dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Зачем же стулья ломать?

Алексей Битов (poziloy)

Случилось страшное!
«Путин призвал деятелей культуры самим определить критерии оценки произведений искусства, то есть выработать «правила поведения» в этой сфере... любые неправовые формы протеста в отношении творческих произведений недопустимы. Однако президент добавил, что и деятели искусства не должны заниматься провокациями. Причиной провокаций Путин считает отсутствие четко закрепленной «грани между циничным оскорбительным эпатажем и творческой акцией»» (http://www.ng.ru/week/2016-12-04/11_6876_culture.html).

Вроде бы, логично, но у тусовки началась истерика. Вот одно из характерных «обсуждений»: «Это он просит творческих людей собраться и так коротенько составить списочек точных критериев для определения границ, которых нельзя переходить в искусстве» (https://www.facebook.com/alsolntseva/posts/1177226662345953?__mref=message_bubble). И комментарии: «Алена Солнцева В смысле они их постигли, критерии то? Надо же, Гегель бил-бил − не разбил, Хайдегер бил-бил, не разбил, Деррида и то не справился, а наши то − раз-два, хвостиком махнули...
Михаил Угаров А то! Надо читать газету Культура. Все же ясно в этом вопросе. Как запотевшее окно протерли − все видать!
Светлана Хохрякова Все как один говорят, что это невозможно, Алена».

Ещё в том же роде: «Проблема искусства именно в этом и состоит, что таких критериев нет. Кроме существующего законодательства и вкуса художника. Искусство − это игра, прежде всего, где правила существуют для того, чтобы их менять. Нельзя только то, что запрещает государственный закон и совесть художника, его договор с самим собой. Иммануил Кант определяет свободу как возможность самому себе устанавливать правила и принимать за них же ответственность. В этом смысле искусство остается единственной формой абсолютной свободы, которая совершенно невозможна вне искусства. Кроме ответственности перед обществом, у художника есть ответственность перед собой и перед самим искусством, его движением. И вторые формы ответственности более важны, чем первая» (https://www.facebook.com/pavel.rudnev.9/posts/10207821061106247?pnref=story). И опять-таки комментарии: «Игорь Третьяков Очень лукавое предложение. Мы дескать не можем разобраться за что вас надо пороть, так что вы уж сами как нибудь определитесь и список представте. А то, те кто более простой работой занимаются, им недосуг.
Павел Руднев Да нет. Просто это тупик чиновников: они не понимают, зачем искусство нужно обществу и соответственно, что это такое вообще. А человеку свойственно пугаться неизвестного...
Игорь ТретьяковКритерии плывут, границы размываются. Вот и призывают "системных" художников методичку состряпать. Вот здесь искусство, а здесь злостное хулиганство и покушение на устои. Только если раньше этим все же искусствоведы в штатском занимались, то теперь предлагается самообслуживание в соответствии с тенденцией времени. Вот сейчас создадут группу экспертов, а государство туда делегирует, для консенсуса, еще трех архимандритов, одного муллу и двух профессиональных "матерей России". И будут они всесте с СТД и Минкультом определять "критерии искусства". Жаль, только по культурологии и искусствознанию Нобелевку не дают.
Игорь Третьяков Вот кстати: "Искусство − это деятельность направленная, в основном, на создание хронотопов и/или объектов аккумулирующих и передающих эмоциональную составляющую культуры" , "Произведение искусства − это хронотоп или объект обозначенный создателем как произведение искусства и признаваемый таковым экспертным сообществом"
Павел Руднев "экспертным сообществом" − лишнее.
Игорь Третьяков Вот спорный вопрос. Тогда любой графоман − поэт? Тут думать надо. По сути ведь не было ни одного абсолютно "непризнаного гения". И Кафку печатали, и Де Сада при жизни читали. Пусть не так как дОлжно
Павел Руднев Да, любой графоман, кем-то признанный, − поэт.
Игорь Третьяков Вот! "кем то признаный"! Можно заменить на "какой либо частью общества". Тут главное уйти от вкусовщины, противопоставления высокое-низкое».

Понимаю, своих «сектантов» тусовочные Канты, Гегели, Хайдеггеры и даже − страшно сказать − Дерриды держат за идиотов, способных заглотить любую блесну. А остальных-то зачем за идиотов держать? При чём тут поэты (включая графоманов) и все прочие? Речь, заметьте, идёт не о литературе, не о живописи, не о театре, а исключительно о провокации, которую последователи Гапона и Азефа объявили новым («современным») искусством. И тут возникают, скажем так, некоторые вопросы. Например:
почему за нападение собаки её хозяина могут оштрафовать, а если вас облаял (и даже укусил) «современный художник», его хозяин не наказывается?
почему какие-то левые девицы, выкрикивающие лозунги у алтаря − художницы, а столь же левые граждане, выкрикивающие лозунги со сцены − тоже на «ху», но хулиганы?
почему хуй на мосту − это искусство, а свиная голова у дверей МХТ − действие, требующее наказания?
почему бросать в милицию-полицию ёмкости с мочой − искусство, а швырнуть чем-то с мочой в фотографию − вандализм?
И так далее.

Попробуйте сформулировать, чем одно отличается от другого. Слабо? Оттого и засуетились, надо полагать?

Собственно, а в чём проблема? Если отбросить трескотню про «хронотопы», а также изотопы, Конотопы и разные прочие гидатопироморфизмы, останется известный принцип Люгера-Геринга: «В своём штабе я сам решаю, кто еврей, а кто нет!» Простите, ребята, но вы – не венские бургомистры и не командующие Люфтваффе, так что извините и подвиньтесь.

Говорите, одни называют свои «акции» искусством, а другие − нет? Не работает: некоторые называют себя Наполеонами, Аполлонами, инопланетянами или, по крайней мере, вице-королями Индии − и что? Всех Берлаг объявить вице-королями? Это вы всерьёз или как?

Короче, озвучиваю своё конструктивное предложение.

Г-жа Дёготь, небезызвестный теоретик «нового искусства», однажды выдала такую чеканную формулу: «Искусство в современном понимании – это то, что висит в музеях и выставляется в галереях» (http://lenta.ru/conf/degot/). Понятно, к искусству как таковому это всё никакого отношения не имеет (картина остаётся произведением искусства, где бы она ни висела, а скульптура – где бы ни стояла), но если ограничиться «contemporary art» – наверное, стоит взять формулу Дёготь на вооружение. А если конкретно, пусть «новые художники» на специальных (огороженных) территориях (типа Винзавода) делают, что хотят; с посетителей, в конце концов, можно брать расписку типа «Я, имярек, не против того, чтобы меня облаяли, покусали, облили водой (или не водой), надели мне на голову ведро... и т.д., и т.п. Разумеется, после этого «художники» (оптом и в розницу) освобождаются от ответственности за соответствующие действия в отношении добровольцев (для смертоубийства можно сделать исключение). Ну, а за пределами огороженных территорий – сорри, будьте добры чтить Кодексы, Уголовный и Административный. По-моему, вполне разумно: и волки сыты, и овцы целы. Как будут делить территорию, к примеру, Pussy Riot и движение имени Энтео? Ну, разберутся как-нибудь; в крайнем случае, их «сценические площадки» можно разделить колючей проволокой за счёт какого-нибудь Фонда поддержки современного искусства. А дальше – флаг им в руки и ветер в корму.

На этой же территории не возбраняется разместить (опять-таки за счёт спонсоров) весь необходимый реквизит: мосты (для росписи), выставки (для погромов) и всё, чем успокоятся сердца современных художников и контр-художников.

Что касается аналогичных действий за пределами условных Винзаводов – их участники и организаторы несут ответственность в соответствии с гражданским и уголовным законодательством; оправдания типа «это – искусстов» или «кипит наш разум возмущённый» во внимание не принимаются. И не надо ничего дополнительно формулировать и дифференцировать – благодать, да и только.

Никаких истерик и сломанной мебели. Никакой «вкусовщины» и «экспертных сообществ». Более того, заранее отказываюсь от вознаграждения за идею и не собираюсь оформлять патент. Даже на возможную (или невозможную) Нобелевку не претендую. Дарю идею совершенно безвозмездно.

Как в анекдоте: Извини, маманя, чем мог, тем помог.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment