dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Кто не спрятался... (часть 4, последняя)

Алексей Битов (poziloy)

«Ну, вот, осталось всего две пьесы... на сей раз, похоже, пьесы». Да, на такой оптимистической ноте заканчивается предыдущий пост о финалистах конкурса «Кульминация». Но тут нужна серьёзная оговорка: всё познаётся в сравнении.

Два оставшихся текста по нынешним временам почти театральны; во всяком случае, их не обязательно переписывать (переформатировать), чтобы перенести на сцену, хотя «подрихтовать» некоторые моменты придётся. Есть и другие вопросы, так что разговор намечается достаточно жёсткий, но тут всё-таки есть, о чём говорить (на мой взгляд, разумеется).

Начну, пожалуй, с общего недостатка: обе пьесы не слишком оригинальны – и по материалу, и по его «подаче»; с другой стороны, на особую оригинальность они и не претендуют, что отчасти искупает известную вторичность (тем более, речь идёт о конкурсных работах, а не об «эпохалках» и «нетленках»). Другой общий недостаток – некоторый дефицит энергетики, из-за чего действие провисает. Но давайте всё-таки переходить к конкретике, общие фразы оставим любителям псевдо-современной псевдо-драматургии.

А.Зайцев, «Кофейный блюз». Что смущает? Главный герой так принципиален, что непонятно, каким образом он благополучно дотянул до начала действия. Или он жил-жил, а теперь ему всё надоело? Не знаю, из текста этого не следует; судя по всему, Саша давно такой, но раньше он, надо полагать, не демонстрировал свои принципы на каждом шагу. Что-то заставило его отбросить камуфляж? Какая-то капля оказалась последней? Но что и какая – неясно; скорее уж можно предположить, что этот Саша появился на свет аккурат к началу первой сцены, но тоже не сходится – у него уже есть подруга, приятели, сослуживцы, и знаком он с ними не первый день. Нет, не склеивается что-то, как ни крути.

Есть и очевидные сюжетные натяжки. Ограничусь последней: с какого бодуна кто-то мог принять одинокого чувака в штатском и с гитарой за полицейского? У страха глаза велики? Есть такое дело, но, право, не настолько.

Теперь о сценичности. Автор ограничился только одной технической записью – «Картина 1», но несложно подсчитать, что пьеса состоит из 12 картин (сцен). Как у нас с местами действия и «стыками»? По-разному, скажем честно.

Первые 5 сцен разворачиваются в юридической конторе, где Саша в тот момент служит; «Офисное помещение» (сцена 1), кабинет главного начальника (сцены 2 и 4), кабинет непосредственного начальника (сцены 3 и 5). Ладно, «офисное помещение» трогать не будем, но что делают персонажи из сцен 3 и 5 (Галина Геннадиевна и Барабанов) во время сцены 4, а главный начальник Ледехов из сцен 2 и 4 – во время сцен 3 и 5? На поворотный круг тут рассчитывать, увы, не приходится: сцена 4 слишком коротка (диалог на 6 строк), а сцена 5 – и того короче (реплика, 1 строка). Ладно, лаконичность двух последних конторских сцен позволяет без особого труда занять чем-либо свободных персонажей, но вот автор, похоже, этот момент как-то упустил.

А дальше, к сожалению, хуже. В сцене 6 действие переносится в квартиру, где живут Саша и его подруга: «На диване перед телевизором полулежит Оксана...
Раздается звонок в дверь. Оксана неспешно встает и идет открывать. За дверью стоит Саша
...» Что мы тут имеем из реквизита? Диван, телевизор и входную дверь. В принципе, без входной двери можно обойтись (и без звонка тоже), но как быть с диваном и телевизором? Если их убрать, надо «переформатировать» всю мизансцену, а если оставить – куда они денутся потом? Ну, диван можно трансформировать в другой диван (сцена 7: «Комната Поленова.... Поленов сидит на диване и играет на гитаре блюз»), потом в скамейку № 1 (сцена 9), снова в диван № 1 (сцена 10) и, наконец, в скамейку № 2 (сцена 11); допустим, но во что трансформировать телевизор, который больше не понадобится? Зато в сцене 7, кроме дивана с Поленовым, появится новый антураж: «Все вокруг завалено музыкальными дисками, на стене висит портрет Джона Ли Хукера. На столе стоит четыре бутылки пива. На полу еще две пустые». Плюс опять-таки входная дверь: «Звонок в дверь. Он [Поленов] идет открывать. На пороге стоит Саша, в руке у него пакет, за спиной чехол с гитарой».

Сцена 7 заканчивается тем, что «ПОЛЕНОВ И САША играют блюз». И вдруг – крибле-крабле-бумс! – оба переносятся в другое место: «Звукозаписывающая студия. Поленов и Саша играют блюз на гитарах. Напротив сидит Артур Августович и кивает в такт музыке. Когда Саша и Поленов заканчивают играть, Артур Августович встает со стула и аплодирует» (сцена 8). А как мы узнаем, что находимся в звукозаписывающей студии? Наверное, там должна быть какая-то аппаратура, но откуда она взялась? И куда делись бутылки пива? Перешли к Артуру Августовичу?

Наверное, можно не продолжать – и так понятно, что «стыки» выполнены не лучшим образом. На самом деле, обидно, потому что, несмотря на вторичность и некоторую нескладность, в пьесе Зайцева есть интонация, она выдержана от начала до конца. И это дорогого стоит, несмотря ни на что.

И ещё один плюс, колоссальный и безусловный: один персонаж «Кофейного блюза» срисован практически с автора этого поста: «На скамейку, стоящую напротив, садится бомж Дядя Валера. Он очень толстый, у него длинная седая борода. Вид у него помятый». Похож – ох, как похож...

После столь мощной «отбивки» перехожу к последней пьесе; к сожалению, там нет персонажей, внешне похожих на меня, но, может быть, оно и к лучшему.

А.Ишбулдина, «На кисельном берегу». Лирическая комедия, как утверждает автор? Не знаю, не уверен. О «современной комедии» типа «ржака и обоссака» тут, конечно, речи нет, но «лирическая часть», увы, чересчур банальна. Скорее, получилась комедия – о том, как сериалы железными крючьями (a-la Фредди Крюгер) пытаются утащить живых людей в кошмарную псевдо-явь (это, если приглядеться, относится не только к персонажу по имени Оксана). Более того, в значительной степени пьеса пародирует телесериалы (отнесём сюда и коллизию с обманутым мужем, случайно узнающим правду, и явление «небожителей» – Министра обороны, а в эпилоге и Президента). Пародировать «телемыло» на сцене? а почему бы, собственно, нет? другой вопрос – насколько это удалось в данном конкретном случае?

Полагаю, в основном – удалось, хотя без накладок тоже не обошлось. В первом действии всё более-менее гладко до сцены 5, в финале которой три персонажа (Алик, Сергей и Дядя Саша) расположились в беседке во дворе у Тёти Оли; и сразу же, без паузы, мы переносимся в сцену 6: «Дядя Саша, Алик и Сергей на рыбалке. Шесть утра. Некоторое время сидят молча»; не иначе, их переместила некая «волшебная сила» (сцена 5 завершается репликой Сергея «Хозяин барин. Делайте со мной что хотите», но стоит ли понимать эту «индульгенцию» столь буквально?) А сцена 6 заканчивается ремаркой «уходят», но паузы опять-таки нет, тут же начинается сцена 7: «Дворик Тёти Оли. За столом сидят Леша, Алик, Командир части Женя, Оксана. Тетя Оля вокруг стола хлопочет. «Затея» поет. Оксана и Сергей танцуют». Оксана ещё и раздвоилась, но это не так интересно, как «обратная телепортация».

А если попробовать решить сцену условно? Три персонажа достают удочки, выходят из беседки (или не выходят) и начинают рыбачить? Можно, конечно, и так, но как быть с возвращением во двор? времени на это автор не оставил, придётся постановщику что-то додумывать.

Второе действие разворачивается то в доме Ильи (сцены 1, 3, 5), то во дворике Тёти Оли (2, 4, 6), и вдруг мы переносимся на пленэр: «Лес. Накрыта поляна. Сидит уставшая Оксана. Жует яблоки. Рядом с ней лежит кучка яблочных огрызков». (Откуда огрызки? – Из лесу, вестимо.) Всё бы ничего, если бы потом действие не возвращалось на круги своя – в дом Ильи (сцена 8, обозначенная по ошибке как сцена 9) и во дворик Тёти Оли (сцена 10, которая, вообще-то, 9). Короче, как хотите, но «лесная» сцена (как и «рыбацкая») из пьесы выпадает.

И вот ещё, что надо бы отметить. Если ремарку «Входит Оксана, как только она видит Илью, теряет сознание» можно воспринимать как пародийную (напомню, Оксана – главная поклонница сериалов), то фраза Ильи «Я раскрыл тебе душу, ты же этого хотел, а сейчас ты плюёшь в нее» – перебор: «Рабыню Изауру» и её отечественные аналоги перепародировать невозможно.

Но всё-таки какой-то сценический потенциал в этом тексте, на мой взгляд, есть, и предпоследняя реплика Дяди Саши «Жюри, по-человечески прошу, оцените», будем считать, адресована не только жюри.

Подведём итоги. На титул «пьесы года» ни один из 9 текстов, если честно, не тянет; тут уж ничего не попишешь. Хорошо хоть, в шорт-лист попали целых две пьесы, где хоть как-то присутствуют и авторский «тёплый нос», и (зачаточно) «холодный глаз». Для порядка назову и конкурсы, откуда эти пьесы попали на «Кульминацию»: «Авторская сцена» (А.Зайцев) и «Евразия» (А.Ишбулдина).


Ещё о грустном. Кроме всего прочего, удивляет (чтобы не сказать – потрясает) феноменальная безграмотность некоторых соискателей. До смешного: «Вот ведь старая кашолка!» (проверочное – «а пАшОл ты!») Неужели так трудно запустить редакторскую программу? Понятно, она не во всех случаях спасёт – например, не среагирует на «сесть и понять, что сейчас твориться с твоим ребенком, растет ли он нормальным, вырастит ли он честным хорошим человеком» (есть такое слово – «вырастит», но лучше приберечь его для других случаев). Зато авторедактор, по крайней мере, предложит ограничиться одним вариантом из двух: «как бы тебе объяснить такой взгляд. В нём ценизм. Много цинизма» (и даже подскажет, что выбрать).
Конечно, всяко бывает, но, как правило, те, кто много читает, пишут грамотно. А чтение, кроме всего прочего, позволяет усвоить некие «правила игры». И не изобретать очередные велосипеды с квадратными колёсами.

Вот такая «Кульминация».
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments