dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Я это всё, конечно, понимаю Как обостренье классовой борьбы

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня – короткий пост; длинный будет завтра.

Позавчерашний тоже был не из маленьких, и проскочила там, в частности, такая фраза: «нынешние режиссёры не любят и не умеют ставить пьесы – они привыкли всё перекраивать под себя, а хорошая пьеса, естественно, этому противится. Проще инсценировать прозу (любого качества) или адаптировать киносценарий – для сцены они не приспособлены, к сопротивлению не готовы».

Пожалуй, этот пассаж нуждается в некотором «расширении». Если вынести за скобки зрителя, а также учредителя/спонсора/менеджера, в театре останутся, по идее, три главных фигуры: автор, режиссёр, актёр. Начну с автора – обычно он первым «вступает в игру».

Вынесем за скобки редкого драматурга, который записывает то, что происходит в его «волшебной коробочке», а вопросом постановки интересуется постольку-поскольку. Проигнорируем и тщеславного бедолагу, мечтающего увидеть свою фамилию на афише, а остальное − по фигу. Останутся нормальные драматурги (появление «коробочки» − за пределами нормы, как и патологическое тщеславие).

Что хочет нормальный драматург от режиссёра? Чтобы тот перенёс его текст на сцену, один к одному или с минимальными косметическими изменениями. А от актёра тот же драматург хочет, чтобы он воплотил его персонажей (т.е. наделил их плотью).

Теперь перемещаем наш «прожектор» на режиссёра. Оставляем современный «средний вариант»; что нужно такому режиссёру от автора? Чтобы он создал канву, по которой режиссёр начнёт своё «вышивание», или вбил гвоздь, куда режиссёр повесит свою шляпу (кстати, ничего принципиально зазорного я в этом не вижу, вопрос меры и степени). Хорошо, а что в таком случае остаётся актёру? Стать «рупором» режиссёра, а не персонажа (и опять ничего зазорного, но это − далеко не единственный вариант театра).

Ну, и, наконец, актёр. Что ему нужно от драматурга? Роль, которую хотелось бы сыграть. А режиссёру остаётся своя часть работы − выстроить мизансцены, свести их в единое целое и т.д.; в конце концов, режиссёр может обозначить рамки, за пределы которых актёр выходить не должен, но так, чтобы актёру было свободно.

Подчёркиваю: я не о том, как должно быть (тут всё сложнее), а о том, кому что надо (хотя и понимаю, что далеко не все со мной согласятся). Но вот ведь, что характерно: обратите внимание, интересы драматурга и актёра могут совпасть почти на 100 процентов, а вот режиссёр оказывается несколько наособицу. Вот и получается, что в режиссёрском театре (хорош он или плох) драматург (то, кто написал именно пьесу) не особенно востребован: режиссёру тоже не хочется воевать на два фронта, это всегда чревато (от актёров избавиться труднее, хотя некоторые пытаются). Тут нет хороших и плохих, а есть непреодолимые противоречия − можно сказать, классовые. Надеюсь, обойдётся без бунтов (не приведи Бог видеть...) и Гражданских войн. А со временем всё, надеюсь, образуется, и мы придём к мирному сосуществования режиссёрского театра с театром драматургически-актёрским (а может, ещё с каким-то), без доминирования одного над другим.

Конечно, жаль, что жить в эту пору прекрасную... Но ничего не поделаешь: Из множества двуногих овощей Бессмертных двое − Ленин и Кощей.

Третьего не дано...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments