dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Взгляд сбоку

Алексей Битов (poziloy)

Конечно, я – не человек театра. В лучшем случае, смежник, сбоку припёка; новый журнал «Театр» в руках не держал, сбоку заглядывать не комфортно. Но вот этого пропустить не могу: «В день выхода из типографии журнала «ТЕАТР» мы публикуем один из самых острых его текстов: о распаде пресловутой репертуарной системы в Москве» (http://www.openspace.ru/theatre/projects/17605/details/18256/). Статья называется – «Школа мигрантов», автор – Александр Попов.
Честно говоря, есть в этой статье заведомое лукавство – умышленное или нет, судить не возьмусь. Попов пишет: «По поводу «российского репертуарного театра» высказались, кажется, уже все, от консерваторов до модернистов, и высказались не единожды. «Великая традиция, основа основ, национальное достояние, которое во что бы то ни стало нужно отстоять, защитить и сохранить», – утверждают одни. «Остатки социалистической экономики, бюджетная воронка, бессмысленный и ханжеский пережиток прошлого», – настаивают другие. По доброй традиции наши театральные споры чаще всего настолько же темпераментны, насколько бессмысленны. Оппоненты не утруждают себя доказательствами. Берут кто глоткой, кто авторитетом, порой давят на жалость. Они не пытаются услышать, тем более понять друг друга». И потом, в самом конце статьи: ««Все подвергай сомнению», – учили нас древние. Сомнение в единственности избранного пути – в политике ли, в искусстве – всегда отличало думающего человека от толпы. Защищая друг друга от реалий сегодняшнего дня, отказываясь от трезвого и конструктивного разговора о наболевшем, мы лишь загоняем болезнь вовнутрь. Подменяя эмоциями решение системных проблем театрального дела в России, мы по большому счету расписываемся в собственной беспринципности. Те, кто придет в театр за нами, нам за это точно спасибо не скажет...». Типа, услышьте нас на суше.
Вот только вся штука в том, что «консерваторы» своих оппонентов слышат отчётливо (да и как не услышать, если поборники «нового» заполонили многие СМИ), а «реформаторы», напротив, никаких контраргументов слушать не хотят, они переполнены сознанием своей правоты. Реакция на выступления оппонентов как-то идёт с одной стороны. Выступил в ЖЖ с возражениями lev-semerkin (http://lev-semerkin.livejournal.com/337358.html) – "новаторам" по барабану. На openspace возразил Попову pronin – всего через 4 дня ему лениво ответил (или ответила) prostipoma; не знаю, кто скрывается за этим ником, и розысками заниматься не собираюсь, но голос М.Давыдовой слышится весьма отчётливо: «Удивительно, уважаемый Пронин, что Париж не превратился в то, что Вы пророчите... Почему в Германии молодые актеры способны развиваться несколько в другой системе?.. Почему Фольксбюне или Бургтеатр Вены могут без этого?».
Уважаемые реформаторы, а вы на глобус поглядите как-нибудь при случае. Где у нас Париж, где Берлин и Вена, а где Москва? У них – одна ситуация, у нас – кардинально иная; стыдиться тут нечего и гордиться нечем, но жизнь такова, какова она есть, и больше никакова. Дело тут даже не в пресловутом менталитете, а в объективных реалиях бытия. Вот ключевое предложение Попова: «репертуарный театр с постоянной труппой не может и не должен быть единственной и даже доминирующей формой организации театрального дела в России. Он имеет право на существование только там и тогда, где и когда именно в этой форме нуждается художественная программа театра». Вопрос первый – а судьи кто? – при всей своей «грибоедовщине» не относится к чисто русским, просто у нас он трансформируется в извечное: а кто судей назначать будет? Но есть, кроме этого, и другой вопрос, который у нас в России имеет свою – нет, не национальную – государственную специфику. Что с возу упало, то пропало, потерянного не воротишь. «Реформаторы» либо ошибаются, либо пудрят мозги доверчивым слушателям: достаточно изгнать репертуарный театр из занимаемого помещения, и он вернётся туда не раньше, чем рак на горе свистнет. Искусство, в конце концов, есть нечто эфемерное, а помещение – объективная реальность, данная не нам в ощущение. Временного отъёма собственности в России не бывает, ушлые ребята тут же распорядятся площадями на свой лад и, понятно, не без выгоды для себя лично. Более того, отстегнув часть бабок ближайшему чиновнику, они получат монопольное право отсекать робкие попытки «репертуарщиков» вернуться в родовое гнездо, которое к тому времени приватизируют наши кукушата. Тема закроется раз и навсегда, и вскоре после того, как сойдут мастодонты, вхожие в верхние слои атмосферы, репертуарных театров не останется вовсе – ни в Москве, ни по всей России.
Не хочется ловить А.Попова на других умолчаниях и неточностях; в частности, в епархии М.Давыдовой просто беда с основами вероисповедания, но не буду мелочиться, лучше не отклоняться от главной темы – темы «гибели» репертуарного театра. Кому как, а мне уже надоели эти похоронщики: стоит кому-то чихнуть, они требуют гроб повапленный и тризну по полной программе, с захоронением жён, детей и лошадей. Хотя на самом деле кризис, который переживает классический репертуарный театр, свидетельствует скорее о жизни больного, чем о его смерти – в загробном мире кризисов не бывает (даже экономических).
Попов сравнивает насаждение в СССР системы репертуарных театров с коллективизацией. Спасибо, я в курсе, что коллективизация – зло, но чем она хуже деколлективизации с теми же наганами наперевес, убей Бог, не понимаю. Кстати, в основе обоих процессов, скорее всего, лежит одно и то же – желание контролировать всё и вся (тогда – административно, сейчас – финансово, разница не принципиальна). Обойдёмся без комиссаров, хватит с нас.
Как вы уже, наверное, поняли, сказанное вовсе не означает, что я отрицаю сам факт театрального кризиса. И он напрямую связан с нынешним состоянием репертуарных театров. Истоки, по моему мнению (сбоку!), надо искать в брежневских временах – тогда стагнация поразила отнюдь не только систему управления страной. Бессменные худруки, включая великих режиссёров, тоже подчиняются законам природы – они ушли. Но за время их правления в возглавляемых ими театрах сформировались системы, категорически настроенные против любых перемен. После ухода лидеров к власти приходили либо их оруженосцы, не всегда способные к самостоятельному правлению, либо, что ещё хуже, наступала эпоха актёрской семибоярщины. Во главе репертуарного театра всё-таки, по моему разумению, должен стоять режиссёр – не по записи в пресловутой «трудовой книжке», а по взгляду на театральный процесс. Тот же Ю.П.Любимов смог создать свой театр с определённой эстетикой именно потому, что строил его с позиций режиссёра, хотя Любимов-актёр, по моему личному мнению (знаю, что многие не согласятся) превосходит по масштабу дарования Любимова-режиссёра. А человек, рассуждающий по-актёрски, своего театра не создаст, единственный вариант – возникновение такого театра на базе уже сложившейся студии (как это было с «Современником»), там лидером может стать просто лидер по жизни.
Чтобы покончить с длинными и нудными рассуждениями по поводу предмета, напомню лишь, что многими театрами нынче руководят именно актёры – Табаков, Джигарханян, Калягин и целый ряд других, от Соломина до Галибина. Такого быть, конечно, не должно; актёр – по определению человек подчинённый и, к сожалению, бесправный. Театру надо вернуться к диктату режиссёра, только тогда можно будет ожидать Ренессанса. Такие театры, разумеется, есть и сейчас, но фон для разговоров о кризисе создают отнюдь не они.
А откуда прикажете брать режиссёров на смену уходящим? Вопрос, конечно, интересный, но ответ, как ни странно, лежит на поверхности. В Москве несколько театральных центров, там и должны обкатываться будущие худруки, доказывая право на лидерство. Понятно, что лидер должен как-то соответствовать театру; например, уверен, что К.Серебренников не может возглавить МХАТ, он и «Чайка» на занавесе – две вещи несовместные (при этом вопрос о Серебренникове как о театральном режиссёре выношу за скобки).
К сожалению, наши театральные центры ориентированы совсем на другое – на гастроли заезжих асов. Это тоже должно быть, не спорю, но в разумных пределах. А сейчас гастролёры (скорее даже, организаторы гастролей) не только захватили незакреплённые сценические площадки, но и требуют очистить остальные обустроенные помещения. Именно вокруг этого и разгорелся главный сыр-бор. Давайте не делать вид, что мы этого не понимаем.
Извините за сумбур.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments