dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

В продолжение темы

Алексей Битов (poziloy)

Лень ленью, но, коль скоро я тут позволил себе прокомментировать обращение главного редактора ПТЖ М.Дмитревской «К читателям и коллегам» (см. пост от 21.06, http://dik-dikij.livejournal.com/1312831.html), надо бы прокомментировать и финал этой истории.

Напомню, 25.05 Минкульт направил г-жа Дмитревской письмо: «К сожалению, в связи с оптимизацией федерального бюджета на 2016 год на данный момент у Минкультуры России отсутствует возможность финансирования журнала в рамках доведенных лимитов» (см. http://ptj.spb.ru/blog/khronika-bombardirovshhika-2/). По-прежнему считаю, что Минкульт был неправ: ничего форс-мажорного не случилось (решения о секвестре бюджета не принималось), а стало быть, финансовые обязательства, ранее взятые на себя госструктурой, подлежат выполнению в полном объёме, несмотря ни на какие «денег нет, но вы держитесь» (ария чиновника, исправно, надо полагать, получающего свою скромную зарплату из того самого кошелька, где «денег нет»). Тут всё понятно, но надо отметить и некоторые странности: Министерство, заметьте, не отказало ПТЖ в финансовой поддержке, ограничилось лишь заявлением о «секвестре» обещанной суммы («отсутствует возможность финансирования журнала в рамках доведенных лимитов»»), но в июле «Более 700 российских режиссеров, актеров, директоров театров, критиков и других театральных деятелей обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву, вице-премьеру Ольге Голодец и министру культуры Владимиру Мединскому с открытым письмом в поддержку «Петербургского театрального журнала» (ПТЖ).
В июне 2016 года изданию с 23-летней историей впервые за многие годы было отказано в ежегодной дотации Министерства культуры
»; оригинального текста в Сети не нашёл, цитирую сообщение на http://www.colta.ru/news/11697), и речь, как нетрудно заметить, идёт о полном снятии журнала с бюджетного довольства – почувствуйте разницу.

Ответ Минкульта не заставил себя ждать (в роли рупора выступил замминистра А.Журавский : «К сожалению, никто из подписавших обращение (в поддержку "Петербургского театрального журнала" – ИФ) не обратился в министерство напрямую, иначе бы узнал, что вопрос решен положительным образом еще по итогам коллегии Минкультуры, состоявшейся 24 июня в Мариинском театре» (http://www.interfax.ru/culture/518317). Правда, дальше последовало любопытное уточнение: «Это не дотация и не госзадание. Это – грант на поддержку издания. Его размер определяется исходя из лимитов финансирования, которые, как известно, в сложных экономических условиях не растут, а сокращаются. Поэтому так называемые "прежние объемы" поддержки театральных журналов в разные годы составляли разные цифры». Здрасьте, приехали! По существу, Министерство подтвердило свою позицию (финансовая поддержка будет, но в урезанном виде), а поскольку защитники ПТЖ протестовали против полного снятия журнала с дотации – беспокоиться им, вроде бы, не о чем. Судя по всему, реальные авторы текста, подписанного именитыми деятелями культуры, выпороли сами себя – если бы подписанты выступили против снижения финансирования, чиновникам пришлось бы (возможно) почесать репы, а так получился выстрел в «молоко», даже уворачиваться не пришлось, организаторы и вдохновители «коллективки» перестарались («тактика скунса», оказывается, не всегда срабатывает). Впрочем, как и следовало ожидать, г-жа Дмитревская попыталась сохранить хорошую мину (ну, не может же она признаться в собственном лукавстве и в собственном проколе): «ЗВОНИЛИ НАМ ИЗ МИНКУЛЬТА. ЖУРНАЛУ ВЫДЕЛЕНА ПОЛОВИНА ПРОШЛОЙ СУММЫ, ТО ЕСТЬ 600 000.
ТО ЕСТЬ, СУММА, КОТОРАЯ – ПРАКТИЧЕСКИ В НАШЕЙ СИТУАЦИИ НИЧЕГО НЕ РЕШИТ: ТОЛЬКО ОТДАТЬ ДОЛГИ АВТОРАМ И ПО ЗАРПЛАТЕ.
ТО ЕСТЬ, КАК БЫ ОНИ ДАЮТ, А КАК БЫ И НЕТ...
ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО, В СУЩНОСТИ...
» (заглавные буквы – по первоисточнику, https://www.facebook.com/marina.dmitrevskaya/posts/1025967787457667?pnref=story). В дополнение (для усиления художественной выразительности) – горестное заявление «У МЕНЯ БОЛЬШЕ НЕТ СИЛ» (все на лукавство ушли?) и указание на конкретных супостатов (уже строчными буквами):
«PS Минкульт действует не сам по себе. Он действует под суфлерство своих новых экспертов, наших же коллег, с форматом советов которых и с точкой зрения на профессиональную печать, увы, нам недавно пришлось столкнуться. Именно в этом формате выполнено данное решение Минкульта...» Лукавая г-жа главредша делает вид, что «урезание» грантов и дотаций затронуло не всех, а инициаторами этого «действа» являются «новые эксперты», а вовсе не высшие чиновники страны. Вряд ли она верит себе сама (не так уж г-жа Дмитревская наивна), но среди читателей её страницы наверняка найдутся сердобольные и доверчивые, чьи тренированные уши не отвалятся от очередной порции лапши.

Теперь о мероприятии, упомянутом г-ном Журавским – июньской коллегии Министерства культуры. Из достаточно ироничного репортажа: «Еще одним диссонансом безмятежному тону коллегии прозвучало незапланированное выступление главного редактора Петербургского театрального журнала Марины Дмитревской. ПТЖ выходит больше 20 лет, по оценке главреда, он «лучший в России», а обещанный министерством грант в этом году не выделен. Цена вопроса – 1 200 000 рублей. И если оценивать ПТЖ с точки зрения развития театрального дела, деньги, само собой, надо дать» (М.Токарева, «Театр как «единица услуги»», http://www.novayagazeta.ru/arts/73652.html).

Будете смеяться, но г-жа Дмитревская и тут не утерпела: «Сегодня в Новой газете вышла статья Марина Токарева о коллегии Минкульта, на которой я была. Мне крайне странно читать информацию о недаче какого-то ГРАНТА ПТЖ. Всегда и только Минкульт субсидирует сми на основе конкурса или торгов. Нами была выбрана форма конкурса и были оформлены документы на конкурс по размещению материалов в ПТЖ (это процедурно именуется именно так)» (https://www.facebook.com/marina.dmitrevskaya/posts/1021225284598584?pnref=story). Для справки (а то бедная г-жа Д., по-видимому, не знает, что такое «грант»): «Грант – безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании» (из Википедии). Именно о такой форме министерской поддержки, если помните, говорил и г.Журавский («Это – грант на поддержку издания»). Что касается конкурса – пусть будет ещё одна цитата из той же статьи в Википедии: «Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников». М-да, залукавилась Марина Юрьевна, дальше некуда. Или всё-таки есть, куда?

Далее Дмитревская пишет: «я никогда и нигде не говорила, что ПТЖ "лучший" журнал, меня цитируют неверно. Я всегда и везде говорю, что ПТЖ наиболее широко и в течение 23 лет, не прерываясь, освещает жизнь российского театра. В этом смысле ему нет аналогов.
Мне непонятна такая дезинформация читателей на страницах газеты
» [«Новой газеты»]. Круто: г-жа Дмитревская не называла свой журнал «лучшим», она лишь скромно заявила: «ему нет аналогов». Типа, у нас не величайший из королей, а всего лишь единственный и неповторимый, прочее – дезинформация. Сказано! Вот только хотелось бы понять, с кем конкурировал ПТЖ («Нами была выбрана форма конкурса и были оформлены документы на конкурс по размещению материалов в ПТЖ»), если «ему нет аналогов». Что ж, не будем требовать логики от дамы, будь она хоть главным редактором, хоть кем.

Кстати, в комментариях к этому забавному посту отметились два отъявленных лжеца, но это – тема отдельная, оставлю на понедельник или вторник. Понятно, Дмитревская за своих комментаторов не отвечает, а насчёт сакраментального «скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты»... да ладно вам, Еврипид – не Пряжко, мог и ошибиться.

Как бы то ни было, на сегодня пора закругляться. Впрочем, напоследок не худо бы воспроизвести резюме к собственному июньскому посту:
«1. Министерство культуры, если уж оно обещало выделить ПТЖ 1,2 миллиона рублей, обязано эти деньги выделить (в крайнем случае, сократив на эту сумму расходы на собственное содержание).

2. При решении вопроса о финансировании театральных изданий в 2017 году и далее разумнее всего провести прозрачный конкурс, в котором участвовали бы и ПТЖ, и его возможные конкуренты, если таковые объявятся. А не объявятся – других вариантов, кроме дальнейшего финансирования ПТЖ, у Минкульта не останется, вакуум – хуже всего.
Для справки: «Театр» и несколько других изданий финансируются через СТД, «Вопросы театра» – через ГИИ, а вот с автономными театральными изданиями в стране туго и конкурентов у ПТЖ пока не видно (что, на мой взгляд, из рук вон плохо, но такова се ля ви).

3. Врали бы вы поменьше, господа «новаторы», а то ведь сами под себя копаете, никакая Антикритика вам в этом деле не соперник
».

Добавлю разве что по пункту 2. Скверно, что у ПТЖ нет конкурентов (тут, увы, соглашусь с г-жой Дмитревской). Скверно ещё и потому, что без конкуренции ПТЖ (как и всякий монополист) деградирует и превращается (по существу, уже превратился) в «дамский разговор», однообразный и нескончаемый междусобойчик. Кстати, формулировка «дамский разговор» принадлежит Т.Тихоновец, постоянному автору ПТЖ (см. http://ptj.spb.ru/archive/79/memory-of-profession-79/kritika-teatra-ili-teatr-kritikov/).

«Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все». Отчего бы не согласиться даже с нигилистом, если он говорит дело?
И не только с нигилистом, но и с любительницами дамских разговоров.
Лишь бы дело говорили, а не развешивали лапшу в особо крупных размерах.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments