dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Труба, трубы, трубе...

Алексей Битов (poziloy)

Римас Туминас – режиссёр спорный. Спорный не в том смысле, что «с одной стороны... а с другой стороны...», но в самом прямом: его спектакли вызывают споры, причём не на уровне мантр – и «за», и «против» чаще всего не связаны с партийно-идеологическими разборками (небезызвестную тусовочную даму, заявившую в своё время, что в Вахтанговский она не ходит, ибо не хочет, чтобы её совесть заржавела, упомяну в скобках как случай откровенно клинический).

Споры, конечно, дело хорошее, но есть вещи, которые, на мой взгляд, оспорить трудно: спектакли Туминаса театральны (некоторые – очень театральны), а кроме того, Туминас умеет освоить всё сценическое пространство (в то время как большинство нынешних постановщиков работает в лучшем случае квадратно-гнездовым методом, в точном соответствии с пособием для начинающих картофелеводов: «Важно делать ряды прямолинейными, в итоге должно получиться размещение гнезд картофеля по квадрату»).

Что касается упрёков – обычно они сводятся к простой формуле: «Не торкает». Такая постановка вопроса вполне закономерна, если речь идёт о психологическом театре, а если нет? Нужно ли судить любой спектакль по меркам психологического театра?

Согласитесь, тот же «Евгений Онегин» сделан по совсем другим меркам. А уж «Царь Эдип» – тем более, что вовсе не требует дополнительных обоснований – хватит и того, что Софокл не догадывался о существовании психологического театра; он, отстойный, вообще о многом не догадывался... у него фиванцы о событиях в Коринфе запоздало узнают от Вестника (гонца) – а ведь могли бы оперативно получить информацию через Яндекс или Гугл или хотя бы (через пару часов) увидеть в новостях телерепортаж о смерти царя Полиба. Но нет, это другой театр; никоим образом не открою Америки, если напишу, что прямым потомком античных Мельпомены и Талии стала комедия дель арте, а театр психологический – только боковая ветвь (можно сказать, побег). Между прочим, самое время вспомнить, что нить от комедии дель арте у нас тянется именно к Театру Вахтангова (свидетелем могла бы выступить Принцесса Турандот), так что визит Царя Эдипа к вахтанговцам выглядит вполне логичным.

Но вернёмся в отстойные античные времена. Понятия не имею, добывали ли в ту пору природный газ, а вот нефть в Древней Греции, вроде бы, добывали, но даже Софокл вряд ли знал о нефтегазовой (или просто нефтяной) трубе. Нынче, как известно, новая эпоха: прочие трубы забыты (Евстахиевы и Фаллопиевы, канализационные и дымовые, сигнальные и даже Иерихонские, а за компанию с ними – труба как «геометрическое тело цилиндрической формы с внутренней цилиндрической поверхностью»); если о трубе пишут – «центральный элемент сценографии в спектакле театра Вахтангова», прихотливая читательская мысль тут же обвивается вокруг главной трубы наших дней. А зря: труба у Туминаса – всего лишь то самое «геометрическое тело цилиндрической формы» (правда, в особо крупных размерах); иногда герои (включая Эдипа) взбираются на неё, почти как на котурны, а в финале спектакля «центральный элемент», можно сказать, «сбрасывает маску» и окончательно открывает истинную сущность: это – Рок, безжалостный и лишённый всякой сердцевины. Но не слепой – у него, как у мифического чудовища, множество пустых глаз-бойниц. Повернуть такая махина всё равно не может, и когда она приходит в движение – горе тому, кто окажется на её пути. Можно попробовать её отпихнуть, можно попытаться от неё убежать, но всё это – до поры, до времени.

Да уж, наглядный получился образ (кстати, обратите внимание, что «судьба» и «труба» некоторым образом рифмуются). И когда в финале эта труба почти сваливается в зрительный зал... честно говоря, не хотел бы я сидеть в первом ряду... говорят, любителей острых ощущений хватает, но каждому, знаете ли, своё – и Судьба, и всё прочее.

Что касается живых исполнителей – не могу сказать, что все на одном уровне, но и В.Добронравов (Эдип), и Л.Максакова (Иокаста) вполне «в теме». А особо отмечу Э.Трамова (Креонт) – раньше я его то ли не видел, то ли не замечал, а выходит, зря.

Хотя во главе угла – всё-таки Труба: спектакль режиссёрский, а не актёрский. И тут – при всей подчёркнутой доброжелательности большинства критиков (и полукритиков) к Туминасу – складывается несколько странная ситуация: с одной стороны, места «ньюсмейеров» распределены, вакансий не предвидится, а с другой – благодаря этим «ньюсмейкерам» само словосочетание «режиссёрский театр» отторгается немалой частью зрителей как класс. Естественно, нет правил без исключений, и тем не менее... Получается, Туминас оказался, выражаясь по-древнегречески, между Сциллой и Харибдой.

Судьба?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments