай почти невозможный, но бывавший в Мордасове», только вот стоит ли её иллюстрировать так буквально? Тем более, у любителей подобных «прочтений» есть свои «намагниченные места», но Вахтанговский в подобных списках не значится.

По поводу инсценировки. Слышал, как авторов – В.Иванова (он же режиссёр) и П.Любимцева – ругают за упоминание коммунистов. Но тут у них, извините, неопровержимое алиби; в первоисточнике: «Ни за что не прощу! Я уверен, что он на жизнь мою покушался! Он и еще Лаврентий, которого я дома оставил. Вообразите: нахватался, знаете, каких-то новых идей! Отрицание какое-то в нем явилось... Одним словом: коммунист, в полном смысле слова! Я уж и встречаться с ним боюсь!»

Из повести убран финал (глава XV), но у меня это не вызывает никаких вопросов – вряд ли имеет смысл выводить на сцену немалое количество новых персонажей, от несчастного Василия до счастливого мужа-губернатора; мало того, если сохранить авторский финал, меняются акценты: Князь К. и Мария Александровна отходят в тень, а на первом плане оказывается Зина – персонаж, несколько анемичный, или, по крайней мере, прописанный не так сочно, как Князь и «первая дама».

Другое дело, в инсценировке потерялась одна немаловажная деталь (или я что-то пропустил?) Из программки: «Зинаида Афанасьевна... бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем». А почему не замужем? Из-за истории с Василием? Цитата: «Между причинами, которыми объясняют, почему до сих пор Зина не замужем, одною из главных считают эти темные слухи о каких-то странных ее связях, полтора года назад, с уездным учителишкой, – слухи, не умолкнувшие и поныне». Стоп! Сколько лет было дочери «первой дамы» полтора года назад? 21 или 22, не так ли? Но это уже означает – засиделась в девках, однако, и учитель тут (ещё) ни при чём. В повести есть две версии на сей счёт; одна – материнская: «Здешние ослы удивляются, что тебе двадцать три года и ты не замужем, и сочиняют об этом истории. Но неужели ж я тебя выдам за здешнего советника или за Ивана Ивановича, нашего стряпчего? Есть ли для тебя здесь мужья?» А вот и вторая (если первая как-то мелькает на заднем плане, то вторая – увы): «Все вдруг стали уверять друг друга, что Марья Александровна уже просватала за князя свою Зину, свою бесприданную, двадцатитрехлетнюю Зину». Ключевое слово («бесприданная»), к сожалению, размылось, и вся история несколько подвисла в воздухе (ИМХО, разумеется).

На этом брюзжание заканчивается; перехожу к главному – актёрам. Доводилось слышать мнение, что весь спектакль держится на М.Ароновой; на мой взгляд, это не так: Аронова – безусловная главная героиня первого действия, а после антракта (хотя и не сразу) на первый план выходит, конечно, В.Этуш. Говорить об Этуше – всё равно, что повторять «Волга впадает в Каспийское море»; есть, конечно, недоросли, которые не в курсе, но на то они и недоросли, какой с них спрос? А я бы добавил одно-единственное: роль неадекватного великосветского бонвивана никак не сопрягается с ролями, в которых до этого довелось увидеть замечательного актёра, и она, понятно, должна быть интонирована по-другому. Так вот, роль интонирована, как надо, не сомневайтесь; кто хоть немного различает обертона и оттенки, не может этого не отметить. Браво, Владимир Абрамович!

Мария Александровна Москалёва. Аронова, конечно, на высоте; помимо всего прочего, ей самой нравится делать то, что она делает, это видно, как говорится, без бинокля. При этом она ничуть не тянет одеяло на себя, точно реагирует на действия партнёров, а в нужный момент (во втором действии) очень спокойно «отодвигается» на второй план. Кстати, вычитал в одной из рецензий: Аронова хороша, но неглубока, её героиню не жалко. И опять-таки не соглашусь: жалеть эту «первую даму» повода нет, фраза «Марья Александровна понимала, что уже не подняться ей по-прежнему», хотя формально и относится к предпоследней главе, осталась за пределами спектакля; для здешней Москалёвой отнюдь не всё потеряно. А до того всё было иначе: «Прокурорша, Анна Николаевна Антипова, заклятой враг Марьи Александровны, хотя и друг по наружности, уже трубила победу. Но когда увидели, что Марью Александровну трудно сконфузить, то догадались, что она гораздо глубже пустила корни, чем думали прежде»; «Ох, если б ты только знала, из каких я передряг суха выходила?»; «"Из таких ли передряг я суха выходила!" – говорила она Зине, и говорила справедливо. Не то какая ж бы она была героиня?» Нет, эту Москалёву жалеть рано, она и на заднем плане продолжает посверкивать глазом, так что давайте не путать спектакль с повестью.

Очень существенно: в повести у Князя К. нет финального монолога, последние его слова – диалог с Мозгляковым:
«– Боже ты мой! – говорил бедный князь. – Я вот только не-много за-был, зачем я сюда приехал, но я сей-час вспом-ню. Уведи ты меня, братец, куда-ни-будь, а то меня растерзают! Притом же... мне не-мед-ленно надо записать одну новую мысль...
– Пойдемте, дядюшка, еще не поздно; я вас тотчас же перевезу в гостиницу и сам перееду с вами...
– Ну да, в гос-ти-ницу. Adieu, ma charmante enfant... вы одна... вы только одна... доб-родетельны. Вы бла-го-род-ная девушка! Пойдем же, мой милый. О боже мой!
»

А вахтанговский Князь перед тем, как уйти со сцены, говорит в зал или, может быть, в мировое пространство: «Зачем я жил? Ради чего я прожил всю свою жизнь? Почему эта жизнь так коротка?.. Я только теперь начинаю жить... Господи, зачем ты привел меня сюда?.. Прости мою грешную душу, Господи...» (цитирую монолог по http://www.vakhtangov.ru/mediabox/interview/press/27542).

Согласитесь, с повестью это несколько расходится, и вспоминается тут, скорее, другой автор (не текстом даже, но интонацией): «Ревунов. Никаких я денег не получал! Подите прочь! (Выходит из-за стола.) Какая гадость! Какая низость! Оскорбить так старого человека, моряка, заслуженного офицера!.. Будь это порядочное общество, я мог бы вызвать на дуэль, а теперь что я могу сделать? (Растерянно.) Где дверь? В какую сторону идти? Человек, выведи меня! Человек! (Идет.) Какая низость! Какая гадость! (Уходит.)»

Между прочим, о повести – реплика в сторону. Фамилию автора я до сих пор не упомянул ни разу. И не из-за уверенности, что все без меня знают, кто написал «Дядюшкин сон», а чисто по Фрейду: Достоевский тут ничуть на себя не похож – скорее, он попытался изложить чеховский сюжет (времён молодого Чехова) в гоголевской манере. Но развивать тему не стану – потому, что лениво и вообще речь не об этом, надо бы ещё раз посмотреть на сцену.

Зина в спектакле – тоже не такая, как в повести, ничего мордасовского в ней нет и в помине, она эфемерна, как тургеневская барышня, и совсем не похожа на будущую (после метаморфозы) «первую даму» (когда «куколка» превратится во взрослую особь, «имаго»). Сыграть такую «инаковость» и не выпасть при этом из спектакля как целого, согласитесь, не так просто, но А.Дубровская, на мой взгляд, с задачей вполне справляется.

Не будем, однако, забывать, что у Зины есть не только мать, но и отец; он тоже хорош. А.Зарецкий (Афанасий Матвеевич) не комикует, почём зря; персонаж смешон, но, безусловно, заслуживает сочувствия (уж его-то есть, за что жалеть, и не только в порядке, так сказать, мужской солидарности). В общем, ещё одна актёрская работа, которую не могу не отметить.

И, наконец, А.Меньщиков. Роль у него крохотная и бессловесная – Пахомыч, старый камердинер Князя. Казалось бы, и слепить-то роль не из чего, а вот поди ж ты! запоминающаяся работа вышла... Лишний (нелишний!) повод поаплодировать.

Видите, сколько поводов набралось! Вот что значит – актёрский спектакль, от чего нас тщетно пытаются отвадить. Не получится. «Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех». Классика.

Кстати. На недавней премьере модного режика, когда все участники (включая постановщика) вышли на поклоны, встало примерно 5% зрителей. А после «Дядюшкиного сна» (17-й сезон, да и зал вдвое больше) встали все (по крайней мере, сидящих я не видел ни впереди, ни сзади). Это – реальность, а всё прочее – в лучшем случае, попытка выдать желаемое за действительное.

И ничего тут не попишешь. Факт есть факт.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments