dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Сарамагия?

Алексей Битов (poziloy)

14 ноября в СТД на обсуждении пресловутого выступления К.Райкина я имел возможность сравнить двух ораторов с одинаковыми инициалами – Б.Мездрича и Б.Мильграма. Тексты их песен были весьма похожи, а вот мотивы... мотивы отличались заметно; во всяком случае, Мездрич не красовался и не ловил кайф. В отличие от Мильграма, поверить которому было трудно, а не услышать фальшь – ещё труднее. Впрочем, нет таких трудностей, которые не могли бы преодолеть околотеатральные большевики...
«Зарубку» я тогда для себя сделал и даже отметил пару ссылок; руки долго не доходили, но утаскивать этот «долг» в Новый год совсем не хочется.

Итак, два мильгамовских текста от 08 ноября сего года: «Открытое обращение к коллегам» и «Открытое обращение к зрителям Театра-Театра».

Начну с «коллег» – благо, одну цитату уже приводил по другому поводу: «В момент, когда в культурной среде назрело множество вопросов, когда Константин Райкин и Евгений Миронов призывают нас к объединению против кляузничества, против вмешательства непрофессиональных людей в поле культуры и искусства, в Перми широкая группа людей выступает за конфронтацию культурного сообщества. Коллега, которого для нас нет, занимается доносительством и кляузничеством...» (https://teatr-teatr.com/media/sobytiya/otkrytoe-obrashchenie-k-kollegam/). Ну, доносительством и кляузничеством, положим, занимается г.Мильграм («Коллега, которого для нас нет, через сайт, лоббирующий интересы его родственников, инициировал конфликт вокруг спектакля Театра-Театра «Голубая комната»...» и т.д.), но ещё интереснее само начало: «В момент, когда в культурной среде назрело множество вопросов, когда Константин Райкин и Евгений Миронов призывают нас к объединению...» Ничего не напоминает? Подсказываю: «В эти дни весь советский народ еще теснее сплачивается вокруг родной коммунистической партии, вокруг любимого вождя... но находятся отдельные отщепенцы и вредители...» и т.д.

Сравним с началом второго послания, к зрителям: «В дни празднования Дня народного единства в зале Дворца детского (юношеского) творчества состоялся гражданский съезд «В защиту культурного наследия»... Риторика и символика этого съезда нарочито воинственная, так в символике съезда использованы изображения кольчуги и меча. Сам съезд носит не оборонительный, а наступательный характер, и направлен не на консолидацию, не на объединение, а на разобщение культурного сообщества, на его деление по принципу «свой-чужой», по принципу «кто не с нами, тот против нас»» (https://teatr-teatr.com/media/sobytiya/otkrytoe-obrashchenie-k-zritelyam-teatra-teatra/?back_url_admin=%2Fbitrix%2Fadmin%2Fiblock_element_admin.php%3FIBLOCK_ID%3D11%26type%3Drus%26lang%3Dru%26find_section_section%3D-1). Блин, те же самые клише, б/у. Поразительно, как на эту фальшивую ноту не обращает внимания новаторская «паства», твёрдо уверенная, что все, кроме них – махровые «совки»... а «совки»-то, оказывается, среди них...

А это что? Юмор такой, что ли? «в сценографии спектакля [«Голубая комната», Театр-Театр г.Мильграма] используется не религиозная атрибутика, а репродукция светской картины «Непорочное сердце Марии», выполненная в стилистике поп-арта о чем свидетельствует заключение ведущих театральных критиков России Татьяны Тихоновец, Павла Руднева, Андрея Пронина, Анны Банасюкевич» (послание к коллегам)? Мощная комиссия «ведущих театральных критиков России» (с мандатами от АТК), оказывается, может давать заключения по вопросам изобразительного искусства и религиоведения, и эти заключения непогрешимы, как вердикты Папы Римского. А беременность эта комиссия не определяет, случайно? они ведь у нас, как выяснилось, на все руки мастаки.

А здесь г.Мильграм сотоварищи явно исходит из того, что «коллеги» не умеют читать. Из послания: «Коллега, которого для нас нет в летнем конфликте, разгоревшемся вокруг увольнения Бориса Мильграма с должности художественного руководителя, открыто выступал против Театра-Театра, и первоначально заявил о своем согласии возглавить театр, однако позже отказался от своих слов» («коллега, которого нет» – это С.Федотов, если кто не понял). В доказательство Мильграм и Ко разместили гиперссылку на статью в «Коммерсанте» от 15.07; дословная цитата (по гиперссылке): «Среди основных претендентов называется режиссер и худрук театра «У Моста» Сергей Федотов. Господин Федотов сообщил „Ъ“, что готов подумать об участии в конкурсе» (http://www.kommersant.ru/doc/3040932). Это теперь означает – «согласился»? Даже в версии «Коммерсанта» (без прямой речи) о согласии, заметьте, речь не идёт. Поздравляю соврамши, г.Мильграм.

Если уж г.Мильграм держит за дураков своих коллег (тех, которым адресовано его послание) – что говорить о зрителях? их держат, как минимум, за идиотов. Начиная с дешёвых шулерских приёмчиков: «Риторика и символика этого съезда нарочито воинственная, так в символике съезда использованы изображения кольчуги и меча. Сам съезд носит не оборонительный, а наступательный характер...» Для справки: меч может быть использован как для нападения, так и для обороны, а вот кольчуга предназначена исключительно для защиты (или ей кого-то по голове бьют?) Но продолжим цитату: «Сам съезд носит не оборонительный, а наступательный характер, и направлен не на консолидацию, не на объединение, а на разобщение культурного сообщества, на его деление по принципу «свой-чужой», по принципу «кто не с нами, тот против нас»». Это кто пишет-то? Г.Мильграм, некогда «переформатировавший» под себя Пермский театр драмы, а нынче обвиняющий «коллегу, которого нет» во всех смертных грехах, не гнушаясь высасывать обвинения, условно говоря, из пальца? Листья тополя падают с ясеня...

«В резолюции пермского гражданского съезда «В защиту культурного наследия», опубликованной на сайте интернет-издания «Суть времени», содержатся манифесты, напоминают лозунги тоталитарного строя 1920-х-1930-х годов. Среди них особо яркими являются следующие: «Деятели культуры не имеют права следовать сложившимся тенденциям на опрощение, опошление, осквернение отечественной культуры. Мы имеем не только право, но и обязанность сохранять и восстанавливать высокую культурную норму, жестко требовать от государства содействия этому процессу, а от отдельных деятелей культуры – соответствия»». А не подскажут ли мне сторонники г.Мильграма, кто именно в 1920-30-е годы призывал на защиту традиционной культуры? Может быть, РАПП? Или Пролеткульт? Не проще ли найти последователей этих организаций среди тех, кто защищает завравшегося г.Мильграма? Риторический вопрос, согласитесь.

А это уже совсем смешно. Из обращения к зрителям: «Дорогие зрители!
Вы всегда поддерживаете нас, всегда рядом с нами, мы уверены, что вы не сомневаетесь в уровне нашего творчества, которое мы с радостью дарим вам. Но к сожалению, есть те, кто целенаправленно пытается разрушить наш театр». Сравните с финальным аккордом: «Мы обеспокоены этим фактом и потому приняли решение создать зрительскую коллегию, которая призвана объединять людей вокруг театра, а также защищать культурные перспективы.
Зрительская коллегия – это площадка для встречи противоположных мнений, это место столкновения разных мировоззренческих картин, это попытка коллективного поиска путей развития мировой культуры и искусства вообще и современного театрального искусства в частности...
Надеемся, что зрительская коллегия станет тем общественным объединением, которое сможет защитить наш театр, позволит нам продолжить развиваться и совершенствоваться, позволит вам, зрителям, смотреть те спектакли, которые интересны вам, а не те, которые вам пытаются навязать
». Только что авторы послания возмущались предложениями оппонентов: «Кто установил эту [высокую культурную] норму? И кто ее будет контролировать?» А самим себе, выходит, аналогичный вопрос можно и не задавать (кто определил культурные перспективы? почему эти перспективы связаны исключительно с г.Мильграмом и его Театр-Театром?) Далее: о какой «встрече противоположных мнений» идёт речь, если предложение о создании «зрительской коллегии» адресовано только тем, кто «всегда поддерживает Театр-Театр» и «не сомневается в уровне его творчества»? а остальные – типа, ни разу не зрители? Или это дедушка Форд опять голос подал – вы можете приобрести любой автомобиль при условии, что это будет чёрный «Форд»?

И всё-таки возвращаюсь к первоначальной версии: г.Мильграм держит своих защитников за идиотов (что бы он ни сказал, они всё схавают только так). Но не могут же все подряд быть идиотами и не замечать очевидных вещей? Тогда в чём дело?

Может быть, в слепоте? Инфекционной, как в романе Сарамаго? А кто не слеп, тот прикидывается? На всякий случай?
Не исключено.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments