dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Крепкий орешек-2

Алексей Битов (poziloy)

На всякий случай начну со ссылки на первую часть поста − «Крепкий орешек», http://dik-dikij.livejournal.com/1354966.html.
После выкладки этой (пятничной) части на Фэйсбуке наткнулся я на такое возражение: «Ф.М.Достоевский "Бесы" : " Есть вещи <...> о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно". Право слово, реагировать на экзерсисы г-на Вилисова...» Замечательно, вот только принадлежит эта сентенция не автору романа, а Петру Степановичу Верховенскому («сыпал он своим бисером Варваре Петровне, всё продолжая ее убеждать»), а следовать заветам Петра Степановича я, извините, не готов. Так что вернусь к «Закату репертуарной эпохи» (https://openrussia.org/mobile/media/703646/) и его автору В.Вилисову, верному ученику замечательной учительницы, уже который год вещающей о «Конце театральной эпохи».

Учительница, как известно, постоянно путается и противоречит сама себе, но и ученик не лыком шит. Например:
«В организационном смысле репертуарный театр представляет собой крепко сбитую институцию, в которой, как правило, власть над постоянной труппой с бессрочными контрактами делят директор и художественный руководитель... планируется каким-то образом укрепить влияние директора; предполагается, что на одного руководителя, если что, будет проще надавить. Но есть и другой резон: Печатников в интервью обозначил свое понимание деятельности директора открытой театральной площадки: «И если художник может считать финансовый успех второстепенным для театра, то директор должен быть заинтересован в том, чтобы в театр ходила публика»». Значит, репертуарными театрами, по г.Вилисову, традиционно руководил диумвират (ладно, ладно, не будем спорить), а теперь пришло время повысить роль одного из диумвиров − директора. Но логика подсказывает, что сделать это можно только за счёт урезания прав другого «диумвира» − худрука, вплоть до полной ликвидации худруков как класса. Как вам такая перспектива? Вся власть − директорскому корпусу? Кстати, что-то похожее (правда, не в театре) мы уже проходили... ну, ничего, кто старое помянет... Главное, чтобы «в театр ходила публика»? Но нет, г.Вилисов так не считает, публика его (как любого «продвинутого») откровенно раздражает.

Цитата: «социальная институция «адекватный зритель современного театра» в России до сих пор не сформирована, и в отзывах на конвенциональную постановку по лекалам европейского театра адепты прекрасного возмущаются, где же высокие чувства и тонкий психологизм?»

Ещё цитата: «То, к чему призывают обеспокоенные «мастера культуры», в действительности заключается в консервировании театрального статуса-кво. Рядом с этим располагается другая проблема − требования публики. Здесь даже никакому Мединскому не придется обманывать либералов: львиная доля заядлых театралов хочет ходить на звезд популярных сериалов; на богатые декорации с лепниной и костюмы как XVIII веке; на Чайковского и итальянские оперы-буфф».

Но если всё так, не-новаторские театральные залы должны быть забиты под завязку, а это всё же не во всех театрах имеет быть (в этом смысле беспокойство чиновников отчасти оправдано, что греха таить). Но главное − реформа по г.Вилисову носит, получается, совсем причудливый характер: репертуарный театр надо похерить, на публику забить, а все бабки пустить на поддержку и услаждение «самых передовых». Почему? Ну, наверное, потому, что так хочется г.Вилисову и его учительнице − разве этого не достаточно, чтобы развернуть финансовые потоки в нужную сторону?

Тут доходит до смешного: «По коллективному мнению одиозных депутатов ГД и советских актеров и актрис на общественных должностях, у театра «обязательно должен быть зритель». И чем больше − тем лучше. Если зал не полный − значит, «театр народу не нужен». Почему-то вспомнилось, как тексты о посещаемости озвучивали г.Капков и его тогдашняя замша г.Шерменёва. Ладно, с Капковым понятно, он и одиозен, и в ГД посидел, но как быть с Шерменёвой? это она у нас − «советская актриса на общественных должностях»? А «советский актёр» − П.Руднев? «Мои критерии: зритель, кодекс цитирования, фестивали и премии, активность в сетях, отклики зрителей, активность театра, разноформатность деятельности, каких драматургов открыли, каких режиссеров/актеров открыли, инновационность?» (https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10207900553053496?pnref=story).
Что ж, поздравим заслуженных советских артистов Е.Шерменёву и П.Руднева и перейдём к следующей статье нашего «кодекса цитирования».

Г.Вилисов пишет: «Не будет большим преувеличением сказать, что нынешние планы театральной реформы оформлены грамотнее и деликатнее всех предыдущих, когда голос индустрии вообще игнорировался». А это − он же, но позже: «Даже то, что театральному сообществу предложили сформулировать критерии оценки эффективности театров − экономические и художественные, − означает только то, что в департаменте культуры нет людей, которые могли бы взять на себя ответственность за предлагаемые изменения». Если Департамент культуры решил поинтересоваться мнением театрального сообщества, а этого (по г.Вилисову) как раз и не надо было делать, то с чего это вдруг «нынешние планы... оформлены грамотнее и деликатнее всех предыдущих, когда голос индустрии вообще игнорировался»? Согласитесь, тут что-то лишнее − либо то, либо другое. А сам призыв проводить реформу силами чиновников без оглядки на всяких там − согласитесь, впечатляет.

Следующая пара откровений.
«Первым делом против грядущих реформ выступила Светлана Врагова... она упрекнула Печатникова в том, что он в театрах ничего не смыслит, и пускай не лезет со своим хозрасчетом в храм искусства». Получается, Врагова не права? Но дальше г.Вилисов пишет уже, вроде бы, от собственного лица: «Театры (как и вообще искусство) в России существуют в заколдованном круге, создателями и виновниками которого являются неграмотные управители культурой». Но тогда выходит, что Врагова права... нет, удивительная личность − С.Врагова! как это ей, интересно, удалось быть правой и неправой одновременно? чудеса, да и только...

Что ж, дежурный Митрофанушка прослушал «Краткий курс неадекватного театроведения» и сделал соответствующие выводы. Надо ли напоминать, что к русскому репертуарному театру недоросли относятся, как героиня крыловской басни − к очкам: «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак». И далее: «Как ни полезна вещь, − цены не зная ей, / Невежда про нее свой толк все к худу клонит; / А ежели невежда познатней, / Так он ее еще и гонит».
Понятно, г.Вилисов к числу знатных персон не относится, но и его голос может быть услышан, если возникнет такая нужда.

Кстати, вот ещё забавная цитата: «Существует ложная проблема, которую обычно формулируют как «потребность сохранить всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства», что обычно переводится на человеческий язык требованиями закрыть «Гоголь-центр» и «Театр.doc»». Надоело уже про Театр.doc, который тут вообще ни при чём, а вот насчёт «закрыть «Гоголь-центр»»... в реальности, наоборот, закрыли Театр Гоголя... «переформатировали» Театр Станиславского, добивают Таганку, а вот обратных примеров что-то не видно. Кто-то требует кого-то закрыть? У нас полстраны требовало кастрировать г.Мутко, а его вместо этого повысили в должности. Но ведь требуют же − причём, что характерно, огульно обвиняя в злокозненных умыслах всех сторонников репертуарного театра, сам Вилисов в своих заявках значительно скромнее: он требует (всего-навсего) закрыть репертуарные театры, а дальше − программа из двух пунктов.

Во-первых, актёров недостаточно перевести на контракты − лучше вообще отказаться от этой реликтовой профессии: «Говоря же о реформировании театра, было бы преступным избегать обсуждения тенденций современного театра. Так, например, для большинства независимых площадок, переосмысляющих сами принципы театрального, традиционная модель актерства уже иррелевантна, − не только как идея постоянной труппы, но и вообще как идея привлечения специально обученных актерскому мастерству людей. Это происходит по причине того, что академическое театральное образование даже в Европе довольно сильно отстает от процессов, происходящих в театре». Правильно, пусть останется директор и нанятые им режиссёры, а в актёры можно набрать дешёвую рабсилу, как в дворники... представляете, какая экономия!

Но есть ещё и пункт 2: «Если Россия, большая часть театров которой до сих пор живет в 60-х годах XX века, хочет хоть сколько-нибудь вернуть себе право называться одним из мировых центров театральной жизни, то конечно должны закончиться репертуарные театры, как доминирующая форма организации театральной жизни. А там дело остается за малым − выстроить российскому театру собственную идентичность с нуля».

Если помните, есть в Москве некий театр (точнее, «Центр»), который выстроил «собственную идентичность»... ну, может быть, не с нуля, но с чего-то около ноля. А вот остальным, включая самые плохие театры, есть, с чем сверяться, без всяких нолей. Кто ж виноват, что другие значащие Митрофанушкам до сих пор недоступны? Может, учителей поменять пора?

Извините, вынужден закончить самоцитатой: «И не надо, Бога ради, ссылаться на импортный опыт – попробуйте убедить японцев, что театр Кабуки устарел, поскольку в других странах такого нет, и Вам, надо полагать, укажут самую короткую дорогу к японой матери» (http://dik-dikij.livejournal.com/1341206.html).

Кстати, в том посте речь шла именно о реформах имени г.Печатникова. Но тогда у этих реформ ещё не было столь своеобразной поддержки...
Некому было спасать человечество... разумеется, только прогрессивное, остальных и спасать незачем − они только под ногами путаются... щёлкать мешают...
Ну, теперь всё в порядке. В ассортименте.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments