dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Кто о чём...

Алексей Битов (poziloy)

Предложили выступить с мини-докладом на экспертном совещании Рабочей группы Центрального штаба ОНФ. Тему сформулировали так: «Эффективный менеджер и традиционный русский театр». Во избежание недоразумений: под словом «традиционный» имелся в виду репертуарный театр – точнее было бы именно так и записать, но этот вопрос не ко мне.
Как бы то ни было, выступил.

Сразу же, для ясности: я не считаю, что на репертуарный театр ополчились так называемые «либералы», а условные «государственники» его защищают – всё сложнее; во всяком случае, «государственников» (в том числе по должности) среди атакующих хватает. И отстаивать свою позицию я готов перед любой аудиторией, вне зависимости от отношения собравшихся к тем или иным внетеатральным вопросам.

И всё-таки – два слова о политике. В конце совещания слово взял немолодой актёр (фамилию пропустил мимо ушей, грешен) и попросил записать такое предложение: пусть Путин назначит премьером Явлинского, а сам подаст в отставку. Вряд ли это предложение включат в итоговый протокол («ничего не сказала рыбка»), но, во всяком случае, оратора не зашикали, с трибуны не согнали и даже не съели. Интересно, если бы на условно-либеральном сборище кто-нибудь выдал бы здравицу в адрес Путина, к еретику отнеслись бы столь же хладнокровно? честно говоря, верится с трудом.

Всё, к делу. Пересказывать своё выступление не буду, ограничусь изложением основных моментов. Прежде всего, повторю: понятие «русский репертуарный театр» известно всему миру, что не может не быть предметом национальной гордости. При этом под словами «репертуарный театр» подразумевается не театр с постоянной пропиской (тогда бы говорили – «стационарный») и не театр с постоянной труппой (тогда бы, извините, говорили – «труппный»), но прежде всего театр со спектаклями, показываемыми регулярно и (как правило) в течение длительного времени. Если спектакль живой, он должен встать на ноги, окрепнуть, возмужать, войти в пору зрелости. Да, понятно, потом будут и старение, и умирание, но тут уж никуда не деться.

Очень кстати пришлась цитата из г.Богомолова: «вы приходите на премьеру, видите, что картошка кипит в воде, выхватываете ее и говорите: «Старик, что-то она у тебя не готова». Вы что, не видите, что она еще варится?!» (http://www.colta.ru/articles/theatre/14699). Но тут я, к сожалению, оплошал: не назвал автора, пообещал озвучить его фамилию в самом конце – и вульгарно забыл... Жаль, потому что образ удачный, и он чётко показывает, что спектакль, идущий «вахтовым методом» (два-три показа – и перерыв на полгода или более того) не относится к репертуарному театру. Ну, представьте себе картошку, которую вы снимаете с огня, когда закипит вода, а через некоторое время снова ставите на включённую конфорку. Картошка доваривается? нет, сначала вода должна закипеть ещё раз. Но в этот момент вы снова снимете кастрюлю с огня. Долго придётся ждать, пока ваша картошка сварится, чего уж там. Скажете, спектакль может «довариваться» на репетициях? Нет, не может, потому что огонь на вашей кухне не разгорится без газа, а «газовая труба» в театре проходит через зрительный зал. Вот такая кухня.

И тут возникает любопытное противоречие: в репертуарном театре спектакль рассчитан на длительное существование, а менеджер живёт с оборота; стало быть, репертуарный театр и корпоративная менеджерская логика – две вещи несовместные. Если вы купили сапоги, которые прослужат вам 10 лет – значит, вы на 10 лет потеряны для сапожного рынка; стало быть, по логике менеджера, лучше продать вам сапоги, которые износятся через год или полтора. Ну, да, то самое: числом поболее, ценою подешевле. Исходя именно из подобной логики, незабвенный г.Капков требовал считать количество премьер одним из главных показателей «эффективности» театра.

Про Капкова я в своём выступлении, разумеется, вспомнил; отметил, кстати, что представления об эффективности у наших менеджеров весьма своеобразны. Например, посещаемость (а она, понятно, тоже входит в число менеджерских приоритетов) следует измерять в процентах, а успех достигается самым незатейливым способом: количество «посадочных мест» в зале уменьшается раза в два, и в отчётах уже можно указывать, что посещаемость повысилась, допустим, с 65 до 80%. В реальности, заметьте, посещаемость снизилась более, чем на треть (новые 80% – это старые 40%), но бумага, как известно, стерпит всё.

И не Капковым единым. Напомню, наш «эффективный менеджер» и любимец тусовки существовал не в чистом поле, его непосредственным начальником был г.Печатников, ныне продолжающий гнуть ту же линию. Мало того – если Капков постоянно заверял, что репертуарные театры останутся репертуарными (врал или и впрямь не понимал, о чём речь), то Печатников заявил открытым текстом: часть репертуарных театров в Москве будет «переформатирована» в прокатные площадки и директорские театры. Любопытно, что грань между директором и худруком у нас нынче достаточно условна: к примеру, г.Грымов в конце минувшего года был назначен в «Модернъ», вроде бы, худруком, но как в таком случае прикажете оценивать объявление, появившееся на сайте театра вскоре после его прихода: «Московский драматический театр «МОДЕРН» объявляет о запуске проекта «ПРИХОДИТЕ СЕГОДНЯ», в рамках которого любой профессиональный театральный деятель (режиссер, драматург, продюсер, художник и пр.) сможет претворить свои идеи в жизнь.
Принять участие в проекте приглашаются частные лица, творческие объединения и некоммерческие организации, работающие в сфере культуры...
Количество заявок на проекты от одного участника не ограничено
...» (http://www.modern-theatre.ru/old/pages/prihodite-segodnya). С разъяснением: «Конкретной задачи намеренно не ставится: соискатели имеют полное право присылать свои пьесы, сценарии, экспликации спектаклей, макеты декораций, описание перформансов, идеи для видеоинсталляций и многое другое...
Приемом и отбором заявок занимается экспертная группа театра «Модерн» под руководством режиссера Юрия Грымова... По данным «Театрала», конкурс объявляется бессрочно
» (http://www.teatral-online.ru/news/17641/).

Это, между прочим, означает, что никакой, так сказать, художественной программы у новоявленного худрука нет (значит, не худрук), а экс-репертуарный театр начинает дрейфовать в сторону «прокатной площадки».

Или другой пример: г-жа Ерёмина, добившая театр А.Р.Т.О., пришла туда не директором, а худруком, хотя до этого работала в Театре Рубена Симонова не худруком, а именно директором.

Честно говоря, об А.Р.Т.О. я упомянул не просто так – если помните, это (был) новаторский, экспериментальный театр; к его фанатам я не относился, но там всё происходило всерьёз, а не в духе тусовочных псевдо-экспериментаторов и псевдо-новаторов с их перформансами и т.п. В то же время А.Р.Т.О. оставался театром репертуарным – это к вопросу о «традиционности». Не худо напомнить (и я напомнил), что театр Мейерхольда был репертуарным, Вахтангов создавал репертуарный театр, да и Станиславский, если на то пошло, был крупнейшим театральным реформатором. Короче, репертуарный театр может быть хорошим или плохим, «музейным» или новаторским – речь идёт совсем о другом.

Пора, однако, переходить к выводам. Единственное пожелание организаторов к будущему «оратору» звучало примерно так: хотелось бы, чтобы выступление не ограничивалось констатацией фактов, а содержало конкретные предложения по исправлению ситуации. И я озвучил целых два предложения. Во-первых, необходимо иметь «кадровый резервуар» будущих худруков. Резерв должны общими усилиями сформировать Министерство культуры и СТД (и к той, и к другой организации есть некоторые, мягко говоря, вопросы, но альтернативы, извините, не вижу). В противном случае мы будем постоянно сталкиваться со странными фигурами, неожиданно всплывшими во главе того или иного театра (что, собственно, и происходит в последние годы – насколько знаю, не только в Москве, хотя у нас в Первопрестольной доходило и доходит до полного маразма).

И второе моё предложение. Нужен отдельный закон о русском репертуарном театре. Основные положения этого закона: репертуарный театр объявляется национальным достоянием России (при этом само понятие формулируется чётко и недвусмысленно в привязке именно к постоянному репертуару). Что касается всяких «переформатирований»... понятно, жизнь есть жизнь, но ликвидация или перепрофилирование государственных и муниципальных репертуарных театров могут происходить только в соответствии со специально установленной процедурой, не слишком простой и требующей определённого времени (а не по щучьему велению, как это зачастую происходит сейчас). В качестве условного примера пришлось сослаться на Закон о банкротстве; пример действительно условный, потому что этого Закона я не читал; впрочем, надеюсь, процедура там заложена не самая простая.

Вот такие предложения. Не панацея, конечно, но...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments