dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Надо бы дополнить...

Алексей Битов (poziloy)

Не успел появиться вчерашний пост, а у меня в почте уже лежала ссылка на источник более подробной информации о том самом конкурсе «Кульминация» – https://www.facebook.com/Kulminatsiya/?__mref=message_bubble. Выкладки на Фэйсбуке, как известно, не гуглятся и доступны только тем, кто в этой сети зарегистрирован, но ограниченный доступ к информации, уверен, объясняется не желанием организаторов что-то утаить, а уверенностью некоторых граждан, будто за пределами Фэйсбука жизни нет (точно так же некоторые не предполагают никакой жизни за пределами МКАД).

Что удалось раскопать по ссылке? Для начала напомню формулу конкурса: «10 конкурсов. 30 пьес. 40 экспертов». 8 конкурсов из 10 уже представлены на ФБ: «Авторская сцена», «Баденвайлер», «Время драмы», «Действующие лица», «ЗаТекст», «Коляда-PLAYS/Евразия», «ЛитоДрама», «Ремарка» (про «ЗаТекст» не слышал, но, судя по номинантам, там специализируются на вербатиме). Кто ещё? Догадываюсь, но получается больше двух. Что ж, по крайней мере, выбор уже шире, чем было при золотомасочном определении «лучшей пьесы года».

Об экспертах: из 40 заявленных «раскрыты» 26, привожу алфавитный список: С.Апфельбаум, Р.Белецкий, М.Брусникина, А.Гончаренко, В.Граковский, И.Демидов, К.Драгунская, М.Дурненков, С.Ефимов, Н.Коляда, М.Кравцова, Е.Кретова, О.Липовецкий, А.Мамут, С.Минаев, Д.Мозговой, А.Привалов, В.Приходченко, П.Руднев, О.Свиблова, А.Слаповский, В.Суриков, Д.Трубочкин, В.Фадеев, В.Фёдоров, Н.Якушина. Наверное, к этому списку надо добавить Д.Брусникина – не нашёл его в именном перечне, но по фотографии опознал без труда. Ещё два человека (Р.Матряшина и О.Макутенене) представляют тексты со своих конкурсов, но входят ли они при этом в число экспертов – не знаю. А в видимой части спектра – самые разные фигуры, от вполне очевидных до таких знатоков драматургии как А.Мамут, С.Минаев, О.Свиблова и лично И.Демидов. Но присутствие в списке П.Руднева меня нисколько не смущает – скорее, смущает отсутствие, к примеру, административного (или какого-нибудь ещё) директора газеты «Культура», в дополнение к административному директору журнала «Театр» Д.Мозговому.

Впрочем, есть момент, который смущает ещё сильнее: едва ли не половину экспертов составляют люди, напрямую связанные с различными конкурсами, добравшимися до «Кульминации». Некоторых из них знаю лично, к немалой части отношусь с уважением (а то и с симпатией), но конфликт интересов от этого не перестаёт быть конфликтом интересов: победителем рискует оказаться конкурс, у которого более мощное лобби... или тот, чьи представители сумеют склонить на свою сторону Демидова с Мамутом. В общем, нарушен один из главных постулатов любого конкурса: эксперты должны быть независимы, иначе какие они, к чёрту, эксперты. Скажете, на других конкурсах (и не только на драматургических) с независимыми экспертами тоже беда? Есть такое дело, но зачем же множить зло?

Что касается самих текстов (тех, которые озвучены) – с удивлением обнаружил, что большую часть из них я читал. Как бы это помягче... конечно, наряду с откровенными подделками и неуклюжими попытками что-то написать, есть в списке и кое-что поинтереснее, но, к сожалению, отнюдь не на уровне, сколько-нибудь подобающем «Лучшей пьесе года». Лет 5 назад всё-таки можно было найти 5-7 претендентов, потом их количество снизилось до 2-3, а сейчас...

Разумеется, с этим согласятся не все. Так, один из экспертов недавно заявил: «Тот, кто говорит, что современной драматургии нет, либо не читает современных пьес совсем, либо – одно из двух. Существует и, что любопытно, – разная, любая, на всякий вкус. И хороших, талантливых пьес – не так уж и мало». Что ж, блажен, кто верует...

Естественно, современная драматургия существует, но точно так же существует и отечественный футбол: увы, уровень и того, и другого оставляет желать лучшего, тут уж ничего ни попишешь. И многочисленные драматургические конкурсы с их нескончаемым потоком лауреатов весьма способствуют снижению планки, даже если организаторы руководствуются самыми благими намерениями (куда ведёт вымощенная таким образом дорога, напоминать не хочется). Цитата в тему: «не призываю к запрету драматургических конкурсов, но получается почти по Хармсу: убивать, конечно, нельзя, но что-то с ними надо делать. Простой эксперимент: вы без труда выберете квадрат из пяти прямоугольников; если квадрат надо выбрать из полусотни прямоугольников, задача усложнится, но останется решаемой. А если – из пятисот? Из пяти тысяч? Нет, кому везёт, у того и петух снесёт, но снесёт, скорее, крышу «просеивателя». Захламление пространства (извините за выражение) идёт ускоренными темпами уже лет 20, и пока не видно, что может этому помешать. Разве что запрет Интернета, но это уже напоминает гильотину как средство от головной боли». Про источник пока умолчу – оставлю его «презентацию» на следующую (скорее всего) неделю.

Для равновесия приведу ещё две цитаты – уже с указанием источников.
«Проект «Кульминация» – это поиск новых имен, новых образов, жанров и стилей. Это попытка широко распахнуть двери современного театра для всех, вернуть интерес общества к современной пьесе, к поиску, к живой жизни театра» (http://frsi-fond.ru/ru/projects/item/8).

«Результатом соревнования композиторских талантов должно было стать появление новых шедевров, способных, как гласила официальная формулировка, «составить единое целое с исторической парковой культурой города»» (https://golos-publiki.ru/couloir/weird-logic-of-garbage/). Не говорите, что не видите никакого сходства; лучше кликните и прочитайте про немецкий музыкальный конкурс 2000 года. Мы ведь, как водится, стремимся догнать и перегнать просвещённую Европу, разве нет?

Следующий пост о «Кульминации» планирую уже после кульминации, когда озвучат имена победителей. Поживём – посмотрим.


Кстати, вчера видел воочию вернувшегося на сцену пермского кота Семёна. По окончании спектакля он гордо повернулся к публике спиной. Жаль всё-таки, что таких не берут в эксперты...
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments