dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Штрихи и коды

Алексей Битов (poziloy)

Вообще-то, о заседании Рабочей группы по искусству Общественного Совета при Минкульте я планировал написать позже – сначала хотелось взглянуть на окончательный текст резолюции. Но Улита едет – когда-то будет? Хотя очень любопытно, включат ли в резолюцию пункт о московской «реформе» имени театрального целителя Печатникова?
Но есть детали, которые, пожалуй, следует уточнить.

Из репортажа в «Независимой газете»: «Одной из заявленных тем значилось «состояние современного российского театра». Из рядовой повестки заседания тема приобрела горячий дискуссионный характер, разделив президиум и выступающих по разные стороны баррикад. Новые способы оптимизации на примере столичной театральной политики в ходе обсуждения советом были названы губительными» (Е.Авдошина, «Кто губит русский репертуарный театр», http://www.ng.ru/culture/2017-01-25/2_6912_teatr.html).

Ну, насчёт губительности спорить трудно, а вот «баррикады»... Ладно, Бог с ней, со стилистикой, но по факту... извините, это журналисту померещилось что-то. Справедливости ради, я тоже не уверен, что уход разговора от лозунгов к сегодняшней конкретике был запланирован организаторами, но до баррикад дело решительно не дошло.

По мнению журналиста, разногласия президиума и зала возникли по вопросу «кто так злостно год за годом разрушает и уничтожает наше все?» («Может быть, Богомолов с Серебренниковым (куда их только не приплетают!)?», – иронически добавляет Авдошина). Получается, репертуарный театр разрушают либо «новаторы», либо чиновники, но никак не те и другие одновременно. Ой ли? Разве эти «две колонны» не одно дело делают? Не Шерочка с Машерочкой, нет? Конечно, о равноправном партнёрстве тут речи не идёт – «новаторы» при чиновных «переформаторах» выступают как «отряд особого назначения», не более того. Кстати, сама же Авдошина отмечает «двуединство» обеих колонн: «Разрушение театра ОС в своем мнении связал с «новоявленными эпатажными режиссерами», которые «разводят грязь на сцене». Но не только. Еще с реформой по «перепрошиванию театров» (выражение Бурляева), начавшейся три года назад. Ребрендингом столичных Театра им. Гоголя в «Гоголь-центр», Драмтеатра им. Станиславского в Электротеатр, «Таганки» – в директорский театр». (Замечу в скобках: «перепрошивание» – не «выражение Бурляева», а известная формулировка Капкова: «Никакие театры мы закрывать не будем, но "перепрошивать" – это необходимо», см. https://rg.ru/2014/09/19/teatry.html.)

Интересно, а кто выдал карт-бланш Серебренникову, Юхананову, Апексимовой? Не чиновники ли, случайно (те же Капков и Печатников, однако)?
Впрочем, некоторые «перепрошивания» Авдошина одобряет: «Позитивную трансформацию мертвых театров в новые культурные точки на карте города в реальности оспаривать сложно. Тем более что два из трех примеров – удачное сосуществование репертуарного театра с новейшим, проектным. Кроме последнего – Театра на Таганке, в чем, возможно, и стоит согласиться. Этот случай обновления театра – наименее удачный». Конечно, умиляет изящный эвфемизм «наименее удачный» (а «Если разом осушить пузырек с пометкой ``Яд!'', рано или поздно почти наверняка почувствуешь недомогание»), но вот насчёт двух других «примеров»... Что там у нас в реальности? Сравните количество зрителей в «мёртвом» Театре Гоголя (при Яшине) и в распиаренном «Гоголь-Центре» (где для начала резко уменьшили число «посадочных мест» в зрительном зале) – какие там «точки»? не смешите. И ещё проговорка по Фрейду: «сосуществование репертуарного театра с новейшим, проектным»; по сути, даже защитница Серебренникова признаёт, что репертуарный театр несколько... как бы это помягче... подвинули., вот такая реальность.

Но 24 января в Минкульте действительно чаще вспоминали чиновничью угрозу, более реальную в наступившем году. Напомню главные пункты печатниковской «реформы»: принудительный перевод на срочные контракты (соответствующие изменения в Трудовой Кодекс протащить не удалось, но чиновникам, понятное дело, закон не писан), введение анекдотической системы «критериев» (чтобы не повторяться, ограничусь ссылкой – http://dik-dikij.livejournal.com/1366752.html), идея преобразования театров в «прокатные площадки», выход на первые роли т.н. «менеджеров» (вместо худруков).

И ещё один момент, напрямую с «реформой» не связанный: от театров требуют сократить штаты – небольшой новогодний подарочек от чиновных Снегурочек. Тут даже комментировать нечего, всё понятно (и не надо ссылаться на кризис – на всякую дурь денег почему-то хватает). Но вот ведь что любопытно: наши «новаторы», рьяно защищающие своих однопартийцев и свои представления о свободах, на сей раз не спешат поднимать волну – им, радеющим о прогрессе, это не интересно, да и с властными «спонсорами» ссориться неохота (одно дело делают, как же иначе). И вообще, у них – другие заботы. Один свежий пример: г.Руднева бодяга с сокращениями и «перепрошиваниями» не заинтересовала, а вот на фразу из статьи в «НГ» «Состояние современного российского театра руководителями совета было сразу и бесповоротно признано упадочным» он, конечно, не среагировать не мог и разразился на ФБ гневной филиппикой: «Вот что такое, когда минкульт отказывается от профессиональной экспертизы. Оголтелые неосведомленные люди, заряженные одной пламенной страстью, дают вывод, ровно противоположный реальному» (https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10208271524327546?pnref=story). Кто бы сомневался, состояние сегодняшнего нашего театра (и сокращения, и «перепрошивания») свидетельствует о небывалом подъёме, но ещё смешнее, что под «профессиональной экспертизой» новотеатральный Цицерон имеет в виду себя и своих единомышленников, в недавнем прошлом – главных и чуть ли не единственных минкультовских экспертов (о, сладкие времена!) Кстати, уровень профессионализма тогдашних экспертов, можно сказать, зашкаливал: «Во-первых, на артиста очень влияет документальность современного театра. Скажем так, границы актерского натурализма раздвинулись. Натуральность Малого театра выглядит глубоко вторичной по отношению к натуральности артистов театра «Doc». Это очень чувствуется, даже, невзирая на то, как ты относишься к театру «Doc». Театр все время движется навстречу новым формам натурализма. Алла Тарасова, Василий Качалов или Иван Москвин своим современникам казались верхом реализма, но когда ты сегодня слушаешь записи их голосов, то менее всего эту манерность и интонирование хочется причислять к реализму» (http://volodin-fest.ru/2011/7-pressa/pavel-rudnev-o-volodinskom-festivale-festivalyax-voobshhe-i-peremenax-v-teatre/). Понятно, куда там Тарасовой, Качалову и Москвину до актёров Театра.Doc! тут и к гадалке ходить не надо. А МХАТ или Малый – какая разница для «профессиональной экспертизы» (будем надеяться, за годы работы в МХТ Руднев хоть немного подковался в этом вопросе)? Или, допустим, Фауст и Мефистофель – то ли братья, то ли однофамильцы («Он и жертва, и какой-то фаустов перевертыш: вечно хочет блага и часто совершает невольное зло», – пишет в рецензии другая представительница той же партии; ладно, Гёте она не читала, но хоть на эпиграф к «Мастеру и Маргарите» можно было обратить внимание? или тоже не читала?) Нет, пора им, осведомлённым и ни разу не оголтелым, в министерские эксперты. И ведь самое смешное, что могут, такая вероятность отнюдь не исключена.

До театральной реальности «новаторам» дела нет, и удивляться тут нечему. Но ещё раз повторю: если бы всё упиралось в рудневых... или в печатниковых... Увы...

Вернёмся к Рабочей группе. 24 января выступали, между прочим, не только общественники, но и вполне официальные лица. И самый высокий гость – замминистра А.Журавский – поддержал печатниковскую реформу по всем пунктам.
А это вам не фэйсбучные надуватели щёк...


P.S. Несколько странное сообщение о заседании Рабочей группы появилось на ria.ru. Завершается это сообщение цитатой из всё того же Журавского: «Всегда будет столкновение традиций и новаций. Для нас, как для Минкультуры, очевидно, что проектный театр оказывается дороже репертуарного. Он должен существовать и свободно развиваться, но мы должны отдавать себе отчет, сколько это стоит и как влияет на развитие театра в стране» (https://ria.ru/culture/20170124/1486366054.html). Это я, похоже, пропустил мимо ушей. А зря, потому как вопрос о соотношении традиций и новаций не имеет никакого отношения к форме организации театра: самый рутинный театр может быть проектным, а самый новаторский (без кавычек) – репертуарным, Мейерхольд тому свидетель.
«Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» о расцвете – я смеюсь».
Нет, знак равенства между театром и сортиром ставлю не я – это сделала ещё одна пророчица «нового театра», г-жа Давыдова, открытым текстом: «Между плебеем, распивающим пиво в музее, и режиссером, показавшим акт дефекации на сцене, сознание «культурного» россиянина с неизбежностью ставит знак равенства. Чаще всего оно видит в радикальном художнике не отважного экспериментатора, а просто не знающего правил приличия варвара» (http://os.colta.ru/theatre/projects/139/details/31793/). Уяснили? Сцена – место для акта дефекации в исполнении радикального художника (ретрограды и прочие плебеи предпочитают сортир). Вот такой расцвет: всё не столько цветёт, сколько пахнет.
При содействии департаментов и министерств.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments