dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Дежурная отсебятина

Алексей Битов (poziloy)

Что ж, пора подводить свои зрительские «итоги» театрального полугодия. Речь, напомню, идёт о спектаклях, которые я смотрел впервые, вне зависимости от того, когда они выпущены. Оговорка в данном случае более, чем обязательная, поскольку... стоп, лучше по порядку.

«Семестр» у меня, увы, получился укороченным: сначала, как обычно, долго раскачивался, а со второй половины ноября пришлось взять тайм-аут, дабы не нервировать народ несвоевременным кашлем. В общем, во всех «номинациях» придётся ограничиться одним «победителем» (хотя в «актёрской» части без оговорок не обойдётся).

Главное театральное событие для меня – «Золотую Маску» в вынесенной за скобки номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» наконец-то получил уникальный актёр Владимир Абрамович Этуш. Почему это произошло только сейчас – не знаю, но лучше поздно, чем никогда. Главное – справедливость восторжествовала.

Теперь – «основные номинации». Со спектаклем полугодия определился легко: «Кроткая», МТЮЗ, режиссёр И.Керученко; осенью смотрел его впервые, хотя идёт он уже, напомню, восьмой сезон. Ссылка на всякий случай – http://dik-dikij.livejournal.com/1344679.html.

Лучшая женская роль (точнее сказать, роли) – О.Тумайкина, Театр Вахтангова («Гроза» – Кабаниха, «Мнимый больной» – Туанетта, да ещё и «Бенефис» – Кира/Татьяна). Но вспомню ещё раз двух других актрис: это – М.Зайкова (Утешительный, «Игроки», ШДИ) и Е.Лямина (Она, «Кроткая»).

Лучшая мужская рольИ.Гордин (Он, «Кроткая»). Без колебаний – в первом же туре «внутренних выборов».

Ещё две номинации «нарисовались», в общем, случайно (типа, «Не виноватый я, они сами пришли»).
Итак, лучший ансамбль«Фалалей», МТЮЗ, режиссёр В.Печерникова. Опять, значит, МТЮЗ, более того – опять «Игры во флигеле»? Ну, во-первых, не опять, а снова, а во-вторых, что поделать, если так вышло? два раза сходил, и оба – удачно. Но вернёмся к ансамблю; не стану утверждать, что мне понравились все 7 актёров, но все без исключения втянуты в общий «хоровод» и чутко реагируют друг на друга. И это при том, что в спектакле заняты актёры трёх поколений, и самый младший (1990 г.р.) годится самым опытным во внуки – но настроены все на одну волну, в чём несомненная заслуга как режиссёра спектакля, так и тех, кто собрал эту команду и обучил всех и каждого «общему языку»; понятно, что имею в виду дуэт Г.Яновская – К.Гинкас (как кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится, так и общий язык сам собою не возникнет – ну, разве что в исключительных случаях и не при таком количестве «собеседников»).

В порядке отступления: есть в «Фалалее» одна вещь, с которой я категорически не согласен, не уговаривайте – почему 12+? да, мотив обречённости старого московского уклада накануне наполеоновского нашествия тут важен, но и 12-летние дети его не услышат тоже! Обидно, конечно (тем более, Флигель ТЮЗа, насколько знаю, пережил пожар 1812 года), но основная канва – святочная история со сказочным налётом – доступна детям, по крайней мере, от 6 до 60 (дальше заглядывать не рискну). Короче, убеждён: тот, кто ввёл столь жёсткое возрастное ограничение, попросту перестраховался.

Отступление закончено, двигаемся вперёд. Остался только один рубеж, одна «номинация» – экспериментальная. Да, имеется в виду именно театральный эксперимент; что скрывать, до экспериментов я не особый охотник, но раз на раз, как говорится, не приходится. Другое дело, для таких спектаклей основных критериев, на мой взгляд, два: театр/не театр, а если театр – то интересно/не интересно. А на сей раз эксперимент, не поверите, показался мне театральным и интересным.

Почему театральным? Потому, что этот эксперимент возник не в чистом поле и не на ровном месте; только невежды считают, что чем дальше от театра, тем лучше, а если включить логику – расстояние тут не столь важно, лишь бы не оборвались «связующие нити». Не оборвались? значит, можно переходить ко второму критерию: интересно/не интересно.

На спектакле «Солнечные мальчики» (режиссёр Т.Стрельбицкая) мне было интересно, и интересно именно как зрителю – текст П.П.Пазолини особенного впечатления, честно скажу, не произвёл и показался вторичным (удивительно, но что-то похожее с месяц назад написал В.Шадронов; что ж, соглашусь, хотя наш лес после этого явно не досчитается многих волков). А вот «театральная часть» приятно удивила – не предполагал, что можно объединить во что-то гомогенное эротическую экспрессию (восходящую, надо полагать, к Р.Виктюку) и «театр жестокости» (отчётливо перекликающийся с Н.Рощиным московского периода). Кроме того, какие-то (почти речитативные) фрагменты заставили вспомнить Клима – вот такое неординарное сочетание, причём (существенно!) все «составляющие» сложились в пазл (иначе был бы не спектакль, а, в лучшем случае, набор мизансцен).

Понимаю, кто-то усомнится, что «смесь» может быть экспериментальной. Зря усомнится: во-первых, любой фармаколог подтвердит, что такое возможно; во-вторых, чтобы объединить «ингредиенты», нужен собственный «клей», иначе никакого целого не возникнет; в-третьих...

Так, с этого места – поподробнее. Известная фраза Ньютона «Если я и видел дальше других, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов» имеет прямое отношение не только к науке, но и ко всему остальному (гигантами, надо сказать, дело не ограничивается). Театр – не исключение: те, кто стартует «с земли», в лучшем случае изобретут велосипед, а в худшем – будут скакать на уровне чужих щиколоток и надувать щёки. Кто хочет достичь новой высоты, должен опираться на предшественников, иначе он не допрыгнет до планки. Что любопытно, иногда на предшественников опираются, не зная конкретно о достигнутых ими результатах, но уловив некие флюиды – так тоже бывает: всё, что выше плинтуса, автоматически материализуется и образует поле, которое можно уловить (при нужной «настройке»). Скажете, бред? Что ж, спорить не стану, оставайтесь при своём. Тем более, это – не главное, главное – что эксперимент в любой области неразрывно связан с тем, что сделали предшественники, а всё прочее – бессвязный лепет, детские игры для самого младшего возраста. (Кстати, замечу в скобках: таких детишек не следует подпускать к театру даже при возрастном ограничении 6+.)

Что ж, похоже и я сегодня отклонился от темы и залез куда-то не туда. Понятно, отсебятина, опереться не на кого. К тому же главное, вроде бы, сказано.

До того, как...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments