dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Маски нашего городка – скорее, продолжение, чем окончание

Алексей Битов (poziloy)

Вчера, если помните, мы добрались до режиссёров-номинантов и остановились. На самом интересном месте? Отнюдь, я предупредил заранее: речь пойдёт не столько об эстетике, сколько о статистике. Эстетика, знаете ли, материя тонкая; одним по вкусу арбуз, другим – свиной хрящик, а кому-то – набор канцелярских скрепок в цементном соусе. Впрочем, скрепки можно не считать, ограничимся номинантами.

Начнём с нуля. Список режиссёров, претендующих на «Золотую Маску», на сей раз выглядит очень патриотично: ни одного номинанта из дальнего Зарубежья (в прошлом году были И.Поповски, Т.Янежич и Р.Кастеллуччи плюс исчезнувший Р.Уилсон, в позапрошлом – Д.Доннеллан и Р.Лепаж; обрусевшего А.Мерца не считаем, хотя он присутствовал оба раза). Конечно, кто-то порадуется, кто-то объяснит отсутствие «гостей» происками агентов Минкульта, а мне как быть? в прошлом году я делил соискателей на «признанных новаторов», «более консервативных новаторов» и «иностранных агентов», а теперь? Ладно, не надо партсписков, лучше поделим «двадцатьвосьмёрку» на дебютантов и опытных номинантов. Правда, с оговоркой: отсчёт ведём с 2006 года (двенадцать сезонов – красивая цифра). Так вот, с этой оговоркой расклад получается такой: 11+2+15. Откуда взялась средняя двойка? Два нынешних номинанта уже входили в списки (и брали «Маски»), но сугубо по музыкальному ведомству («Оперетта–мюзикл/работа режиссёра»), в драме они – новички. Кто они? Не удивляйтесь: Б.Мильграм и В.Панков, лауреаты соответственно 2013 и 2015 года (в 2015-м Мильграм тоже ходил в претендентах).

Мильграм и Панков – новобранцы? Полагаете, этого не может быть потому, что не может быть никогда? Может, может, не сомневайтесь, факты – упрямая вещь, сколько бы их ни игнорировали.

Несколько слов о футбольной команде нынешних дебютантов, дюжинных или, в некоторых случаях, недюжинных. 4 из 11 упомянуты в первой части поста вместе с номинированными театрами: Т.Баталов, А.Безъязыков, Д.Салимзянов и К.Солдатов – три гостя из двух столиц и один реальный выдвиженец с условной «периферии», поставивший Кафку (так сказать, «Процесс» пошёл). Справочно: у Солдатова – «Драматические этюды по мотивам рассказа Леонида Андреева», внимание Баталова привлекла «современная пьеса» (не читал, но по внешним признакам смахивает на типичную «Любимовку»), Безъязыков номинирован со спектаклем-вербатимом («В 2014 году российские драматурги Мария Зелинская и Вячеслав Дуренков в рамках лаборатории «Живому театру – живого автора» собирали документальный материал в телеутском посёлке Беково Беловского района. На основе интервью с коренными жителями этой территории авторы написали пьесу, которую в театре реализовали сначала в виде читки», http://kuzbass85.ru/2016/11/03/kemerovskiy-dramteatr-nominirovan-na-samuyu-prestizhnuyu-natsionalnuyu-teatralnuyu-premiyu/). «Возрастные категории» новых номинантов весьма различны: Салимзянову под 50, Безъязыкову перевалило за 40, «москвичи» моложе – Солдатову 36, Баталову 29.

Ещё один представитель «младого племени» – М.Тычинин из Хабаровска. «с 24 июня по 10 июля на базе ТЮЗа прошёл первый (и единственный на ДВ) театральный фестиваль «Наша тема». В рамках фестиваля был показан ряд перформансов, спектаклей и читок по пьесам Артёма Материнского, Петера Вайса, Павла Пряжко, Ивана Вырыпаева, Хуана Хименеса, Максима Досько. «Дознание» Вайса ставил Михаил Тычинин. Место актёров, зачитывающих подробные описания пыток и убийств, было предложено занять зрителям» (http://dv.land/territory/obshchestvo-spektaklya). Какой Хименес упомянут в этом ряду, не ведаю – возможно, нобелевский лауреат Х.Р.Хименес, известный у нас в основном по эпиграфу к «451° по Фаренгейту»: «Если тебе дадут линованную бумагу – пиши поперёк». Увы, «писание поперёк» приводит порой к различным казусам – например, таким: «Специалист премии, театральный критик Андрей Пронин, который приезжал на показ спектакля ТЮЗа в Хабаровск, отметил, что кинорежиссер Михаил Тычинин затронул очень актуальную тему и подал ее в инновационной, непривычной форме» (http://prettyblog.ru/news/spektakl-habarovskogo-teatra-yunogo-zritelya-vidvinut-na-zolotuyu-masku/). Кроме шуток: настаиваю, что ни Пронин, ни Тычинин за этот бред ответственности не несут; другое дело – перед писанием «поперёк» неплохо бы хоть немного освоить язык и тему, о которой намереваешься писать, но это уже, может статься, из разряда несбыточных пожеланий. Что касается Хабаровского ТЮЗа – на «Маске» он не новичок, в 2001 году номинировался тамошний худрук К.Кучикин со спектаклем «Малыш».

Сравнительно молод и Д.Хуснияров (36 лет); он поставил «Камень» по М.фон Майенбургу. Режиссёр – дебютант, зато у Театра на Васильевском «масочный» опыт уже есть (А.Бубень, «Русское варенье», 2009 год).

А вот у омского Театра драмы нынче – четвёртая номинация; ранее на «Маску» претендовали два спектакля Е.Марчелли (оба – в 2006 году: «Вишнёвый сад» и «Фрекен Жюли»), а позже – вот ведь совпадение! – только что упомянутый А.Бубень («Август. Графство Осэйдж», 2012 год). Зато главный режиссёр театра Г.Цхвирава, поставивший «Марию» Бабеля, отмечен впервые за «отчётный период»; Цхвирава – один из старейших новичков, но не рекордсмен. Впрочем, если выйти за пределы 12-летнего периода, он и не новичок – номинировался в 2003 году («Розенкранц и Гильденстерн мертвы», ТЮЗ, Казань).

Два чистых дебютанта – С.Землякова («На траве двора» по рассказу А.Эппеля) и В.Шамиров («Не всё коту масленица») – представляют известные столичные театры, Маяковского и Моссовета. Театры-то известные, но... боюсь соврать, однако Театр Моссовета, похоже, номинирован на «Маску» впервые или, во всяком случае, после огромного перерыва, а с Маяковкой – отдельная история. Дело в том, что «Маска» появилась в не самые благополучные для этого театра времена, долгое время никаких номинаций не было и в помине, пока не пришёл М.Карбаускис; в первый же сезон он поставил «Таланты и поклонники» и был номинирован, а дальше... похоже, кто-то надеялся, что на Большой Никитской появится «Маяковский-Центр» или хотя бы «Электротеатр "Маяковский"», но ничего такого не произошло; по этой ли причине или в результате случайного совпадения, но из обоймы постоянных номинантов Карбаускис выбыл, хотя до этого номинировался многократно («Похождение», Театр п/р О.Табакова, 2007; «Рассказ о семи повешенных», Театр п/р О.Табакова, 2007; «Рассказ о счастливой Москве», Театр п/р О.Табакова, 2008; «Ничья длится мгновение», РАМТ, 2011; «Будденброки», РАМТ, 2012; наконец, «Таланты и поклонники», Театр им.Вл.Маяковского, 2013 – и всё, как отрезало). Упорно не привлекали внимание масочных распределителей и другие постановки Маяковки, включая отмечавшиеся независимыми от тусовки критиками. И вот – новый поворот: среди номинантов «Маски-2017» – и спектакль Земляковой, и работа самого худрука, «Русский роман». Разумеется, речь снова идёт о чистейшем совпадении, но как только Экспертный совет перестал быть однопартийным, Карбаускис вернулся, причём не в одиночестве.

Возвращение Карбаускиса (и Маяковки) и проникновение Театра Моссовета в ряды номинантов – характерные приметы перемен (увы, слишком похожих на временные); ещё одна примета – появление среди претендентов «Мастерской» Г.Козлова (спектакль «Записки юного врача»). Поразительно, но этот режиссёр, лауреат Госпремии и «Золотого софита», в моей «картотеке номинантов» с 2006 года не числится, так что Г.Козлов – тоже, считаем, дебютант. На самом деле, конечно, никакой Козлов не дебютант, он номинировался ещё в доисторические времена, 20 лет назад («Преступление и наказание», Театр юных зрителей им.А.А.Брянцева), но это был другой астральный цикл.

И последний «неофит» – 42-летний Н.Рощин; к его работам можно относиться по-разному, но это режиссёр, который реально ищет «новые формы» театра, в отличие от официально назначенных «новаторов» и дутых «режиков», которые или не в силах взобраться на сцену, или давно выпали в яму (не оркестровую). Но поскольку у нас не важно, кто ты есть, а важно, кем ты числишься, Рощин никогда ранее на «Маску» не отбирался, даже в номинации «Эксперимент». Конечно, мне могут возразить, что до «Ворона» работ такого формата у Рощина не было; да, верно (насколько я знаю), но некоторым «реформаторам» откровенная «подвальность» ничуть не мешала претендовать на лавры всякого рода и получать чуть ли не олимпийские венки, это тоже факт.

Ну, вот, остались «старослужащие». Правда, трое из них номинированы всего по второму разу – прошлогодние дебютанты Д.Бокурадзе («Корабль дураков», театр «Грань», Новокуйбышевск) и П.Шерешевский («Дядя Ваня», Заполярный театр драмы им.Вл.Маяковского, Норильск); Норильск, напомню, представлен впервые, но Шерешевский – уже не салага и даже не дух. Второй раз угодил в номинанты и Д.Егоров («Ак и человечество» по рассказу Е.Зозули, Камерный театр, Воронеж), но ему пришлось дожидаться «дубля» целую пятилетку (в 2012 году Егоров номинировался со спектаклем «Убийца» в МТЮЗе).

Про МТЮЗ мы вспомнили вовремя: на этот раз его представляет Г.Яновская («Плешивый Амур» по Е.Попову); как ни странно, у неё это – только третье попадание за 12 лет (ранее были «Трамвай "Желание"», 2007-й, и «С любимыми не расставайтесь», 2015-й). В списке режиссёров, номинированных на «Маску» за последний 12-летний цикл, Яновская делит 21-ю позицию с С.Федотовым и покойным М.Фоменко.

А вот – ТОП-10 за последние 12 сезонов («Драма/работа режиссёра»; номинанты нового призыва выделены жирным шрифтом):
10 номинаций – С.Женовач;
9 – К.Богомолов;
по 8 – Л.Додин, К.Серебренников, В.Фокин;
по 7 – Ю.Бутусов, М.Карбаускис, Е.Марчелли, А.Могучий;
6 – М.Бычков.

Вторая десятка не менее любопытна:
5 номинаций – К.Гинкас;
по 4 – Д.Волкострелов, А.Жолдак, Д.Крымов, Т.Кулябин, Ю.Погребничко, А.Праудин, В.Рыжаков, Р.Туминас, Л.Эренбург.
Бог ты мой, какое сочетание! Погребничко, Туминас и Волкострелов... Гомер, Мильтон и Паниковский курят на троих...

А вот и сам Волкострелов, лёгок на помине. На сей раз нашего Джавдета нет ни в номинации «Драма/работа режиссёра», ни в собрании больших и малых форм, зато в номинации (точнее, на конкурсе) «Эксперимент» он, похоже, обосновался пожизненно, как британский лорд в соответствующей Палате. Не беспокойтесь, копаться в экспериментах я не собираюсь, но по поводу Волкострелова надо сказать несколько слов, потому как есть серьёзные сомнения в правомочности его попадания в соискатели «Маски» («Поле», Театр «Post», Санкт-Петербург). Дело не в моём отношении к этой парочке (Пряжко/Волкострелов), тут каждый в своём праве, на вкус – на цвет... Но попробуем немного включить логику. Вот несколько откликов на это самое «Поле» (разумеется, похвальных).

«Разбив пьесу на фрагменты, Волкострелов пронумеровал их, а последовательность первых 22 эпизодов отдал в руки провидения – то есть генератора случайных чисел, которые оглашает мальчик (в пьесе – загадочный персонаж, в спектакле, получается, – вестник судьбы). На школьной доске один из артистов рисует таблицу, которая постепенно заполняется выпавшими числами. Они могут повторяться – и тогда повторяются сцены: артисты должны покинуть свои сценические ячейки, которыми служат тоже школьные грифельные доски, и сразу сыграть очередной эпизод. Перемешанные фрагменты текста складываются в меняющуюся раз от раза последовательность...» (Р.Должанский, http://www.kommersant.ru/doc/2912795).

«Спектакль Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Поле» устроен по принципу генератора случайных чисел. Программка установлена в планшете. Планшет – у мальчика лет десяти, сидящего в углу игровой площадки. Мальчик называет выпадающие в генераторе числа. Актеры показывают соответствующую сцену» (О.Зинцов, http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/02/11/628456-pole-pavla-pryazhko-dmitriya-volkostrelova-tihii-samii-vazhnii-spektakl-rossiiskogo-sezona).

«Режиссер усиливает абстрактность деревенских стоп-кадров пьесы их перетасовкой и повторением. Сцены пронумерованы. Спектакль начинается с того, что артист рисует на доске мелом клетки и заполняет их цифрами – номерами сцен. Сцены пойдут в случайной последовательности и будут повторяться по два, три раза. Мальчик-школьник в углу сцены объявляет номера сцен, выпавшие на его планшетном компьютере в генераторе случайных чисел. Непредсказуемо для артистов» (Н.Песочинский, http://ptj.spb.ru/blog/pole-ostranneniya/).

Три свидетеля – вроде бы, достаточно, вне зависимости от надёжности любого из них по отдельности. Стало быть, получается, что каждая «порция» зрителей видит другой, новый, условно говоря, спектакль. Хорошо, допустим все 13 экспертов «Маски» сидели рядком и смотрели одно и то же, но как же быть с п.3 Положения о премии и фестивале «Золотая Маска» («Порядок выдвижения на соискание Премии в конкурсах»): «3.2. На соискание Премии в конкурсах могут быть выдвинуты только: …
– спектакли, которые могут быть показаны Жюри в сроки проведения Фестиваля
» (http://www.goldenmask.ru/about.php?id=1)? Но если порядок сцен определяется генератором случайных чисел, члены жюри увидят другой спектакль. Элементарный пример: «дыр, бул, щыл» и «бул, щыл, бул, дыр» – разные тексты; если вы разрежете рисунок на части, а затем сложите куски в новом порядке, получится другая картинка; это относится и к волкостреловскому детищу.

А впрочем... может быть, и тот же самый, если игры с генератором придуманы для отвода глаз; тогда, конечно, Волкострелов имеет полное право на номинацию, но встаёт вопрос о рецензентах: то ли они настолько некомпетентны, что позволили экспериментатору развести себя, как последних лохов, то ли знают про обман и сознательно впаривают читателям своих СМИ заведомо ложную информацию. И третьего варианта нет, как нет Джавдета в Сухом Ручье.

Остаётся подвести некоторые итоги, но их лучше вынести в отдельный пост. В общем, до завтра.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments