dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

По случаю

Алексей Битов (poziloy)

«Никакие резервации тут не уместны!» – писали мы 8 марта, гневно протестуя против того, чтобы женским считался только один день в году (а не в 365, как минимум, раз больше).
То же самое относится и к сегодняшним, скажем так, торжествам, Дню театра и (тем более) Дню штопора.
Впрочем, о Дне штопора 27 марта мы писали не единожды, но не забывали и о других сегодняшних праздниках, как то Фёдор Скотник («Скотину выводили на двор, мыли, чистили и заговаривали, пытаясь защитить от нечисти и сглаза»), День внутренних войск МВД, Праздник цветения сакуры, День вооружённых сил (в Мьянме) и День победы (в Анголе). Стало быть, вернёмся в День театра. Кстати, с некоторых пор, как известно, ему предшествует Ночь театров, что несколько менее естественно, чем Ночь штопора, но хотя бы не так зловеще, как Ночь внутренних войск МВД (не к ночи будь сказано!)
Итак, День театра. Шутки шутками, но хочется сказать что-нибудь всерьёз. Тем более, повод есть, грех не воспользоваться. К сожалению, с приглашениями у меня нынче туго – без доступа к почте и Фэйсбуку узнаю о них с запозданием. Но какая-то информация, как ни удивительно, доходит – чуть ли не голубиной почтой. Ну, и вот...
Писать о спектаклях – дело рискованное; это же не пьеса, которую при желании может прочесть любой, желающий убедиться, что там написано именно так, а не иначе. И не фильм, где всё зафиксировано раз и навсегда. А на сцене... сегодня, допустим, сложилось, а завтра – кто знает... в любой момент актёр может встать не с той ноги, и пиши пропало... всё живое, не консервы, и то, что было в этот вечер, может и не повториться в следующий раз. Но я-то это видел и могу, стало быть, засвидетельствовать.
Подстраховавшись, перехожу к свидетельским показаниям. В Музее Ермоловой удалось посмотреть «Варшавскую мелодию» (Театр-лаборатория «Альтер-Эго», режиссёр А.Гусаров). Пьесу, честно сказать, недолюбливаю, она написана в лоб и с пафосом (напомню хотя бы про «надежду без границ»), но пафос иногда удаётся погасить – это в первую очередь зависит от актёров (в нашем случае – конечно, от актрисы). Борисова или Фрейндлих – с ними понятно, но здесь – молодая актриса и маленький зал, всё укрупнено и поверить сложно. А я, однако, поверил, что и на большем удалении случается не особенно часто. Актрису зовут Дарья Марусова; к сожалению, ничего о ней не знаю, кроме того, что поверил. Повезло?
А с другим спектаклем вышло любопытно. «Старшего сына» в «Театральном особняке» режиссёр А.Пономарёв поставил в прошлом сезоне, этот спектакль номинировался на «Золотую Маску» (вошёл в лонг-лист), но... Да, были там безусловные удачи, но что-то для меня не склеивалось, как ни крути. А одной из главных удач был Васенька в исполнении Л.Бояджи. Осень принесла неожиданные перемены: молодой актёр решил «завязать» и ушёл в монастырь; ему, насколько знаю, искали замену, но без особого успеха. И тогда пошли «другим путём» – ввели на роль Васеньки актрису Я.Соколовскую. (В скобках отмечу: я не поклонник и не противник травестийных «ходов» в принципе, принципов тут нет и быть не может, всё индивидуально.) Естественно, после такой замены в спектакле что-то поменялось, сместилось – и, в конечном счёте, встало на свои места, будто так и было задумано: на сцене появилась единая команда, а пьеса зазвучала как комедия; кто не помнит, Вампилов обозначил её как комедию, но ставят её чаще всего как мелодраму. Понятно, «Старший сын» – не просто комедия, а трагикомедия (основной, однако, жанр русской драматургии ещё со времён «Женитьбы»). Между прочим, если дать трагикомедии короткое определение, я бы назвал её трагедией, из которой убрали пафос, что не мешает некоторым постановщикам с лёгкостью возвращать его обратно. Нет, речь не о данном случае, а вот известный телефильм пафоса, по сути, не лишён; другое дело, Леонов этот пафос убирает подчистую, но тут уже заслуга удивительного актёра, а не самой интерпретации, да и комедии всё равно не выходит, мы слишком сочувствуем леоновскому Сарафанову. А в «Театральном особняке» я увидел именно комедию (беспафосную трагедию) – и порадовался не только за себя, но и за действующих лиц (и, понятно, за авторов и участников спетакля).
Вот таким бывает театр, и встречается он везде – и в подвалах, и в «колонных» залах. Как и подделки, которые тоже прорастают всюду, но сегодня – не о них.
Короче, да здравствует театр!
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments