dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

После отстоя

Алексей Битов (poziloy)

Продолжаем наблюдение за наблюдающими. Кто у нас нынче отметился особо примечательной реакцией на вручение Золотых Масок образца 2017 года? Ба, старый знакомец! Похоже, самое время переходить с непечатных наблюдений (см. http://dik-dikij.livejournal.com/1389666.html) на печатные. Тогдашний пост у нас назывался «Выпьем с горя; где же кружка?..», так почему бы не потребовать долива после отстоя?

Скрывать нынче нечего, знакомая физиономия принадлежит небезызвестному г.Должанскому, метающему молнии со страниц «Коммерсанта» – «Полегчавшее золото Просчеты драматического конкурса», http://kommersant.ru/doc/3276586.

Для начала всё-таки отдадим должное нашему, так сказать, герою – он, пусть с трудом, но разобрался, что М.Карбаускис никак не мог отобрать «Маску» у Т.Кулябина: их спектакли выдвигались в разных номинациях. Конечно, нельзя исключить, что без подсказки тут не обошлось (коллега по Театру Наций всё же должна быть в курсе, noblesse oblige); разумеется, не могу утверждать, что с г-жой Ревякиной согласован весь текст «просчётов», а не только один фрагмент, но и исключить возможность полного согласования, увы, нельзя. Однако гадать на кофейной гуще незачем, так что обратимся не к подтексту, а к самому тексту.

Кроме всего прочего, трудно не обратить внимание на наглый менторский тон «вождя и учителя». Заметьте, никакими аргументами г.Должанский себя не утруждает – типа, если он говорит, значит так оно и есть. Впрочем, тусовочные проповедники к аргументам не приучены, да и зачем? пипл (паства) и так всё схавает (нельзя же подвергать сомнению то, что сказано с кафедры), а прочие... прочие возражать не станут, потому как привычно спасуют. Но высота кафедры, с которой вещает городу и миру наш проповедник, впечатляет: «К сожалению, финальный вердикт премии, которая является (или должна быть) главной профессиональной наградой страны, больше походит на дилетантскую проделку. Не во всех номинациях, разумеется. Но в главных именно так и случилось». Вообще-то, если на то пошло, дилетантскими обычно бывают не проделки, а поделки, но, видимо, г.Должанский некстати посмотрел в зеркало – вот и вышла «оговорка по Фрейду».

Наезжать на Ю.Погребничко в той же «тональности», что и на М.Карбаускаса, Должанский, понятно, не рискнул, но вслушайтесь смеха ради в эти вальяжные покровительственные нотки: «Многие, в том числе и автор этих строк, высоко ценят Юрия Погребничко и его ни на кого не похожий и трудно живущий театр "Около дома Станиславского". И его спектакль "Магадан / Кабаре", выигравший "Малую форму", тоже пришелся по душе многим, хотя и не является он для режиссера ни самым важным, ни этапным». Маловероятно, что специалист по этапированию консультировался с Погребничко по этапному вопросу, да и нужно ли это такому авторитету, как г.Д, который у нас, как известно, круче всех? Он ведь не только за этапами следит, как старший вертухай, он ещё и историю на досуге пишет: «в той же номинации присутствовал спектакль, про который еще до его выдвижения куда-либо было ясно: он войдет в историю русского театра. И это чеховские "Три сестры" режиссера Тимофея Кулябина в новосибирском театре "Красный факел"». Похоже на «История немилостива к Чемберлену. Я знаю это потому, что сам буду её писать»... хотя, конечно, если оглядываться на суровые предвоенные годы, лучше отвести взор от Туманного Альбиона... Ступай к другим. Уже написан Вертер... в смысле, «Краткий курс истории ВКП(б)». А писать Краткий курс истории русского театра г.Д. поручил, понятно, самому себе. Что касается Кулябина и его «Трёх сестёр» – допускаю, что это неординарный спектакль, но в историю сложнее войти, чем влипнуть (как это получилось у того же режиссёра с «Тангейзером»).

Ещё одна «просчётная» цитата: «Нелишне напомнить, что нынешний конкурс "Маски" в драматическом театре не задался с самого начала. Полтора года назад при формировании экспертного совета один из учредителей – Министерство культуры навязало дирекции премии несколько одиозных отборщиков. Кое-как сформировать совет все же удалось, но два важнейших режиссера среднего поколения Константин Богомолов и Кирилл Серебренников в знак протеста отказались участвовать в соревновании.
Без их спектаклей конкурс был заранее обречен на хромоту
». Серебренников от участия в «Маске-2017» отказался, это правда, а вот Богомолов... нет, в ФБ он пост написал, но официальных отказных заявлений, насколько известно, не было, да и «Ленком» по этому поводу никуда, вроде бы, не обращался. Короче, песня об отказе Богомолова – это очередная песня для бедных и доверчивых. А в Фэйсбуке чего только не пишут, Должанский в курсе (в кратком, по крайней мере).

Теперь – по поводу «одиозных отборщиков». Несколько – это, заметьте, не один и не два, а больше; стало быть, К.Кокшенёва, А.Юрьев и... кто ещё? Неужто О.Егошина? Ну-ну... Впрочем, для известной партии одиозны все, кто в этой партии не состоит, но смеет открывать рот. Немного статистики: в 2016 году в драматическом Экспертном совете из 11 «заседателей» 10 сразу же вошли в пресловутую АТК, а в 2017-м партийными были всего 4 эксперта из 13. Любой непредвзятый человек (из тех, кто в теме), сравнив два списка, сделает вывод, что Экспертный совет-2017 был намного менее одиозным и, кстати, наиболее представительным по именам (не только по сравнению с 16-м годом, но и за всю «новую эру» в целом). Полагаете, г.Должанский этого не понимает? Не надо, всё он прекрасно понимает (подумаешь, бином Ньютона!) Понимает, но партийные интересы (переплетающиеся с коммерсантскими) – превыше всего.

И о тех, без чьих спектаклей «конкурс был заранее обречен на хромоту». Дело не в том даже, что немалое (по самым скромным подсчётам) число театральных людей скептически (эвфемизм, конечно) относится к любимцам тусовки – ещё смешнее требование, чтобы в список номинантов Серебренников и Богомолов включались «по должности», а прочих претендентов отбирали бы по конкурсу. Ну, и аппетиты у наших тусовщиков! А владычицей морскою г.Должанский, случайно, стать не хочет? И как там насчёт разбитого корыта? Между прочим, в афише Театра Наций есть спектакль «Сказки Пушкина» – может быть, г.Д. пора его посмотреть, если уж в книжке оказалось слишком много букв? Есть мнение, что учиться никогда не поздно.

По крайней мере, для того, чтобы не нести откровенную околесицу, например: «Наградить режиссера Николая Рощина за сценографию его спектакля "Ворон" (Александринский театр), где сценография просто помогает режиссуре, да еще притом что рядом в номинации выдающиеся сценографические работы художников, – значит проявить примерно то же самое качествонепонимание сути этого театрального произведения»]». А в других спектаклях, получается, сценография существует сама по себе, отдельно от режиссуры? Это нашему, так сказать, проповеднику подсказал кто-то или он сам додумался? Да уж, сказано...

Ещё о Карбаускисе и «Русском романе». Обвинение в том, что он надел чужую (кулябинскую) Маску, с худрука Маяковки пришлось снять (правда, оба К. были представлены в номинации «Драма/Работа режиссёра», но там победителем стал режиссёр на другую букву – А.Могучий). Но чем-то Карбаускис тусовке (или лично г.Должанскому) всё-таки насолил, и не лягнуть «ненавис-с-стного навс-с-сегда, навсс-сегда» коммерсант-проповедник никак не мог. Правда, на сей раз в мягкой (поучающей жюри) форме: «И когда уже принято решение, посмотреть бы на него судьям со стороны и переспросить себя: а точно ли "Русский роман" Театра имени Маяковского столь бесспорно возвышающаяся над всем прошлым сезоном Джомолунгма, что именно этот спектакль должен был одарен целыми тремя важнейшими наградами, включая "Лучший спектакль большой формы"?» 3 номинации из 11 (специальные премии жюри в общую цифру не включены) – это у нас теперь Джомолунгма? Или в географии г.Должанский тоже не очень? Более того, «Джомолунгма», по сути, получила не три, а две Маски – награда М.Ивашкявичюса («Драма/Работа драматурга») имеет к спектаклю весьма косвенное отношение. Но зачем обращать внимание на подобные мелочи, если г.Д. очень хочется задеть худрука Маяковки?

Что ещё? Ах, да, редакционный подзаголовок, чуть не забыл: «Результаты в драматических номинациях ставят под сомнение профессиональный вес премии, считает Роман Должанский». Считает специалист по весам и этапам, как выяснилось, хреново. А если серьёзно – профессиональный вес «Золотая Маска» набрала во времена Э.Боякова (создавали Маску другие, но отдадим должное менеджеру, которому эта премия многим обязана). В ревякинские времена Маска начала скукоживаться, а видимость прежнего веса заинтересованные лица сохраняли с помощью надувания – метод, конечно, эффективный, но лишь до тех пор, пока где-нибудь что-нибудь не лопнет.

Например, терпение – каким бы резиновым оно не было. Но пока – тишина, и характерного свиста тоже не слышно. Зато отлично слышен другой свист, не особо художественный (фальшивый); проще всего, конечно, сделать вид, что он проходит мимо ушей, но ноги у «слабослышащих» потихоньку (как бы сами по себе) начинают дёргаться (то ли приплясывать, то ли заплетаться) в ритме этого свиста.
Стало быть, вперёд на заплетающихся ногах?


Да, на случай, если кто-то спросит, при чём тут пресловутая Ассоциация. А вы загляните на ассоциативный сайт. Можете не сомневаться, там нашлось место проповеди г.Должанского. В рубрике «Тексты» – http://teacrit.ru/?article=18005. Прибавили громкости, так сказать – в меру своих возможностей.

Так получилось, что последнее время мы тут работаем в формате 2Д (Давыдова&Должанский). А что делать, если именно они свистят особенно фальшиво и, главное, особенно громко? Но постараемся поразнообразничать.
Переход на 3Д пока не планируется. Впрочем, что загадывать? Понаблюдаем.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments