dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

2017 год: 1 – 10 мая

dik_dikij и poziloy

Майский «мемориал», часть первая. Мы решили ограничиться 10 днями, зато некоторые «статьи» получились объёмными.

1 мая 2017 года умер Анатолий Алексин – прозаик, драматург, сценарист («В стране вечных каникул», «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребёнок», «Безумная Евдокия», «Очень страшная история»). В некрологах его называют классиком детской литературы; классик или нет, но в любом случае Алексин долгие годы был одним из самых популярных детских писателей СССР. Читают его и сейчас; какие-то темы, видимо, ушли, но: «Я понял, человечество состоит из семей. Остроактуальные проблемы быстро становятся непонятными. Вечное – то, что связано с мамами, папами, бабушками, дедушками».
И ещё. По Сети гуляет цитата из повести «Добрый гений»: «Некоторых целей, вероятно, нельзя достигнуть. Но и не стремиться к ним тоже нельзя». Вообще-то, у Алексина (точнее, у его персонажа) – немного по-другому. Но пусть будет так.

1 мая 2017 года умерла Анна Хорошкевич, историк русского средневековья (напомним, что известная работа «Россия времени Ивана Грозного» написана А.Зиминым в соавторстве с Хорошкевич). Она не боялась иметь своё мнение, когда наша история меняла галс в зависимости от ветров, дующих сверху (не забывайте, мы живём в стране с непредсказуемым прошлым: одно дуновение – и вчерашний тиран вдруг превращается чуть ли не в былинного богатыря). Не случайно Хорошкевич иронизировала: «вероятно, русские писцовые книги конца XVI в. тоже лгут, сообщая о катастрофическом запустении деревень и исчезновении пахотных земель из-за сокращения числа земледельцев, особенно в Новгородской земле). И Смута возникла только из-за захватнических желаний своекорыстных западных соседей, а внутренний кризис, конечно, ни при чем. Старая песня, и даже не на новый лад» (http://scepsis.net/library/id_3180.html).
Независимых историков и так уже можно заносить в Красную книгу... Теперь их стало на одного меньше.

2 мая 2017 года умер Ральф Винклер (А.Р.Пенкк). В немецких СМИ его называют «Legendärer Maler» (чтобы перевести, немецкий знать не обязательно), но этих легенд мы, к сожалению, не слышали, так что ограничимся цитатой: «ПЕНК, А.Р. (Penck, A.R.) (наст. фамилия и имя Винклер, Ральф) (р. 1939), немецкий художник, один из основоположников стиля «новых диких»» (http://www.krugosvet.ru/node/37878).

2 мая 2017 года умер Петер Комлош, основатель и бессменная первая скрипка струнного Барток-квартета (кстати, поначалу ансамбль назывался попросту: Комлош-квартет). Первая и вторая скрипки, альт, виолончель – классическое сочетание, но аналогии с басней Крылова тут очевидно неуместны.
«В репертуаре квартета имени Бартока – весь классический набор квартетов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, однако наиболее знаменит квартет исполнением музыки своего патрона: только пятый квартет Бартока был исполнен квартетом более 700 раз» (http://www.quartette.ru/Products/dirid_19/tek_37/).
Сколько раз исполнялся струнный квартет № 4, не сообщается, но одна запись в Сети нашлась – https://www.youtube.com/watch?v=mTnbrLXEGjI.

2 мая 2017 года умер Григорий Жислин. По основной специальности он был скрипачом, причём достаточно известным, но пришлось «расширить рамки»: «Был первым исполнителем Концерта для скрипки Пендерецкого в России, а в 1983 г. по просьбе композитора Жислин начал играть на альте специально для того, чтобы исполнить премьеру альтового Концерта Пендерецкого в Европе. Маэстро также посвятил Жислину свою «Каденцию для альта».
Впоследствии они совместно записали все сочинения Пендерецкого для скрипки и альта
» (http://www.classicalmusicnews.ru/news/grigory-zhislin-passed/).
Записи Пендерецкого и Жислина мы в Сети не нашли. Ограничимся другим дуэтом: Г.Жислин (скрипка) и Ф.Бауэр (фортепьяно) исполняют сочинение Шостаковича Прелюдия 34 – https://www.youtube.com/watch?v=T4l40xeeQ_w.

3 мая 2017 года умер Сергей Фетисов. Уроженец Орла, он учился в Ярославле и в Москве (у А.Папанова), некоторое время «странствовал по свету», а затем вернулся в Орёл и с 1994 года (со дня основания) служил в Театре «Русский стиль». «Нам дали разбитое вдрызг здание в надежде, что мы быстро сдохнем. Но мы не вылезали из автобуса, давали по пять спектаклей в день, а вместо денег брали цементом, досками, гвоздями. Днем спектакль, а ночами разгружаем кирпичи и стекло. Не год и не два это длилось, но в итоге мы построили уютный театр с камином и фонтаном, с бархатными креслами. Но городские власти по-прежнему не сильно торопятся нам помогать» (http://www.trud.ru/article/19-07-2013/1297028_rol_v_obmen_na_steklotaru.html).
И ещё оттуда же: «У меня много работы в нашем театре. Играю Островского, Горького, Шукшина, современные пьесы. Были даже женские роли: купчиха Белотелова и Бабочка-ягодка в детской сказке...»
А ещё были роли в фильмах и сериалах – около 50, включая Хрущёва («Георг») и Понтия Пилата («Иуда»). Цифра для актёра из «провинции» не маленькая (тем более, экранный дебют состоялся только в 35 лет); главных героев сыграть не довелось, но на фестивале «Созвездие» в 2013 году в номинации «Лучшая роль второго плана» лауреатом стал именно Фетисов («Рассказы», Губернатор).
Осенью прошлого года на странице театра Вконтакте появилось объявление: «4 ноября в 19.00 в фойе театра «Русский стиль» в рамках акции «Ночь искусств» пройдёт творческая встреча с актёром театра и кино, ведущим артистом театра "Русский стиль", заслуженным артистом России Сергеем Васильевичем ФЕТИСОВЫМ». Теперь это – память.
«Каким запомнили Сергея Фетисова», небольшой телевизионный сюжет – https://www.youtube.com/watch?v=A1OOR1nO8Ag.
С.В.Фетисов, 12.08.1952 – 03.05.2017


3 мая 2017 года умерла Далия Лави. На экране она дебютировала в 13 лет, а в 18 начала серьёзную кинокарьеру: сыграла Кунигунду в осовремененной версии «Кандида», снялась у В.Минелли («Две недели в другом городе», Вероника), у М.Бавы (готический ужастик «Плеть и тело», Невенка), у А.Ганса («Сирано и д'Артаньян», Марион Делорм) и ещё в трёх десятках фильмов за 10 лет. Хотя Википедия и утверждает, что «самая знаменитая её работа, вероятно, роль агента 'The Detainer/007' в пародийной комедии Казино «Рояль» (1967)», а наш зритель, надо полагать, помнит Лави прежде всего как Эмми Уилкинс (или, по-индейски, Палому) в «Виннету – вождь апачей», это никак не отменяет факта, что Невенка-Палома считалась одной из самых перспективных актрис первой половины 1960-х и даже номинировалась в этом качестве на «Золотой Глобус».
Но – неожиданный поворот: в 1969-м по ходу ток-шоу на BBC Лави исполнила несколько песен на иврите, произвела впечатление на музыкальных продюсеров и стала известной певицей, причём немецкой. В кино она уже не вернулась.
«Виннету – вождь апачей» https://www.youtube.com/watch?v=lF4yNK5UMwE (смотрите с 19-й минуты).
Д.Лави (Левинбук), 12.10.1942 – 03.05.2017


3 мая 2017 года умер Лукас Амманн. Минувшей осенью ему исполнилось 104, а свою последнюю кинороль он сыграл всего за год до этого, в фильме «Пасьянс Реоньюн». К сожалению, об этом фильме мы ничего не знаем, но отметим, что общий экранный стаж швейцарского актёра превысил 75 лет. Невероятно, но факт.
Но началось всё с театра, куда будущий долгожитель, по его словам, впервые попал в 6 лет – на «Разбойников» Шиллера. Повзрослев, Амманн на какое-то время перебрался в Берлин, учился в Школе М.Райнхардта, но специфическая немецкая реальность середины 1930-х вынудила молодого человека вернуться в родную Швейцарию, где он и продолжил сценическую карьеру – судя по всему, небезуспешно.
Понятно, было и телевидение, как же без него: Амманн «исполнил главную роль в сериале «Граф Йостер имеет честь», который выходил с 1967 по 1977 год. Он сыграл аристократа-детектива, который расследует преступления в качестве хобби» (https://lenta.ru/news/2017/05/04/ammann/).
А в 1990-е актёр снимался в сериале «Фаллеры» в роли старика Вильхельма. Видео на немецком – «Die Fallers – Kommen und gehen» («Фаллеры приходят и уходят»), https://www.youtube.com/watch?v=0JuebkdlLJw (смотрите финал, с 17-й минуты).
Л.Амманн, 29.09.1912 – 03.05.2017


4 мая 2017 года умер литовский актёр Далюс Мертинас. Сниматься в кино он начал ещё в советские времена, но на всесоюзный экран прорваться не успел – СССР распался. Правда, в 1992-м на российские экраны вышли «Гангстеры в океане», но особых лавров этот боевик не снискал, и досталась там Мертинасу роль второго плана (Прайс, радист захваченного американского сухогруза). А домашнюю популярность актёру принёс сериал «Родня», где он сыграл одного из представителей младшего поколения, Саулюса.
Но ограничимся американским радистом – «Гангстеры в океане», https://www.youtube.com/watch?v=scU1fISK-1s (смотрите с 37-й минуты).
Д.Мертинас, 21.12.1961 – 04.05.2017


4 мая 2017 года умер Виктор Лану. Он снялся в нескольких десятках фильмов, многие из которых так или иначе связаны с криминальной тематикой, причём играл как гангстеров («Прощай, полицейский»), так и инспекторов («Ночные воришки», «Нежданный гость»); кроме того, назовём такие известные картины как «Место преступления» и, разумеется, «Двое в городе».
Можно ли отнести к криминальной тематике комедию «Побег» с П.Ришаром в роли незадачливого адвоката и В.Лану в роли его, так сказать, подзащитного? Судите сами – https://zona.mobi/movies/pobeg-1978-2 (смотрите с 14-й минуты).
Не обошлось без криминала и на телевидении: Лану сыграл детектива-антиквара в сериале «Лавка Луи-антиквара». Пишут, что этот сериал установил зрительский рекорд для общедоступных ТВ-сетей – его смотрели почти 6 миллионов зрителей. Честно говоря, мы не уверены, что это – рекорд, но цифра, согласитесь, всё равно впечатляет.
И ещё, с сайта kino-teatr.ru: «С 1962 года – актёр парижских театров. Играл Гамлета, Артуро Уи, в пьесах современных драматургов. Виктор Лану известен также как драматург, автор пьес, идущих на театральных сценах Франции». Играл ли Лану в собственных пьесах, не знаем.
В.Лану (В.Р.Натаф), 18.06.1936 – 04.05.2017


7 мая 2017 года умер Владимир Богин. Вся его актёрская жизнь связана с Малым театром (за исключением одного года «стажировки» в Тбилиси по окончании «Щепки»). В репертуарном листе актёра много вводов – и в «Царя Фёдора Иоанновича» (в основном почему-то Шуйские и иже с ними), и в «Последнюю жертву» (Прибытков), и в «Горе от ума» (Чацкий, однако).
Известно, чьим домом называют Малый театр, но из персонажей Островского Богин, по сути, сыграл только Прибыткова и Жадова; в спектаклях по Чехову он, как ни странно, появлялся чаще – и Лопахин (кстати, тоже ввод), и Желтухин, и Медведенко. А из других премьерных ролей вспомним хотя бы Марка Волохова («Обрыв») и Булгакова, секретаря Л.Толстого («Возвращение на круги своя»).
Впрочем, по части Островского Богин «добрал» на экране – он сыграл того же Жадова в фильме-спектакле Л.Хейфеца и Л.Ишимбаевой, а также Мелузова в «Талантах и поклонниках» И.Анненского. Но самой известной экранной ролью актёра стал всё-таки Базаров в четырёхсерийной телеверсии «Отцов и детей» 1983 года. Вот он, отрицатель всего и вся – https://www.youtube.com/watch?v=1xh3Uul-e8s&feature=youtu.be (1-я серия).
В.Г.Богин, 22.12.1946 – 07.05.2017


9 мая 2017 года умер Роберт Майлз (Роберто Кончина), популярный диджей и ещё более популярный автор электронной музыки.
Р.Майлз, композиция «Children» – https://rutube.ru/video/c991b710952079b7caf98ffc114f0ebc/.

9 мая 2017 года умер Майкл Паркс (Хэрри Сэмуэл Паркс). За полвека съёмок он сыграл больше 100 экранных ролей – в сериалах и фильмах; поначалу сериалы явно преобладали, но так было только поначалу. «Сцены с Парксом, много лет и фильмов появлявшимся у Тарантино и Родригеса в одной и той же роли [Шерифа Эрла МакГроу] (в дилогии «Убить Билла» он, впрочем, сыграл сразу две разные), были тем, что соединяло их картины в одну вселенную. В начале десятых годов Паркса открыл для себя Кевин Смит и написал специально под него два неожиданных хоррора – «Красный штат» и «Бивень», где актер впервые за много лет сыграл главные роли... помимо очевидных вариантов вроде фильмов Тарантино-Родригеса или актуального в связи с грядущим вторым сезоном просмотром/пересмотром «Твин Пикса», можно обратить внимание на фильм «Козырные тузы 2» – DVD-сиквел известного боевика... Еще более экзотический вариант – трехчасовой фильм классика Джона Хьюстона «Библия», самая буквальная, по-шестидесятнически мечтательная экранизация упомянутой книги; двадцатишестилетний Паркс играет там, ни много ни мало, Адама» (http://sub-cult.ru/kino/novosti-kino/8077-umer-majkl-parks).
Единственное дополнение: Паркс был не только актёром, но и певцом, и с этой ролью он тоже справлялся вполне успешно.
А вот в фильме «Бивень» его персонаж (старик Хоу) «поёт» очень странные песни – https://www.youtube.com/watch?v=1QiyH-k5cUM&feature=youtu.be (смотрите с 11-й минуты).
М.Паркс, 24.04.1940 – 09.05.2017


10 мая 2017 года умер Даниил Дондурей, культуролог и кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино». Сложный человек – во всех смыслах этого словосочетания (Д.Дондурей и К.Серебренников, статья «В поисках сложного человека», https://rg.ru/2009/10/07/kult.html).
Пишут, что он умел находить точные формулировки. Возможно – если речь шла о некоторых тревожных симптомах. На сайте gazeta.ru выложен некролог от А.Солнцевой; читаем: «Главной сферой его интересов с начала 2000 годов стало телевидение. Конечно, телевидение у нас получило такую огромную власть над населением, говорил он, но эту власть оно использует совсем не в интересах общества, поскольку телевизионные каналы получили невероятный бонус: в обмен на политическую лояльность в их распоряжении оказалось все рекламное время... С тех пор руководство каналов интересовалось только рейтингами и качеством картинки, попустительствуя любым тактикам, которые приводят к росту популярности. Никаких просветительских, образовательных, гуманных, социальных задач больше не надо. Его величество рейтинг обогащает причастных» (https://www.gazeta.ru/comments/column/solnceva/10670165.shtml). Верно? Да, безусловно. А вот выводы (или, если угодно, рецепты) выглядели странновато. Ещё раз процитируем Солнцеву: «Я почти не знаю других мыслителей в нашем культурном пространстве, которые так искренне и почти наивно отстаивали сложное искусство, его важность для современного человека. Многие тонкие, умные, сильные люди смирились со своим положением в сужающемся гетто для избранных, в оазисе снобистски закрытых зон». Опять – что-то «сложное», как 4'33'' Дж.Кейджа («песня состоит из трёх частей: вступление – 30 секунд тишины, основная часть – 2 минуты 23 секунды тишины и заключение – 40 секунд ещё большей тишины»)? И что, это поможет решить «просветительские, образовательные, гуманные и социальные задачи»? От яда гадюки спасёт цианистый калий? А не слишком ли радикальное лечение?
«У радикализации много негативных последствий. Но я хочу обратить внимание на одно. Двукратный рост плохих ожиданий для самих граждан, для экономики и для политической жизни России в целом, несмотря на единство страны. Это парадокс, и это какое-то двоемыслие… Если люди считают, что в их собственной жизни, в жизни их страны, в жизни их детей, в жизни их политиков, в жизни их руководителей все будет хуже, чем сейчас, то это, по-моему, безмерно опасно. Я думаю, что мы все должны объединиться и вместе с государством, властью, институтами, связанными с производством смыслов для того, чтобы это точно не допустить» (Д.Дондурей, выступление на специальном заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России по теме: «Рост радикализма как угроза правам человека», 15.04.2015, цитируем по http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/3929/).
Можно ли выступать против радикализма (и против двоемыслия) и при этом отстаивать радикальное («сложное») искусство? Получается, можно. Совсем неглупые и, вроде бы, образованные люди не замечают, что противоречат сами себе.
Бог им судья.

А у нас на сегодня – всё. Продолжим через неделю. Завтра – промолчим.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments