dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Примечательное

Алексей Битов (poziloy)

Вот хочется написать что-нибудь восторженное, а повода нет. Не то, чтобы всё прочитанное-просмотренное было так уж скверно и безнадёжно, но у злобного зрителя-читателя, угнездившегося где-то внутри, постоянно находится, скажем так, некоторое количество вопросов – какие уж тут восторги?

Собственно, ничего удивительного, странно было бы наоборот: схватились вы за лопату, копнули наугад – и наткнулись на клад; копнули в другом месте – и обнаружили целое месторождение... да не бывает такого, ни месторождения, ни клады не разбросаны, где ни попади.

И на рыбалке не лучше: увесистые рыбины клюют, мягко говоря, нечасто, всё больше мелочь попадается или фигня какая-нибудь, сапог там или консервная банка, а доверять рыбацким рассказам, право, не стоит. Вот банки и сапоги – да, этого добра хватает по нынешним временам...

А не по нынешним? Типа, раньше трава была зеленее?
Кстати, не без этого: как-никак, атмосфера была почище, солнца побольше... ну, хлорофилл и всё такое... общее количество зелени, наверное, не изменилось, но нынешняя зелень расползлась по кошелькам и кредиткам, а если в одном месте прибыло, то в другом, соответственно, убыло, и перетекание зелени от флоры к фауне, как ни крути, налицо.

Ладно, это – присказка, перехожу к «восторженной» части. И.Башевис Зингер – писатель знаменитый, но мне, увы, не слишком знакомый. И «Шоша» мне на этот раз попалась случайно, просто под руку подвернулась. Прочитал несколько страниц – и... Почти по классику: «Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем». Почему «почти»? Да потому, что иногда и нескольких страниц не нужно. Вроде как открываете бутылку, а оттуда – запах чего-то благородного; чаще, конечно, шибает кислятиной, дешёвкой, а то ещё, не приведи Господи, сивухой... На уши лапшу навесить нетрудно, а нос, если он не заложен, правду чует. Вкус подделать несложно, а запах – попробуйте, если хотите.

В общем, литературу (или её отсутствие) можно опознать по запаху – не всегда, наверное, но чаще всего. И насчёт «Шошы» никаких сомнений у меня не было с первой же страницы, пяти не понадобилось.

Между прочим, Башевис Зингер в своё время получил Нобелевскую премию с формулировкой «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы» (For his impassioned narrative art which, with roots in a Polish-Jewish cultural tradition, brings universal human conditions to life). Обычно формулировки нобелевского комитета страдают, мягко говоря, некоторой неуклюжестью, но на сей раз схвачена, пожалуй, самая суть: в «Шоше» сплетены две литературных традиции, еврейская восточноевропейская (о которой можно судить хотя бы по Г.Кановичу – достаточно вспомнить «Улыбнись нам, Господи», поставленный Р.Туминасом) и польская (Е.Ставинский, к примеру). С восточневропейской еврейской традицией Зингера роднит густота письма, с польской – самоирония в повествовании от первого лица, явно навеянном авторской биографией. Если уж на то пошло, именно в смешении чего-то с чем-то и заключается настоящее литературное новаторство – а вовсе не в том, чтобы путать буквы, писать задом наперёд или ограничиваться словарным запасом Эллочки-людоедки. В таких случаях лучше вспомнить другого классика, С.Е.Леца: «Вы думаете, этот автор чего достиг? Да – ведь он снизил общий уровень»; хорошо всё же, что снизить уровень удаётся не всем, некоторые, что называется, держат панку. В частности, Башевис Зингер.

А что же внутренний злобный критик? Заткнулся сразу: на запах литературы он реагирует, как моль на нафталин или чёрт на ладан, но никуда, ясное дело, не уходит, просто прячется в какую-то щель и подглядывает оттуда. И вот, что он, кроме всего прочего, высмотрел в «Шоше».

Цитата: «– Если в вашей пьесе есть хоть что-то, вы станете человеком... Возьмите вашу писанину и напихайте туда столько любви и секса, сколько сможете.
– Я не хочу превращать её в кучу дерьма.
– Не будьте ослом. Театр – дерьмо по определению. Это не то же самое, что содержательное литературное произведение. Литература должна состоять из слов, как музыка из звуков. Если же вы произносите слова со сцены или даже декламируете, это уже подержанный товар
».

Примечание: не принимайте эти слова за прописную истину, но подобная точка зрения существует, и все мы с ней знакомы. Кстати, отчасти такая точка зрения справедлива – есть ли речь идёт о плохом театре.

Впрочем, театр вещественен, в нём много всяких запахов, и обоняние вряд ли поможет отличить хороший театр от плохого. Приходится полагаться на другие органы чувств (только упаси вас Бог полагаться на классовое чутьё, как того требовали старые и новые шариковцы).

Но мы ведь не о них.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment