dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Земля и небо

Алексей Битов (poziloy)

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Наверное, поэтому о несчастливых семьях написаны тома, а счастливым, как правило, достаётся лишь несколько строк в эпилоге.
Вот и со спектаклями примерно так: чем хуже какой-нибудь из них, тем больше можно о нём написать; не стоит удивляться, что сегодняшний пост заметно короче вчерашнего.

Ладно, к делу.
«Земля» в Театре Елены Камбуровой – далеко не новый спектакль, он идёт уже пятый сезон. Но так получилось, что я решился его посмотреть только сейчас, причём не без колебаний – «P.S. Грезы…» (Концерт-фантазия по песням Р.Шумана и Ф.Шуберта), поставленные в том же театре тем же режиссёром (И.Поповски), впечатления на меня, прямо скажем, не произвели (даже при том, что к Шуманну отношусь хорошо). А тут, на минуточку, «сочинение для театра на музыку И.С.Баха»... да уж, не кот чихнул.

С удовольствием признаю: недоброе предчувствие на сей раз обмануло – «Земля» очень даже впечатлила. Да, спектакль не безупречен, и прицепиться там есть, к чему – от названия до финальной сцены с ребёнком (изначально, вроде бы, был мальчик, но дети растут, и его сменила девочка). Чем не устроило название? С сайта театра: «Режиссер Иван Поповски парадоксальным образом нашел предметную метафору вечности, она обусловила сценографию спектакля, она же дала ему название – земля, прах, из которого мы все рождаемся и куда уходим, песок...» (http://kamburova.theatre.ru/events/earth-bach/). Но проблема в том, что для нас «песок» и «земля» – не синонимы (говорят даже: «плохой участок – не земля, а сплошной песок»), а на сцене всё же песок, с которым прах, по логике вещей, не ассоциируется (у словосочетания «уйти в песок» – иной смысл, согласитесь). Кстати, сам по себе песок в сочетании с музыкой Баха, по-моему, более, чем уместен – тут и песчинки мирозданья, и песочница, в которой мы, малые дети, упорно лепим свои куличики, пока «строительный материал» не посыпется из нас самих; можно и зыбучие пески приплести до кучи – жизнь, что ни говори, засасывает... Конечно, земля (прах) тоже вполне сочетается с Бахом, но ведь в данном случае её просто нет – одно название.

Может быть, имеется в виду планета Земля? Не знаю; судя по цитате из анонса, речь о другом, да и вообще с омонимами лучше быть поаккуратнее...

С финалом сложнее – появление ребёнка показалось мне перебором, грубой подсказкой для тех, кто не понял, что речь идёт о вечности (или, если угодно, о времени – так, может быть, даже точнее, ведь про будущее мы не знаем ничего). Тем не менее, несмотря на некоторую нарочитость этого самого финала, готов повторить, что спектакль получился стильный и цельный.

Справедливости ради, в одной из старых рецензий вычитал такое оправдание «детского» финала: «В других обстоятельствах появление ребенка можно было бы записать в опасные с точки зрения вкуса детали спектакля. Но здесь он, пожалуй, уравновешивает страшноватое начало. Когда свечи исчезают в песке, в зале отчетливо раздается звук забиваемых гвоздей. И чтобы не было иллюзий на счет того, куда их забивают, в потолке над зрителями открывается окошко голубого неба, на которое сверху летят комья земли» (Р.Должанский, «Коммерсант», 10.01.2013).

И ещё о «страшноватом» начале: «Сначала вас похоронят. Почти буквально. Вот уж и стук комьев земли о стеклянную крышку твоего гроба… Думаешь: зачем пришла? Кошмар. Зал маленький, уйти некуда, что же делать, куда деваться? Но после минуты этой жутковатой, а впоследствии постыдной муки потом долго, с легкостью, с превосходством посвященного и с удивлением ребенка смотришь на Землю со стороны» (Н.Зимянина, «Новая газета», 16.03.2013).

Понимаю, за 5 сезонов что-то в спектакле могло измениться, но меня начало не напугало – может быть, потому, что по бокам зала в «прелюдии» стояли певцы в монашеской одежде и как бы обозначали дорогу (значит, мы не заблудились, а прибыли в «пункт назначения»). А может быть, потому, что я увидел в этом, скажем так, приглашение смотреть на происходящее (вскоре выяснится – на песочницу) несколько со стороны, на время – как бы из вечности (к вопросу о нетождественности двух этих понятий). Ну, не любим мы (и не умеем) смотреть на себя (и на свою песочницу) со стороны... и Бах – один из тех немногих, кто пытается нас этому научить. Надолго ли? Бог весть, но послевкусие, во всяком случае, остаётся. То самое послевкусие, без которого самое сильное впечатление улетучивается, как сигаретный дымок.

А поскольку «Земля» – музыкальный спектакль, естественно было сравнить подобное с подобным (благо, два моих «музыкальных» похода разделяло всего несколько дней). Резюме из двух пунктов.
1. И.Поповски – куда более серьёзный сценический экспериментатор, чем К.Серебренников;
2. И.С.Бах – намного более современный композитор, чем А.Маноцков.

Можно, конечно, утверждать, что Земля (не земля-грунт, а Земля-планета) имеет форму чемодана. Но форма нашей планеты от этого, извините, не изменится.

Не знаю, как в вечности, а во времени, куда мы возвращаемся после спектаклей, есть вещи спорные, а есть очевидные. Кто бы там что ни утверждал.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments