dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Три цитаты и немного танца

Алексей Битов (poziloy)

Предлагаются следующие цитаты:
«Октябрь уж наступил...» (на кого – не важно; возможно, на всё прогрессивное человечество).
«Из дома вышел человек С дубинкой и мешком...»
«Детей конечно нельзя убивать. Но что-то с ними надо делать...»
Вопрос: что их объединяет? Все три, а не только две последних?
Правильно, Антикритика. В октябре, похоже, сайт возвращается к привычному режиму – выкладки по вторникам и четвергам. Автор сегодняшней публикации мне, что греха таить, знаком не понаслышке; сегодня у него «танцуют все» – или, по крайней мере, представители маленькой, но гордой «творческой группы» (см. http://www.antikritika.ru/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F, «Гордость без предубеждения»). В финале редактор Т.Москвина добавила несколько слов от себя. Соглашусь, в журнале, претендующем на «элитарность», ссылка на Википедию выглядит как корова под дамским седлом; я хмыкнул, однако промолчал, «Но женское сердце, нежнее мужского» – и добавился редакторский постскриптум, против чего автор ни в коей мере не возражает.
Теперь вернёмся на два дня назад. Во вторник под обстрел попала Н.Шалимова, обычно представляемая как «театровед, театральный критик, исследователь творчества А. Н. Островского» – см. Т.Москвина, «В один мешок, и в море!», http://www.antikritika.ru/%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%BE%D0%BA-%D0%B8-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5.
Статья о «Грозе» А.Могучего (http://ptj.spb.ru/blog/groza-napeterburgskoj-scene/) действительно странная (безотносительно к самому спектаклю, которого я не видел). Ну, посудите сами – Шалимова пишет (а Москвина, конечно, цитирует), что Могучий «словно «вынул» драму Островского из добролюбовско-григорьевского идеологического контекста». И рядом: «микрокосм русского мира глубоко продуман, прочувствован, прожит режиссером» (А.Григорьев про «микрокосм русского мира» не писал, но использовал формулировки, не слишком далёкие по смыслу – «народность», «поэзия народной жизни» и т.д.) Ладно, Григорьева, допустим, читали не все, но Добролюбов-то! со школьных времён не забылось про «Луч света в тёмном царстве»! А Могучий, если верить Шалимовой, вынул «Грозу» из этого идеологического контекста следующим образом: «черные костюмы, изобретенные Светланой Грибановой, явили такое обилие красочных обертонов, что предстали целой симфонией черного цвета. Кто бы мог подумать, что пресловутое «темное царство» может оказаться таким роскошным!» и «Катерина – Виктория Артюхова (единственная из всех калиновцев одетая в пылающее красное платье!)». Получается, постановщик не только ничего ниоткуда не вынул, но, наоборот, буквально воплотил концепцию Добролюбова. Как тут не вспомнить классику: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».
Что касается заключительного предложения Москвиной «всех театроведческих профессоров, «специалистов по…» сложить в один мешок и утопить в море» («Из дома вышел человек С дубинкой и мешком», да) – боюсь, это не только негуманно, но и неэффективно: утонет только то, что тяжелее воды (словесной), а остальное, не сомневайтесь, всплывёт. «Но что-то с ними надо делать...»
На этом представительская часть закончена, но, коль скоро речь шла о «Грозе», добавлю несколько слов по поводу «Луча света в тёмном царстве».
Хронология: «Гроза», напомню, написана в 1859-м году, в 1860-м появилась статья Добролюбова, а ещё через 2 года Островский (уж не в ответ ли на «Луч света»?) пишет другую пьесу, «Грех да беда на кого не живёт». Разумеется, Лев Краснов – совсем не Тихон Кабанов, зато у грозового Бориса и грешно-бедового Валентина Павловича можно заметить некоторые общие черты, а главное – две героини, Катерина Кабанова и Татьяна Краснова, похожи друг на дружку, как сёстры, только вместо романтизации (известно же, что роль Катерины писалась для конкретной актрисы) драматург особо подчёркивает «томление духа» у некоторых отдельно взятых купеческих жён.
Что написали по поводу второй пьесы Добролюбов и Григорьев, мне, увы, неведомо. «Грех да беда», можно сказать...
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments