dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Тамтам-2

Этот пост мы выкладывали 6 лет назад, а сейчас, что называется, вспомнилось что-то...
Дублируем с небольшими авторскими дополнениями.

Тамтам под сению кулис

Алексей Битов (poziloy)

Так бывает: потянешь за ниточку, а там – целый клубок. За Лотманом – «Евгений Онегин», а оттуда – нужная цитата. Раньше как-то внимания не обращал, а тут озадачился. Помните? «Театра злой законодатель, / Непостоянный обожатель / Очаровательных актрис, / Почетный гражданин кулис...», далее – по тексту.
Вроде бы, о балете речь, да не только.

Ну, вот же:
«Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись
».

От балета, заметьте, только Дидло. Зато Фонвизин, Княжнин, Озеров, Катенин, Шаховской – 5 русских драматургов. Что между ними общего? «Картина истории русского театра», как сказано у Лотмана (см. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-472-.htm)? Нет, тут я с Юрием Михайловичем согласиться никак не могу – тем более, он сам себе несколько противоречит: «XVIII в. представлен именами Фонвизина и Княжнина (Сумароков, к которому П[ушкин] относился отрицательно, обойден)». А чуть дальше: «П[ушкин] относился к творчеству Княжнина холодно», – но Княжнин, в отличие от Сумарокова, упомянут. Как и Озеров, хотя «Пушкин Озерова не любил, и он часто бывал источником наших живых и горячих споров. Оба мы были неуступчивы и несколько заносчивы. Я еще более, нежели Пушкин. Он не признавал в Озерове никакого дарования. Я, может быть, дарование его преувеличивал. Со временем, вероятно, мы сошлись бы на полудороге. Пушкин критиковал в Озерове и трагика и стихотворца» – слова Вяземского (http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-12.htm).

Да и с Шаховским всё не просто: можно не принимать в рассчёт былые «наезды» («Но кто глупей из тройки злой? / Шишков, Шахматов, Шаховской!»), но смущает фраза из письма 1823 года. Пушкин – Вязескому: «Дружба твоя с Шаховским радует миролюбивую мою душу. Он, право, добрый малый, изрядный автор и отличный сводник» (http://www.rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1823/1236_53.htm).
На самом деле, фразу «Дружба твоя с Шаховским радует миролюбивую мою душу» можно прочитать и так: «не беда, что ты с Шаховским подружился, я на тебя зла не держу». Да и характеристика «отличный сводник» по отношению к тому, кто старше на 22 года, отдаёт, согласитесь, некоторым ехидством.

И с Катениным тоже не всё просто. Ещё одно письмо Пушкина Вяземскому (1820 год): «твои первые четыре стиха насчет его в послании к Дмитриеву – прекрасны; 2 остальные, нужные для пояснения личности, слабы и холодны, и, дружба в сторону, Катенин стоит чего-нибудь получше и позлее. Он опоздал родиться – и своим характером и образом мыслей весь принадлежит 18 столетию. В нем та же авторская спесь, те же литературные сплетни и интриги, как и в прославленном веке философии» (http://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1820/1194_11.htm). А в сохранившемся черновике и того язвительнее: «Мы все по большей части привыкли смотреть на поэзию как на записную прелестницу, к которой заходим иногда поврать и поповесничать, без всякой душевной привязанности и вовсе не уважая опасных ее прелестей. Катенин, напротив того, приезжает к ней в башмаках и напудренный и просиживает у нее целую жизнь с платонической любовью, благоговеньем и важностью» (см., например, http://profilib.com/chtenie/138241/georgiy-chulkov-zhizn-pushkina-29.php).

Так что, боюсь, Пушкин в «Онегине» не ставил перед собой задачи изложить историю русской драматургии, речь идёт несколько о другом. Рискну озвучить собственную версию: Пушкин иронизирует над вкусами публики, которая клюёт на:

– общественный пафос (тут Пушкин не пощадил даже Фонвизина, которого весьма ценил);
– душепищательные опусы, собирающие «невольны дани народных слёз»;
– скабрезные (или просто скандальные) комедии (по тем временам Шаховской считался вполне «передовым» театральным деятелем);
– переделки успешных (чаще всего зарубежных) авторов, а то и просто заимствования («и переимчивый Княжнин»).

Список, конечно, не исчерпывающий, но достойный внимания современных драматургов. Читайте Пушкина, господа! – и будет вам удача. Фанфары там всякие, литавры и медные трубы; барабаны опять же. Короче, сущий тамтам под сению кулис.


Примечание. Упоминание о барабанах прошу не рассматривать как выпад в адрес Ю.Бутусова: о том, что он поставит «Барабаны в ночи», загодя знал разве что Нострадамус.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments