dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Долгожданное

Алексей Битов (poziloy)

Ну, наконец-то! Теперь наши, так сказать, новаторы могут с полным основанием утверждать, что они не только копируют «лучшие мировые образцы», но иногда забегают вперёд и оказываются впереди планеты всей.

Как известно, экономика должна быть экономной, а демократия – абсолютной, и любые действия следует предпринимать, опираясь на народную волю, т.е. на мнение большинства голосовавших. Допустим, хотите вы снять с репертуара «Бурю», а взамен учинить «Грозу»... или вместо «Бесприданницы» запустить какую-нибудь «Свадьбу с приданым» – извольте посоветоваться с народом. Нет, конечно, заморачиваться с участками, комиссиями и всякими урнами незачем, достаточно разместить в Сети вопросы с вариантами ответов («да», «нет», «по барабану»).

Почин сделан. Вопрос выглядел так: «Поддерживаете ли вы решение директора Театра на Таганке Ирины Апексимовой снять с репертуара 21 спектакль, в числе которых и постановки Юрия Любимова?» Окончательные результаты найти не получается, но вот как выглядел один из последних «опросников»:


Надо сказать, результат удивительный: опрос проводился на сайте teatral-online, отличающемся некоторым креном в сторону «новаторов» и соответствующим, надо полагать, кругом читателей. Фактически условные «ретрограды» одержали разгромную победу на чужом поле (если отбросить последнюю цифру, счёт – 1:7, как в футбольном полуфинале Бразилия – Германия). Но это уж как водится – первый блин комом. Дай Бог, не последний.

Жаль, если этот блин смутит возможных последователей, но хочется верить, что по пути, проторенному «обновляемой» Таганкой, последует всё прогрессивное человечество. К примеру, Лувр мог бы провести опрос, не пришла ли ему пора перепрофилироваться в оптовый склад дамского белья и готового платья, а для галереи Уффици подошёл бы вопрос «Поддерживаете ли вы инициативу снять со стен всякую допотопную мазню и устроить на её месте конкурс детского рисунка?»

Что ж, и нам ничто не мешает перейти к детскому рисунку. Не далее, как вчера, мне удалось глянуть на таганскую новинку – рок-н-драму «Вий» (режиссёр – А.Баркар). С режиссёром всё понятно, а вот с тем, кого ставят, ясности нет: в проекте «Открытые репетиции» программка указывала: «Инсценировка по повести Н.Гоголя «Вий» с включением текстов из пьес «Панночка» Н.Садур и «Макбет» У.Шекспира», а внизу (отдельной строкой) значилось: «Песни – Александр Литвинов, он же – Веня Дыркин». Но кризис набирает обороты, гастарбайтера с Британских островов сократили, и в новый триумвират вошли Николай Гоголь, Нина Садур и Веня Д'ркин. И это тоже не всё – как в считалочке «Десять негритят», «Одного схватил медведь, и их осталось двое», а именно Гоголь и Веня Д'ркин.

Что осталось от Шекспира? Юбки (не килты) на Спириде, Явтухе и Дороше, по идее, должны намекать, что перед нами – ведьмы (типа, из «Макбета»), но это из серии «догадайся, мол, сама». А от Нины Садур осталось многое – и персонажи (те же, что в «Панночке», кроме Хвеськи, которой не было и на «Репетиции»), и куски текста – включая «я такой человек, что и за тысячу золотых не захочу оскоромиться» (Хома Брут) и «слепи нас обоих в одно» (Панночка). Конечно, к пьесе Садур «интерпретация» Баркара тоже имеет смутное отношение, но всё-таки большее, чем к повести Гоголя. Ах, да, Гоголь тут не простой, а обогащённый: «песни трагически ушедшего в 1999 г. автора и рок-музыканта Вени Д'ркина вплетаются в гоголевский текст, по-новому открывая глубину характеров его персонажей». А на сцене перед нами разворачивается следующий сюжет (не факт, что Д'ркин к нему причастен): Панночка ещё до начала действия запала на Хому (где и когда – непонятно; Хома от знакомства со своей воздыхательницей открещивается категорически); впрочем, возможен другой вариант – Панночка бросается на всё, что шевелится вокруг её усадьбы. Как бы то ни было, первая попытка совращения происходит до того, как Хома добрался до хутора; бурсак, однако, вырывается и попадает к трём казакам, которые, напомню, ведьмаки и должны бы, по идее, посодействовать коллеге-ведьме (ну, подержать Хому, что ли, пока она его насиловать будет). Но ничего похожего, Панночке приходится разыгрывать сложную комбинацию (со смертью и тремя ночами в церкви), чтобы заполучить Хому, который, похоже, вообще чурается баб (напомню, он повторяет фразу из пьесы Садур «я такой человек, что и за тысячу золотых не захочу оскоромиться», но не добавляет логичного «Была бы ты помоложе, другое дело»). Стоп! Хома вовсе не чурается противоположного пола (признаёт со сцены, что «ходил к булочнице против самого страстного четверга»)... или он к булочнице ходил, но только не за этим? Хотя нет, это другая пьеса. Короче, в «концепции» Баркара концы с концами не сходятся ещё решительнее, чем на «Открытой репетиции». Впрочем, с сюжетом в «рок-н-драме» дело обстоит из рук вон плохо; видимо, «толкователь» надеется на то, что общее представление о Хоме Бруте и Панночке у зрителей есть, а то бы вообще никто никуда не въехал. Мало того, часть реплик заглушена музыкальным сопровождением, а то, что прорвалось в зал, представляет собой повторение одних и тех же фрагментов текста по два раза и более. Впрочем, всё это не помешало неизвестному автору написать в рекламной текстовке: «В этой истории удачно сложилось всё: превосходная инсценировка классического текста, мистический сюжет, невероятно красивая музыка в потрясающем актёрском исполнении». По факту «мистический сюжет» исчерпывается страстным желанием Панночки трахнуть Хому (ради этого она жизни своей не пожалела, вот ведь страсть-то какая!), а «превосходная инсценировка» сделана по принципу «у Панночки чешется, а в Киеве Брут». Особый кайф, видимо, заключается в том, что «Вия» (и «Панночку») решили превратить в «Вестсайдскую историю» с некрофильским уклоном – наверное, для самой изысканной, элитной публики.

О «музыкальной части». Начну с того, что с песнями Д'ркина я знаком слабо, а разобрать, о чём поют на сцене, удавалось, мягко говоря, урывками (слышно было А.Басову и – иногда – В.Уриевского, участника программы «Голос-5», специально приглашённого, надо полагать, для того, чтобы Д'ркин прозвучал «в актёрском исполнении». Но это бы ещё полбеды, хуже другое: режиссёр Баркар говорил о рок-н-драме, но по части рока в спектакле было не лучше, чем по части драмы. Как вам такой набок рок-инструментов: бас, альт, две скрипки... виноват, два контрабаса, две арфы и пианино (не рояль)? Именно этот набор висел в глубине сцены, видимо, олицетворяя современный рок. Кстати, о роке обычно не говорят «невероятно красивая музыка», главный роковый посыл – энергетический, со сцены в зал. А что было у Баркара? В антракте человек, понимающий в роке побольше моего (кто – умолчу, он сам грозился написать), удивлялся, почему в момент музыкальной кульминации первого действия исполнительница (Басова) пела, встав к зрителям боком. А во втором действии условная Панночка и условный Хома исполняли «лирические дуэты», стоя лицом друг к другу, что нормально для театра, но не для рока: энергия в этом случае (если она есть) идёт не в зал, а в кулисы, и что остаётся? Пшик.

Что касается общей режиссуры... «фронтальное столкновение» и «лобовое столкновение» – как известно, одно и то же, а вот «фронтальная мизансцена» и «лобовая мизансцена» – всё-таки не синонимы. В «рок-н-драме» мизансцены именно лобовые, примитивные, как в драмкружке; почти всё сосредоточено в центре сцены (только Панночка-Басова значительную часть второго действия сидит в левом углу в ожидании своих выходов), актёры бессмысленно мечутся по центральному пятачку как броуновские молекулы (лишь бы не останавливаться), а Хома Брут-Ф.Котов падает на пол по поводу и без оного. Больше сказать, увы, нечего.

Зачем я пошёл это смотреть? Всё просто: когда-то видел эскиз (см. http://dik-dikij.livejournal.com/1234846.html), и прогноз мой был весьма неутешительным. Хотелось проверить – и оказалось, что всё ещё хуже (ещё надуманнее по «замыслу», ещё примитивнее по режиссуре), чем можно было предположить.

Что ж, цитата по случаю: «Ему хотелось, ах, как же ему хотелось сказать: «Мастера. Знаете ли вы, что это значит? Это гордые люди, они развернутся и уйдут, когда им прикажут делать их дело наспех и кое-как, и неважно, сколько ты им заплатишь. Поэтому сейчас я нанимаю в «мастера» людей, чьего «мастерства» хватит разве что пол в мастерской подметать. Но вам-то все равно, лишь бы без дела не сидел, вы думаете, будто человек, семь лет проходивший в подмастерьях, ничем не отличается от какого-то прыща, который не знает, с какой стороны у молотка рукоятка». Он не сказал всего этого вслух, потому что люди в возрасте, хоть им и осталось намного меньше времени, чем двадцатилетним, обращаются с ним гораздо осторожнее…»
Т.Пратчетт, «Держи марку!», глава одиннадцатая «Новая миссия».

Вот где-то так.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments