dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Аль Пачино и немного физики

Алексей Битов (poziloy)

Воспользовался оказией, ненадолго забрался в дебри Фэйсбука и набрёл (не без лоцмана) на любопытное высказывание Аль Пачино: «Знаете, какая разница между игрой на сцене и игрой в кино? Играть – все равно что ходить по канату. На сцене канат натянут высоко-высоко. Брякнешься – так брякнешься по-настоящему. В кино канат лежит на полу» (https://www.facebook.com/peopletheatre/photos/a.1383147292015244.1073741828.1379969308999709/1763611650635471/?type=3&theater). Некоторые читатели, конечно, ринулись спорить – дескать, камера и убить может. Может, но зачем такой сложный способ убийства, когда проще (и дешевле) просто не снимать? Если хочется кому-то насолить, можно, конечно, забросить намеченную жертву в Арктику без надлежащей экипировки, но к чему такие сложности? есть много не столь экзотических способов.

По сути, камера – посредник, а задача посредника – скрыть от «покупателя» дефекты предлагаемого «товара» или хотя бы спрятать, как можно глубже, всё, что может помешать «продаже».

Другое дело, проповедники театрального убожества талдычат, что по канату в реальной жизни никто не ходит, а посему современный канатоходец ни в каком реквизите не нуждается (в крайнем случае, достаточно нарисовать что-нибудь на «половом уровне», пипл схавает). Конечно, если убрать канат, за канатоходца сойдёт любой, и пусть ноги «избранника» заплетаются даже на нулевой отметке – кого это нынче, на фиг, может смутить? во всяком случае, не посредника (смущение коммивояжера, как известно, снижает объём продаж).

Впрочем, на эту тему можно распространяться долго (и вполне себе образно), но попробуем оценить метафору Аль Пачино не по сути, а именно по форме. И тут вопросов нет: всё чётко и ясно, что хотел – то и сказал, на зависть штатным говорунам. Уточняю: речь сейчас не о Штатах (Соединённых), а о стране, где в ходу такие термины как «штатное расписание», «сокращение штатов» и т.д.

Вот, к примеру, журналистка популярной газеты берёт интервью у менеджера «Золотой Маски». Вопрос: «ротация кадров в экспертных советах, за которую среди критиков шли бои, буквально стенка на стенку, дала результаты?» Ответ: «Вопросов тут нет – ротация была всегда: чтобы у экспертов не замыливался глаз, чтобы как можно больше специалистов выезжали в регионы. Сейчас секретариат СТД принял решение в драме делать ротацию через два года, а в музыкальном, где специалистов мало, – через год». Опускаем первую часть ответа (враньё, конечно – в первой половине 2010-х «ротация» напоминала хоккейные смены: вместо одних игроков выходили другие, из той же команды, потом снова наступала очередь предыдущего звена, а кто-то не уходил с площадки несколько «отрезков» кряду); тут говорить не о чем, но приглядимся ко второй части ответа: «секретариат СТД принял решение в драме делать ротацию через два года, а в музыкальном, где специалистов мало, – через год». Что сие означает? Стало быть, драматические эксперты назначаются сразу на два сезона, а музыкальные – на один, поскольку «специалистов мало»? Ничего похожего, перед нами – попытка изложить своими словами соответствующий пункт (1.3) Приложения 2 к официальному Положению о премии и фестивале «Золотая Маска». В оригинале этот пункт так: «театральный критик, вошедший в состав Экспертного совета в текущем конкурсном цикле Премии, может быть вновь привлечен к работе в Экспертном совете:
– по определению номинантов Премии в конкурсах спектаклей театров драмы и кукол не ранее, чем через 2 (Два) конкурсных цикла Премии,
– по определению номинантов Премии в конкурсах спектаклей оперы, оперетты/ мюзикла и балета – не ранее чем через 1 (Один) конкурсный цикл Премии
». Интересно, кто ухитрился настолько всё переврать, интервьюируемая или интервьюер? Второй вариант, полагаю, вероятнее: журналист «перевёл» то, что понял, так, как понял, а с языком у него напряжёнка. Профессионал, однако.

А вот театральный критик вспоминает о работе в Экспертном совете «Золотой Маски»: «счастлива, что, преодолевая сопротивление здравого смысла, мы столько режиссёров из регионов представили наряду со столичными». Пришли каратели и жестоко подавили сопротивление здравого смысла? Нет, представьте себе: критик пытался сказать нечто противоположное, но не смог преодолеть сопротивление малознакомого языка.

Кстати, в том же самом посте: «зал отвечает ему изрядной третью "Воистину воскресе"». Что значит – изрядная треть "Воистину воскресе"? 6 букв из 16, что ли? Это профессионально написано или как? Надо полагать, у Аль Пачино (не критика и не журналиста) на чужом языке (русском) получилось бы точнее.

Почему не называю имён «героев»? Да потому, что дело не в персоналиях – так пишут многие (а если говорить о «молодых перьях» – почти все). Что поделать, Закон наименьшего сопротивления действует не только в электротехнике. Кто нынче читает текст, а тем более – вчитывается в «много букофф»? Достаточно имени автора (и справки о его партпринадлежности), а если приспичит – можно быстренько просмотреть по диагонали и выхватить пару ключевых слов.

Если люди перестанут пить пиво, пивовары быстро повыведутся как класс. А если исчезают читающие...

Перфекционизм нынче не в почёте, с «эффетивным менеджментом» он ни разу не сочетается. Вот и деградируем потихонечку как биологический вид.
Или уже не потихонечку?
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments