dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

О, сколько нам открытий чудных...

Алексей Битов (poziloy)

Для ясности: на сей раз не стану называть человека, которому считаю нужным ответить. И ресурс, откуда позаимствованы цитаты, не назову. Причина? Автор текста, насколько понимаю, не является профессиональным «оценщиком» и не претендует на эту роль. А ресурс – не редактируемый, и всяк пишет там, что хочет.

Тогда, может быть, и отвечать не надо? Полагаю, надо: зритель-«рецензент» не одинок в своих представлениях, как это ни прискорбно.

Всё, к делу.
Нашему зрителю резко не понравился вахтанговский «Бенефис». Что ж, имеет право – тем более, некоторая часть претензий, увы, небезосновательна. Но это – не повод для сомнительных (мягко говоря) обобщений и тем более не повод для очевидной несостыковки.

Судите сами. Начало отзыва: «Для бенефиса любимца публики Владимира Этуша в театре взяли пьесу Птушкиной "Пока она умирала"...
Не найдя подходящего материала, где главный герой по ходу пьесы статичен, режиссер Иванов придумал очень примитивный ход, когда эта пьеса как бы играется в некоем театре, в чрезвычайных обстоятельствах, когда исполнительница роли Софьи Ивановны отсутствует. По этой причине ее замещает пожарный театра(?), который знает текст.
Вот таким образом в роли прикованной к инвалидной коляске матери главной героини оказывается этот самый пожарный (В.Этуш) со сбритыми усами и в парике
». Стоп! Во-первых, пьес со статичными персонажами хватает (в «Уйди-уйди» Н.Коляды столетняя бабушка Энгельсина вообще лежит аж до финала). Во-вторых, каким образом «примитивный ход» с пожарным прибавляет пьесе статичности? В-третьих, «ход», может быть, заезженный, но примитивный ли? это отзывчивый автор под Шекспира копает или как?

Но самое главное – сочетание двух взаимоисключающих утверждений: «Не найдя подходящего материала, где главный герой по ходу пьесы статичен...» и «в роли прикованной к инвалидной коляске матери главной героини оказывается этот самый пожарный...» Ладно, не будем обращать внимание на путаницу с «главным героем» и «матерью главной героини», но ведь получается, однако, что режиссёр Иванов нашёл то, что искал – персонаж прикован к инвалидной коляске, куда уж статичнее... Стало быть, «ход» преследует какую-то другую цель? Ну, например (рабочая гипотеза), интермедия с пожарным нужна для того, чтобы загодя предупредить зрителя: не принимайте всё всерьёз, у бенефиса – свои правила и свои законы.

А пьеса – что пьеса? для бенефиса подойдёт и незатейливый новогодний водевиль, очевидная вариация на тему «Иронии судьбы». Всё зависит от актёров.

И вот тут-то, наконец, мы переходим к главному, ради чего, собственно, написан сегодняшний пост – в самом деле, не для того же, чтобы поведать urbi et orbi о безымянном придирчивом зрителе, запутавшемся в трёх соснах? Нет-нет, это была только присказка, а вот и сказка: «Публика умиляется тому, что 94-летний артист не забывает текст, вовремя подает реплики и хорошо интонирует. Но какое отношение это имеет к искусству?
Главный режиссер театра очень заботится о пожилых артистах театра, без конца занимает их в своих постановках. Наверное, это достойно уважения. Но чаще всего кроме удивления, что артисты не забывают и не путают большие куски текста, сказать о них нечего. Безусловно, такое отношение к престарелым звездам из прошлого продлевает им и творческую и физическую жизнь. Но при чем тут искусство и зрители?
По мне так лучше помнить эти прекрасные лица в расцвете их таланта, а не смотреть на них с жалостью, понимая, по какой причине им дали выйти и стоять на сцене.
Наверное, звучит жестоко, но это правда
».

Начнём с того, что режиссёры «задействуют» своих «аксакалов» по самым разным причинам: да, бывает и так, что кому-то из старых актёров дают роль за былые заслуги, чтобы не «закисли» вне сцены (известно, что сцена – тот ещё наркотик)... случается, заслуженных мастеров подключают, чтобы привлечь дополнительное внимание публики к своему «шедёвру» (нехитрый пиар-ход)... и всё же чаще всего именно работы «стариков» украшают спектакль, а то и репертуар – вспомним хотя бы «Дальше – тишина» в Театре Моссовета или «Соло для часов с боем» в ещё не разделённом МХАТе. Допускаю, что автор отзыва этих спектаклей не видел (по возрасту, например), но неужели он о них никогда не слышал и ничего не читал? А если не читал и не слышал – многого ли стоят «показания» такого «свидетеля»?

Далее. Если выдающемуся мастеру для создания образа достаточно всего лишь приподнять бровь и произнести пару фраз – зачем ему бегать и прыгать? А если зрителю хочется полюбоваться на бег и прыжки – не проще ли вместо театра сходить на соревнования по лёгкой атлетике? Тем более, там можно увидеть и метание копья, и марафон, а на сцене этого не будет...

Ну, и насчёт «жестокой правды»: «По мне так лучше помнить эти прекрасные лица в расцвете их таланта, а не смотреть на них с жалостью, понимая, по какой причине им дали выйти и стоять на сцене»? Ну-ну... похоже, наш придирчивый зритель так и не въехал, «по какой причине» выдающийся актёр оказался на сцене. Что ж, тогда, если кого и следует пожалеть, то именно недогадливого зрителя, он тут – наиболее пострадавшая сторона. Что же до «расцвета таланта» – дешёвка скисает, а хороший актёр, как благородное вино, с годами становится ещё лучше. И точнее – настолько, что достаточно одного жеста и пары фраз. И дело даже не в наработанной, отточенной технике, а в фантастической органике, приходящей с опытом (понятно, не ко всем, но...)

Можно, конечно, сбрасывать «стариков» со сцены, как с «корабля современности»... или со скалы, как это делали в древней Спарте. Но разве Спарта была театральным центром Греции? Что вообще известно о достижениях спартанского театра?

Да, на сувенирных открытках, понятно, молодые выглядят эффектнее. Но театр – не легкоатлетическая арена, не подиум для бодибилдеров и даже не место материализации «прекрасных лиц» с глянцевых фотографий. Театр – нечто другое, и тем, кто этого не понимает, лучше туда не ходить.
Мало ли на свете мест для приятного времяпровождения? Ищущий да обрящет.

«Наверное, звучит жестоко, но это правда».
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment