dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Лучше поздно...

Алексей Битов (poziloy)

Вряд ли это правда, но байку такую когда-то слыхал: на госэкзамене по научному коммунизму в состав комиссии входил какой-то старый большевик, и однажды он, не вовремя проснувшись, стал пытать ни в чём не повинную выпускницу – «А скажи-ка мне, милая, куды идёт капитализьм?» Милая отвечала, как учили: «на свалку истории», «в пропасть», «в могилу»... и т.д., и т.п. Увы, ни один из её ответов не удовлетворил старого большевика, а когда жертва капитулировала, мучитель, наконец, раскрыл страшную тайну: «Капитализьм идёт в никуды!»

Вопрос из той же серии: куда провалился мир? Неправильные ответы: «ко всем чертям», «в тартарары», «в глубокую жопу». А теперь – правильный ответ: мир провалился в кроличью нору; с одной стороны – всё страньше и страньше, а с другой – всё чудесатее и чудесатее (в крайнем случае, наоборот). Доподлинно известно одно, классик прав: все мы здесь не в своем уме, иначе как бы мы здесь оказались?

Надо полагать, сентябрьская история с выставкой фотографий Дж.Стёрджеса ещё не забыта; если спросить, что это было, вам расскажут про порнографию или про мракобесие, как повезёт. Ладно, обратимся к письменным источникам.

Газета «Ведомости», 26 сентября: «Московский центр фотографии им. братьев Люмьер в воскресенье согласился закрыть выставку «по договоренности» с членом ОП Антоном Цветковым, а пока Цветков осматривал экспозицию, вход в центр блокировали члены возглавляемой им организации «Офицеры России». Детскую порнографию Цветков на выставке не нашел, но было решено, что экспозицию лучше закрыть из уважения к жертвам педофилии в России, из соображений, что у Стерджеса есть и другие фотографии и что такому художнику не место рядом с Кремлем» (http://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/09/26/658513-obschestvennaya-palata-ekspozitsii). Что за фигня? Детской порнографии нет, но из уважения к жертвам педофилии выставку надо закрыть? Это как? И при чём тут «другие фотографии Стёрджеса», есть они или нет? А «место рядом с Кремлём»? Нельзя курить в радиусе скольких-то метров от станции метро – глупо, но хотя бы понятно. Но запрет на пропаганду педофилии (которой нет) в радиусе скольких-то метров от Кремля выглядит, согласитесь, странновато. И, главное, «информация» такого рода никого не удивляет и даже не вызывает желания вызвать психоперевозку. Чудеса. Впрочем, «Ведомости» просто попались под руку, в других СМИ всё подавалось не менее чудесато, а психоперевозка, как известно, не резиновая.

Если бы мы жили в нормальном мире, я бы предположил, что злополучную фотовыставку обе стороны – «охранители» и «прогрессисты» – использовали для консолидации своих рядов. Впрочем, одно другого не исключает: в глубине кроличьей норы всегда найдётся место для консолидации. Дополнительный повод поспешила предоставить Общественная палата, в состав которой, ежели кто запамятовал, входит вышеупомянутый г-н Цветков.

Кто видел полный текст заявления этой самой Палаты? Я не сподобился, нашёл только это (http://www.oprf.ru/press/news/2016/newsitem/36144): «Общественная палата РФ приняла заявление по резонансному случаю с выставкой фотографа Джока Стерджеса «Без смущения».
Общественная палата РФ обеспокоена прецедентом, который имел место в прошедшие выходные в Центре фотографии имени братьев Люмьер, где открылась выставка фотографа Джока Стерджеса „Без смущения“.
При этом отмечается, что искусство – это способ самовыражения художников, которое имеет очень тонкие границы
...» Стоп-стоп-стоп! Кем отмечается? Кто объяснил обитателям палаты, что искусство – способ самовыражения? Вообще-то, самовыражаться можно, в чём угодно – в живописи, в астрофизике, в беге на 400 метров с барьерами и т.д. Увы, во всех указанных и неуказанных случаях для самовыражения требуются и соответствующие способности, и необходимые знания/умения. А если нет ни того, ни другого, но самовыразиться хочется так, что сил нет? Тогда вам, господа и дамы, одна дорога – в актуальное это самое. Что касается искусства, оно с допотопных времён является способом познания мира и человека, только не рациональным (как наука), а эмоциональным или, если угодно, ассоциативным. Увы, судя по мудрым «заявлениям», из отдельно взятой Палаты всё ещё не выветрился запах незабвенного г-на Гельмана.

Ладно, поехали дальше. «Зачастую работы авторов подразумевают сложное культурное содержание, которое может вызвать непонимание у широкой общественности. В арсенале многих художников есть порой провокационные работы». Хорошо, что в «Арсенале», а не в более крутых клубах, типа «Реала» или «Барселоны». Но продолжим цитировать.

«Безусловно, если выставка того или иного художника, фотографа, скульптора вызывает столь сильный общественный резонанс, как в случае с фотографом Джоком Стерджесом, должны приниматься соответствующие меры.
При этом оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу должна специальная комиссия, в состав которой входят эксперты – искусствоведы и люди, доказавшие свое право на оценку искусства.
Общественная палата РФ отмечает, что в оценке любой сферы деятельности, в том числе и искусства, должен быть продуманный, взвешенный и профессиональный подход
».

Текст, как видите, достаточно хитрый, и смысл его (против выставки Стёрджеса или, наоборот, в защиту выставки) зависит исключительно от трактовки – туды или сюды. Пассаж «оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу должна специальная комиссия, в состав которой входят эксперты – искусствоведы и люди, доказавшие свое право на оценку искусства» можно понимать и как протест против вмешательства в ситуацию несведущих людей (г-на Цветкова его «офицеров»), и как предложение ввести цензуру. Что характерно, и охранители, и прогрессисты дружно проголосовали за «цензурный» вариант – это способствует сплочению рядов. Плюс («Ура!») или «минус» («Позор!») – всего-навсего знаки, а по модулю, что существеннее, величины равны.

Вот, к примеру, трактовка сетевого ресурса teatral-online (простите, приходится упоминать его второй день подряд): «Общественная палата предлагает создать специальную комиссию, которая будет «оценивать работы авторов на предмет допустимости их к открытому показу». В состав комиссии должны войти «искусствоведы и люди, доказавшие свое право на оценку искусства»» (http://www.teatral-online.ru/news/16685/). Цитаты, как видите, точные, они всего лишь слегка вырваны из контекста, и привлечённый комментатор (М.Захаров), естественно, негодует («У меня возникает негодование, когда поднимаются подобные вопросы»).

А вы говорите, кроличья нора!..
«Вот видишь, все куда-то движется и во что-то превращается, чем же ты недовольна?»


На всякий случай, если кто не понял: мне не нравятся призывы к цензуре. Но и логика Захарова меня не слишком впечатляет: «ну, хорошо, я не понимаю такое искусство, оно мне не очень близко, но оно может нравиться другим». В конце концов, существует кулинарное искусство, а кому-то нравится человечинка – и что из этого следует? Должны быть определённые табу. А если их нет? Что ж, надо добиваться, чтобы они были, но чиновники в этой борьбе – не союзники. Цитировать в многотысячный раз басню Крылова «Пустынник и Медведь» не стану – тем более, слово «Медведь» в последние годы вызывает определённые ассоциации. И потом, в кроличьей норе нет ни Пустынников, ни Медведей – разве что их уменьшенные копии, откусившие гриб не с той стороны.

В общем, выбираться надо самим.

«План, что и говорить, был превосходный; простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение». Оно, конечно, так, но других вариантов нет.

И «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments