dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

О том, о сём и немного о лингвистике

Алексей Битов (poziloy)

Начну издалека – в смысле географическом: от Перми до Москвы, если верить поисковику, 1158 (или 1156) километров по прямой, а по трассе и вовсе 1442 километра. Тем не менее, информация об увольнении худрука «Театра-Театра» Б.Мильграма на какое-то время стала новостью № 1.

О.Егошина пишет: «Осмелюсь высказать уверенность в том, что вопиющее «расторжение контракта в одностороннем порядке» уважаемого и известного Бориса Мильграма будет аннулировано в ближайшие дни. И аннулировано самими городскими властями еще до подачи худруком «Театра-Театра» судебного иска за незаконное увольнение» (http://www.newizv.ru/culture/2016-07-18/242986-uvolit-hudruka-legko-zamenit-prakticheski-nevozmozhno.html). Что тут незаконного – к сожалению, непонятно. Из заявления И.Гладнева, министра культуры Пермского края: «Отвечая на некоторые вопросы представителей СМИ, хочу предупредить, что министерство не будет комментировать заявления, мнения или домыслы бывшего художественного руководителя Б.Л. Мильграма. Ему было поручено управлять учреждением, в соответствии с указанными полномочиями и поставленными задачами, он с этим не справился и был уволен в соответствии с ч. 2 ст. 278 Трудового Кодекса Российской Федерации» (http://mk.permkrai.ru/press-centr/pryamaya-rech/53998/). А статья, на которую ссылается г.Гладнев, выглядит так: «Статья 278. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:
… 2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
». Получается, всё законно.

Другое дело, сама статья ТК вызывает массу вопросов, и если не пользоваться двойными стандартами (как это любят наши «новаторы»), любое увольнение по этой позорной статье не должно вызывать ничего, кроме крайне отрицательной реакции. Тут Егошина права на 146%: «Увольнения местными Министерствами неугодных руководителей театров постепенно становятся столь же привычными как тропические температуры в Москве и столь же опасными. Дело же не в том, увольняет ли «прогрессивный начальник» «ретроградного режиссера» с тем, чтобы заменить его «прогрессивным деятелем» (как это было в случае Театра имени Гоголя). Или «прогрессивного режиссера» хотят заменить «руководителем-ретроградом». Дело не в лукавых этикетках, которые клеятся согласно конъюнктуре за окном, а в самом принципе». О ком бы ни шла речь, пусть даже о гельмановской креатуре: кувалда, которую подарили чиновникам, может с одинаковым успехом обрушиться на любую голову.

О деятельности уволенного как худрука и режиссёра судить не могу, не видел ни спектаклей «Театра-Театра», ни собственных постановок г.Мильграма. А вот некоторые выступления в защиту пострадавшего, честно говоря, умилили: по обыкновению, «знакомые всё лица» забухали в колокола, не заглянув в святцы. Т.Тихоновец: «Поскольку я много езжу по разным российским театрам, могу с уверенностью сказать, что труппа, воспитанная Мильграмом за эти годы, одна из лучших в России. Видимо, это, а вовсе не придуманный срыв гастролей «Сатирикона» и послужило поводом для увольнения. Вот не надо нам этого! Обойдемся. Как все иезуитски рассчитано. В театре у всех отпуск, об увольнении объявлено вечером в пятницу, к понедельнику все эмоции успокоятся. И все пройдет гладенько. И ведь кандидатуры уже наверняка подобраны. Не думаю, что это личная месть министра культуры [были времена, в министерском кресле сидел Мильграм]. Думаю, что это заказ сверху» (http://59.ru/text/newsline/189153295978496.html). Стоп! Что за «придуманный срыв гастролей»? Сам Мильграм так не считает – другое дело, он возлагает вину на контору г.Гладнева: «Наш театр, не получив ни одного официального уведомления от министерства культуры края по поводу участия в федеральной программе "Большие гастроли" (в рамках которой должны были в Перми пройти гастроли театра "Сатирикон"), составил репертуар на сентябрь и запустил продажи билетов, согласно внутреннему приказу» (http://59.ru/text/newsline/188856569942016.html). Кто бы там ни был виноват, сама накладка вполне реальна: на 12 и 13 сентября (дни гастролей «Сатирикона») «Театр-Театр» назначил свои спектакли, и на них уже продана часть билетов. Но зачем г-же Тихоновец опускаться до фактов? Она выше этого.

Не промолчал и П.Руднев: «Пермский Театр-Театр при Борисе Мильграме – показательная труппа, одна из лучших в России, входящая, наверное, в пятерку лучших театров российских регионов. Каждый год Пермский Театр-Театр выезжал на «Золотую маску» и привозил много наград. Вчера, в результате нелепого недальновидного конфликта, министр культуры Пермского края уволил Бориса Мильграма. В 2000–2010-е годы Пермский край был лучшим театральным регионом страны, здесь одинаково хорошо развивались все формы театра, в том числе и в малых городах. Увольнение Мильграма как доминанты этого процесса – первый шаг к тому, чтобы Пермский край утерял эти лидирующие позиции на карте театральной империи» (ещё одно выступление на http://59.ru/text/newsline/189153295978496.html). Не буду вдаваться в такие мелочи как русский язык (конфликты, оказывается, бывают дальновидные и недальновидные) или имперские замашки г-на Р. («И на стене / орёл имперский, выклевавший печень / Наместника, глядит нетопырём...») – ограничусь справкой: по драматическому ведомству «Театр-Театр» номинировался на «Маску» дважды, в 2014 году со спектаклем «Географ глобус пропил» (режиссёр Е.Невежина), а в 2015 – со спектаклем малой формы «Согласный/Несогласный» (режиссёр А.Мерц), причём ни одной Маски не получил. Но без Масок, будем справедливы, не обошлось: в том же 2015 году «Театр-Театр» был удостоен Специальной премии жюри музыкального театра «За создание музыкального спектакля на драматической сцене» («8 женщин», режиссёр Б.Мильграм) плюс ещё двух Масок – в номинациях «Работа художника в музыкальном театре» (В.Шкильрот) и «Работа художника по костюмам в музыкальном театре» (И.Белоусова); не суть важно, что при суммировании формулировок получается странное словосочетание «музыкальный театр на драматической сцене». Ещё одну Маску в 2013 году получил сам Мильграм («Оперетта-Мюзикл», работа режиссёра, «Алые паруса»); больше ничего не нашёл. Можно ли считать Маску времён АНО оценкой объективных заслуг и почему драматический театр чаще светился в номинации «Мюзикл» – вопросы отдельные, но сейчас достаточно того, что результаты подсчётов не слишком соответствуют «формуле Руднева»: «Каждый год Пермский Театр-Театр выезжал на «Золотую маску» и привозил много наград». Похоже, Павел Андреевич опять что-то напутал.

Впрочем, радует, что г.Руднев настроен нынче на удивление мирно – даже на баррикады не рвётся. Или рвётся, но огородами (наверное), а не прямо, как его воинственный коллега. Цитата: «Андрей Пронин Меня второй день трясет. Прямо готов ехать в Пермь на баррикады» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10209953888710870&id=1444419652&pnref=story). А чуть выше отметилась и наша вчерашняя героиня: «Елена Груева Последовательно (теперь это уже всем очевидно) уничтожается то, что успешно, что имеет международный авторитет, что смеет возомнить себя на этом основании самоценным явлением: новосибирский оперный, красноярский музей, Театр-Театр... попытки закрыть док., Гоголь-центр ... Главный лозунг: не шкни!..» Ну, во-первых, не надо о себе ничего мнить, это вредная привычка (да и много ли у нас театров, не считающих себя «самоценным явлением»? полноте, кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? А во-вторых, очень понравилось словосочетание «не шкни!» От чего предлагается повелительно воздержаться? Для ясности – несколько синонимов к глаголу «шкни»: «закрой» (клапан, пасть, поддувало, рот, фонтан, форточку), «замолчи», «засохни», «заткни» (пасть, фонтан), «наступи на язык» и т.д. (см. http://edbi.ru/sinonim/%D1%88%D0%BA%D0%BD%D0%B8). Получается, главные лозунги нынче – «не закрывай», «не засыхай», «не затыкай», «не наступай на язык»... интересно, это наша героиня всерьёз написала или снова что-то напутала? может, лучше бы ей не Таганку «реформировать», а русский язык хоть немного изучить для начала? А то ведь – мало ли, что она имела в виду, когда писала про «международный авторитет» и всё прочее... как в случае с «не шкни!» (на всякий случай: слово «нишкни» пишется слитно и через «и» после «н», а иначе всё получается с точностью до наоборот).

Кстати, если речь зашла о Таганке и о «с точностью до наоборот». Оказывается, «новаторский» проект «Репетиции» получил Премию газеты МК как «Проект года», и г-жа Апексимова, главный организатор и вдохновитель этого триумфа, не удержалась от радостного интервью любимой газете: «В завершении театрального сезона все-таки я могу сказать, что мы победили... Но в результате победили мы» (http://www.mk.ru/culture/2016/07/11/irina-apeksimova-podvela-itogi-teatralnogo-sezona-my-pobedili.html). Кого победили, непонятно – разве что, остатки здравого смысла: в самом деле, идея сварганить «эскиз» за неделю и вынести его «на публику» с последующим (возможным) включением спектакля в репертуар апексимовского театра слишком напоминает известный анекдот («если будете вести себя хорошо, мы вам в бассейн воды нальём»).

Забавно, что в красноречии г-жа Апексимова готова на равных соперничать со своим директором творческих проектов (которой посвящён абзац с «не шкни!»). Как вам, к примеру, такая «похвала»: ««Золотой дракон» – это такой вставной зуб в нашем театре, он был первым, выросшим из «Репетиций»»? (Кроме всего прочего, вставные зубы не вырастают даже в сказках, их «внедряют» извне.) Или такое откровение: «Мы основываемся на хорошей драматургии, отдаем предпочтение доброй и проверенной, качественной классике: это и шекспировский «Кориолан», и «Петербург» по роману Андрея Белого, и «Флейта-позвоночник» по Маяковскому. Есть отклонения и в сторону современной драматургии – «Эльза» Ярославы Пулинович, «Золотой дракон» Роланда Шиммельпфеннига и «Последние свидетели» Светланы Алексиевич». Что ж, сразу убираем то, что не является ни хорошей, ни плохой драматургией, потому как к драматургии вообще не относится – поэму Маяковского, роман Белого и документальную книгу Алексиевич, а в сухом остатке имеем такую тираду: «Мы основываемся на хорошей драматургии Шекспира и на не очень хорошей (с отклонениями), зато современной (Пулинович, Шиммельпфенниг)». Спорить, ей-Богу, не стану: Шиммельпфеннига не читал, а по Шекспиру и Пулинович полностью согласен. Это ли хотела сказать г-жа Апексимова? увы, не знаю...

И всё же не могу не посоветовать защитникам московских проектов и пермских театров: учите русский. Неважно, кто и когда на нём разговаривал – главное, вы ведь пытаетесь говорить и писать именно на нём, родимом.
Но не получается...

P.S. Цитата в тему: «Все новые изделия ломаются прямо в руках. Либо материал скверный, либо работа никудышная…» (А.Кристи, «После похорон»). Либо (добавлю от себя) – и то, и другое.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments