dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2017 год: 26 – 31 марта

dik_dikij и poziloy

Заключительная часть нашего мартовского мемориала.

26 марта 2017 года умер белорусский художник Май Данциг. Его называли урбанистом (что всё-таки не совсем точно) и «мэтром сурового стиля» (это уж, как хотите, так и понимайте). А ещё Данциг утверждал, что главное – найти не «новую тему», а новый взгляд на любую тему. И тут он был несомненно прав.

26 марта 2017 года умер Пётр Солдатов. Чем он только не занимался – был и пчеловодом, и резчиком по дереву; писал прозу, стихи, песни; песни исполнял на Арбате, облачаясь для этого в халат, сверху донизу увешанный «блестящими значками, пуговицами и какими-то бусинками» (чем-то напоминает пиджак Олега Гаркуши, не правда ли?) А ещё Солдатов был много снимающимся актёром – и в 1980-е, и в 2000-е его охотно приглашали на небольшие роли, и он, колоритный и органичный, что называется, обедни не портил.
Чудак? Скорее всего, да, хотя наверняка он был не так прост, как могло показаться.
А самая известная роль Солдатова – это, пожалуй, Капитан Копейкин в сериале П.Лунгина «Дело о "Мёртвах душах"». Вот он, собственной персоной – https://www.youtube.com/watch?v=l8u06WZDOJE (смотрите с 30-й минуты).
П.Г.Солдатов, 03.01.1935 – 26.03.2017


26 марта 2017 года умер Лоренц Арушанян. Наверное, немногие в России видели его на сцене, но 53 года в Театре Сундукяна – факт, который говорит сам за себя. Тем более, роли не из последних – Карл Моор, Князь Мышкин, Гаев... «Вообще, за что бы он ни брался, действовал основательно и честно, чтобы не было стыдно за выполненную работу. Актерское ремесло – нелегкое испытание. Лоренц Арушанян, можно сказать, выдержал его достойно» (http://russia-armenia.info/node/37063).
В кино Арушанян дебютировал ещё студентом, и сыграл не кого-нибудь, а культовую фигуру армянской культуры, Хачатура Абовяна в одноименном фильме 1955 года. Были потом и другие киноработы – не слишком много, но были, в том числе и в фильмах, снятых за пределами Армении («Это сладкое слово – свобода» В.Жалакявичюса, «Ксения – любимая жена Фёдора» В.Мельникова, «Вознесение» Э.Кеосаяна). Впрочем, это были не главные роли – в отличие от Вазгена Петросяна в армянской военно-приключенческой картине «Подснежники и эдельвейсы», https://my.mail.ru/mail/malininale/video/1489/10535.html. В общем, «Кино тоже не обошло артиста своим вниманием, хотя, быть может, не с такой востребованностью, которой он заслуживал» (ещё раз http://russia-armenia.info/node/37063).
Л.Арушанян, 06.07.1935 – 26.03.2017


27 марта 2017 года умер Валерий Величко, актёр Свердловского/Екатеринбургского театра драмы. За полвека службы он сыграл десятки ролей, от Гаева, Бутона и Сарафанова (kino-teatr.ru упоминает только Кудимова, но сошлёмся на uraldrama.ru, сайт самого театра) до Священника в «Гамлете»; самая первая роль – Гном Пятница в «Белоснежке», а самая, надо полагать, колоритная – Мавруша в «Афере» (по «Смерти Тарелкина»). Пишут, что в театре Величко называли «наш Фернандель» – благо, внешнее сходство действительно есть (точнее, было).
Были и кинороли – от бандита («Мафия бессмертна») до иранского следователя («Самолёт летит в Россиию»), от механика Фёдора («Ехали два шофёра») до Дона Кэо («Трудно быть богом»). И Жандарм в фильме «Золото» – https://www.youtube.com/watch?v=92O3OLDgNbM (смотрите с 46-й минуты).
Но на первом месте для Величко был театр: «все же кино – это как карточный выигрыш, случается редко и надолго его не хватает. А театр – вот это навсегда при любых обстоятельствах и жизненных условиях» (http://rusactors.ru/v/velichko_v/).
В.И.Величко, 26.06.1942 – 27.03.2017


28 марта 2017 года умер Фируз Худавердиев. К сожалению, о нём нет почти никакой информации – кроме биографической справки: с 1976 года служил в Азербайджанском драматическом театре, снялся в нескольких фильмах (в основном уже, что называется, «в возрасте»). Сведений о сценических ролях нет; может быть, он тоже играл Гаева, как Арушанян и Величко, но не будем тыкать пальцем в небо, ограничимся цитатой: «Сыграл яркие и ведущие роли в таких спектаклях как "Мертвецы", "Макбет", "Айдын", "Квазимoдо", "Дьявол", "Сборище сумасшедших", "Интрига", "Пустынные сны" и многих других» (http://www.gapp.az/news/349383-skonchalsya-zaslujennyiy-artist-azerbaydjana---foto).
Несколько видеозаписей в Сети мы нашли, но выкладывать не рискнём, и не потому, что все они – на азербайджанском языке, а потому что качество этих записей, честно говоря, оставляет желать лучшего, и возможности судить об актёре они, по существу, не дают.
Так что вот.
Ф.Худавердиев, 08.07.1939 – 28.03.2017


28 марта 2017 года умер эстонский писатель Энн Ветемаа, автор «маленьких романов». Самый первый из них, «Монумент», известен у нас ещё и благодаря спектаклю, поставленному В.Фокиным в «Современнике» в далёкие 1970-е.
Написал Ветемаа и несколько пьес («Ужин на пятерых, «Снова горе от ума»), но ставили ли их на российской сцене, мы, честно говоря, не знаем.

28 марта 2017 года умер Алексей Зеля, уникальный художник-стеклодув. Что характерно, своему искусству он нигде не обучался, да и как можно такому научиться?
«Стекло красиво. Оно красиво в работе и в куске красиво, и в изделии. Это сказочный материал, в котором преломляется свет, в котором все играет и блестит» (см. http://lol54.ru/art/28866-steklo-alekseja-zelja.html).
Вот, к примеру, «Коралловый риф» (кварцевое стекло) –

29 марта 2017 года умер Алексей Абрикосов, советско-российско-американский физик, лаурет Нобелевской премии 2003 года (вместе с В.Гинзбургом и Э.Леггеттом) «За пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей».

31 марта 2017 года умер кинорежиссёр Михаил Калик («Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики», «Любить…»). Его фраза, одна из ключевых: «я действительно терпеть не могу диалог, потому что это бу-бу-бу, говорящие головы» (http://nizi.co.il/nauka/gumanitarnye-nauki/vydayushchijsya-sovetsko-izrailskij-kinorezhissjor-mikhail-kalik.html).
Калик был одним из очень немногих кинорежиссёров, которые шли не от сюжета, а от видеоряда; такое кино можно было бы назвать авторским, если бы не нынешнее «авторское кино», где видеоряд, как правило, подгоняется под готовый ответ, то есть отнюдь не является «первичным».
Он не стремился к оригинальности (его фильмы естественны и удивительно ритмичны), но, если надо, находил неожиданные решения – так, в «До свидания, мальчики» Калик нашёл абсолютно новый, неожиданный «ход»: как предчувствие будущего, на экране появлялись документальные кадры из этого будущего, к моменту съёмок уже ставшего прошлым — так в фильме, действие которого относится к самому концу 1930-х, показана подступающая война. Говорят, использование документальных кадров из экранного будущего смутило не только киночиновников, но и Андрея Тарковского — слишком необычным это выглядело. Но Калик так увидел. И снял.
«Я горжусь в себе только одним — тем, что остался самим собой» (Михаил Калик, http://www.jewish.ru/culture/cinema/2014/09/news994326038.php).
Судьба его фильмов, как известно, была непростой, их клали на полку или нещадно кромсали — как «Любить…» (напомним, оригинальный авторский вариант картины пропал без вести). В систему он не вписывался, система мешала ему и гадила, как могла. Но, как ни странно, оказавшись вдали от этой системы Калик не снял практически ничего. Может быть, потому, что без сопротивления нет движения.

А без движения, извините за банальность, нет вообще ничего.
Пусто.
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments