dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

И опять ничего нового...

Алексей Битов (poziloy)

Интервью К.Богомолова появилось в «Коммерсанте» 3 июня, но оперативно отреагировать на него не получилось: решил для начала посмотреть «Князя», а потом... ну, не откладывать же каникулы ради Их Сиятельства, не стоит оно того. Впрочем, получилось, как всегда (почти всегда): всё, что ни делается, – к лучшему. И то, что не делается – тоже: минувшие 40 дней обогатили тему и повторным выступлением «Коммерсанта», и псевдо-лекцией на «Дожде» (псевдо – поскольку это не лекция, а устное публичное интервью, другой жанр), и очередным капризным постом от самого Богомолова. Забавно, что все три «добавки» датированы 4 июля – можно сказать, хет-трик.
Коль скоро пошла в ход футбольная терминология, надо бы и о футболе сказать несколько слов. Две основных претензии в мой адрес после публикации в ЖЖ отзыва на «Князя» (27 июня, http://dik-dikij.livejournal.com/1314451.html): автор (я) тенденциозно собрал в кучу всё, что только можно поставить в упрёк богомоловскому «шедевру», а кроме того, он (я) не понимает «современного театра». Не обольщайтесь, «собрал» я далеко не все претензии (ограничился самыми очевидными), а насчёт чего-то там «современного»... тут футбол-2016 очень даже кстати. Если помните, сборная России в матче с Уэльсом показала нечто своеобразное: игроки не бегали (или бегали трусцой), в борьбу за мяч порактически не вступали, по воротам почти не били – вот он, «новый футбол» в лучшем виде. К сожалению, грубые валлийские мужланы не поняли современных изысков и отгрузили «новаторам» по полной программе (тупые современники часто не понимают подлинной новизны).
Всё, футбол закончился, переходим к публикациям, начиная с самой первой – http://www.kommersant.ru/doc/3000521. Ограничусь наиболее любопытными моментами.
Богомолов: «Я не реагирую на любой отзыв о спектаклях. Я реагирую на хамство или какую-то откровенную дичь, исходящую от людей, которые, как я полагаю, несут зло собой, своими действиями. И я считаю нужным и правильным таким людям отвечать, не подставлять другую щеку, а, наоборот, бить морду. Есть глупцы. Бог с ними. А вот сознательным подонкам надо бить морду. Кулачно, словесно, как угодно... В конце концов, мне они не нанесут ущерб, но кого-то еще сожрут, на кого-то донесут, кому-то поставят палки в колеса и сделают гадость». Нетрудно заметить, что Их Сиятельство делит тех, кто его не ценит, на две категории: «глупцы» и «сознательные подонки». Круто, но не оригинально – аргументация явно заимствована из «Голого короля» (с оригинальными идеями у «новаторов» туго). Зато по части самомнения... о, тут всё в порядке, и надо быть полным Нарциссом, чтобы не заметить, насколько смешны подобные речи (про «доносы» молчу, тут тоже ничего нового).
Богомолов: «Успех тогда опасен, когда для человека он является целью. Когда человек растерян перед успехом. Когда неироничен. А я – я настолько знаю себе цену, настолько самовлюблен, что меня не один успех не будет устраивать. Это и шутка, и серьезно». Всё правильно: цель – то, к чему стремишься, а к чему стремиться совершенству, каковым считает себя наш юный гений (и все прочие, кроме «глупцов» и «подонков»; впрочем, «подонки», видимо, в курсе, но они сознательно вводят народ в заблуждение). Нарцисс успешен по факту своего появления на свет, стремиться ему не к чему.
Вопрос: «Спектакль «Князь» поднимает страшную тему – насилие над детьми. Что послужило причиной того, что вы именно ее вычитали, вычленили из Достоевского?»
Ответ: «Это настолько очевидная тема у Достоевского, настолько частая, настолько на переднем плане, что ничего вычитывать и вычленять было не надо. На мой вкус, это основная тема и мотив «Идиота». Для меня это было абсолютно очевидно». Опять двадцать пять! Рано юноше «Идиота» читать, для него даже «Колобок» сложноват (хрен его знает, какой «основной мотив» он там обнаружит).
Вопрос: «Спектакли каких русских режиссеров вам интересны? За кем вы следите?»
Ответ: «Я не успеваю следить полноценно по причине своей дикой занятости. Что мне интересно? Мне всегда был интересен Волкострелов. Он человек очень талантливый и, к сожалению, пока не имеющий достаточных возможностей для самореализации... Кто еще? Я всегда любил Погребничко, все, что происходило и происходит в его театре... Бесконечно уважительно отношусь к Анатолию Александровичу Васильеву. Это великий мастер. Могу соглашаться с тем, что он делает, могу не соглашаться. Но он выдающийся человек и художник. Есть, наконец, люди, являющиеся сегодня не только крупными режиссерами, но и подвижниками, организаторами. Это Юхананов, Серебренников». За вычетом «подвижников-организаторов» (видимо, ШДИ и «Около Дома Станиславского», полагает Богомолов, возникли сами собой, по щучьему веленью) остаются три фамилии: Волкострелов, Погребничко, Васильев. Кажется, что-то похожее уже было: «Гомер, Мильтон и Паниковский»... Впрочем, в данном случае Богомолов пошёл дальше своих предшественников – Паниковский открывает его список, а остальные двое скромно пристроились следом. Постмодернизм, однако.
И это, конечно: «Чего я хочу от актеров? Я хочу, чтобы они не изображали, что они на сцене живут и умирают. Чтобы они смирились перед невозможностью сделать то, что хочется сделать... А если глобально формулировать, я хочу от актеров смирения перед невозможностью понять, постичь и реализовать» Это, пожалуй, особенно забавно: Богомолов, судя по всему, считает принципиально невозможными жизнь и смерть на сцене. Его право, но, если человек полагает, что аппараты тяжелее воздуха летать не могут, стоит ли ему в авиаинженеры идти? Может, лучше какое-нибудь другое занятие поискать? Понятно, отнюдь не всякая штуковина тяжелее воздуха способна взлететь, но исключать любые полёты априори... нет, Богомолову надо срочно найти себе другую профессию, так для всех лучше будет.
Но стоит ли забегать вперёд? Сначала установим на нашем календаре новую дату – 4 июля. Что у нас там? День независимости США? День семьи в Лесото? День судебного эксперта на Украине? Не то, всё не то. А, вот! день хет-трика!
Пост Богомолова на ФБ: «Я чувствую исчерпанность театральных поисков последних лет. Повторы возможны. Но открытия – нет. Эпигоны не взлетают – и нет конкуренции [Нарцисс, как всегда, вне конкуренции]... Эксперимент, став массовым и продаваемым, – взял да протух [даже Богомолов почувствовал, что запашок немного странноват?]... Мнимо сложное светится пошлостью. Действительно сложное просто не переваривается [напомню: переварившееся – это говно]. А желудки публики не изменились. Мы немного подождём в стороне [от желудочно-кишечного тракта?]. Мы поснимаем. Мы попишем. Там будем безумны и свободны [Мы, Константин Великий]. А театр поставим на паузу. Мы будем развлекаться и развлекать. Мы снизим требования и запросы. Мы сошьём новые паруса и вернёмся, когда почувствуем ветер [ветер в желудочно-кишечном тракте? пустим ветры?]» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1120419544697069&id=100001871017107&pnref=story&__mref=message_bubble). К посту прилагается комментарий: «Roman Dolzhanskiy Угу. И "мы кинем всех, кто на нас рассчитывал в ближайшее время"??))))» Действительно, из бизнес-проектов на ходу не выходят.
Но ведь такие посты не пишутся на ровном месте. Похоже, Нарцисс недоволен; проект «Князь» провалился. Понятно, Нарциссы в подобных случаях изъясняются эвфемизмами, но юноша явно обиделся. А о провале «Князя» свидетельствует и лихорадочная активность бизнес-пиарщиков, включая публикации от 4 июля. «Коммерсант» (чьи-то уши торчат?) предваряет очередную публикацию дежурной мантрой: «Cпектакль «Князь» – без сомнения, главный хит уходящего театрального сезона» (http://kommersant.ru/doc/3025355). Правда? «Коммерсант» Ромасик, врите, да не завирайтесь: «О нем [о «хите»] спорят, им восхищаются, его ненавидят»? Ну, да, штатные «восхищенцы», конечно, восхищаются, но на удивление вразнобой, предлагая самые взаимоисключающие «толкования». «Ненавидят»? Увы, в основном недоумевают: что-то у вас, ребята, на сей раз совсем жидко получилось (исключение – А.Минкин, но это, скорее, вопрос индивидуального темперамента, и остальные его пафос не поддержали).
И, наконец, вишенка на торте – «лекция» на «Дожде». Сигнал SOS от Нарцисса: «Я уже довольно долгое время живу с неким ощущением того, что я не очень хочу больше заниматься театром, поскольку для меня эта история до определенной степени исчерпана. В той или иной степени я стою на месте, кружусь вокруг чего-то одного... я потихоньку перехожу в кино...» (https://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/bogomolov-412648/).
Далее: «Я не провалюсь. Что такое провал? Провал – это когда ты сам грызешь ногти, а чего мне грызть ногти? Я не переживаю по поводу себя, мне действительно все равно... Не получится, ну и не получится, а вы ничего не понимаете. Мне все равно». Почти кощунство, однако: Богомолов поставил местоимение первого лица рядом со словом «провал». Понятно, ногти он не грызёт («вы ничего не понимаете. Мне все равно»), но, чувствуется, всё-таки слегка пригорюнился, как Алёнушка на камушке.
И ещё одна отмазка (наряду с «вы ничего не понимаете»): «Я вообще не верю в театр как таковой... Театр невозможен как форма какого-то пространства, где происходит какая-то жизнь, жизнеподобие, потому что театр абсолютно уступает реальной жизни». Тут уж, как говорится, не умеешь – не берись, а взявшись за гуж, лучше скажи, что не дюж, но не говори, что это невозможно. У других-то получается. Да, получается нечасто и, мягко говоря, не у всех, но это уж – как всегда, иначе и быть не может.
«В этой ситуации ты перестаешь быть в той позиции, в которой был раньше актер или режиссер. Ты больше не создатель иллюзии, потому что публика знает – ты факир. Они смотрят и ищут, где спрятан фокус. Они уже не верят, что ты реально отрезаешь руки, ноги, головы. А ты играешь с ними в обманку или делаешь что-то другое, но ни в коем случае не пытаешься создать иллюзию, что что-то реально происходит. Ты не умираешь на сцене, не проживаешь жизнь. Это все теперь невозможно». Положим, Нарциссу не позицию надо менять, а профессию – тем более, фокусник из него хреновый, всё наружу.
«Мы недооцениваем феномен этого несчастного КВН, ненавидимого мной, и Comedy Club. Все стали примерно знать, как оно делается». То есть после КВН и Comedy Club богомоловские «фокусы» стали понятны? Самокритично – и, главное, в точку!
Виноват, пропустил. «Современная жизнь совершенно поменялась, она дико уплотнилась, и каждый сидящий в зале и смотрящий кино понимает, где компьютерная графика, у него неизбежно возникают мысли – а как они это сделали?
Зритель, сидящий в кинозале, не смотрит на кино как на иллюзию жизни, он все равно думает о технологиях, кем бы он ни был: банковским клерком, учителем в школе, искусствоведом, дворником, домохозяйкой. Он разбирается в технологиях благодаря интернету, газетам, журналам, книгам. Значит, он неизбежно анализирует сегодня не только иллюзию, которая создается. Более того, ее невозможно создать, потому что на экран или на сцену смотрят люди, которые понимают, как это происходит, они обладают информацией, даже если они не профессионалы
». Что за чушь? А когда мужчина смотрит на красивую женщину, он думает о ней как о некотором количестве молекул, случайно сложившихся в единое целое? Или, может быть, он видит в этой женщине продукт овогенеза? («они обладают информацией, даже если они не профессионалы»). Если так, остаётся только посочувствовать несчастному Нарциссу...
«Я все время говорю артистам: «Мы с вами в ситуации „я врач, вы пациенты“». Увы, мы слишком далеко от Назарета и Капернаума, чтобы воспринимать слова «Врачу, исцелися сам» в лестном для Богомолова смысле.
«Я понимаю, что многие из них [актёров] талантливы, прекрасны. Ужас в том, что они получили набор приемов, который уже не является магией». Конечно, приёмам научить можно, а «магия» возникает не у всех и не сразу. Чаще всего – так и не возникает. Впрочем, зачем повторяться?
«Нет магии театра. Еще двадцать лет назад в человеке, который так кривлялся, была магия. Как он так кривляется, а? Он так ловко, быстро. А сейчас на него смотришь: господи ты боже мой, сил нет на это смотреть, ужас какой-то». То же самое было и двадцать лет назад, и тридцать, и сорок... надо полагать, и сто лет назад, и тысячу. Ничего уникального, обычная отмазка «Зелен виноград», классика.
«Есть ощущение, что театральная технология уже не имеет никакого отношения к искусству, магии театра. Она имеет отношение к голимой самодеятельности. То, что преподают в нежно любимом мной – несмотря на то, что они меня не любят – Щукинском училище – это адова самодеятельность». Технология и магия – не синонимы, но интереснее всё же другое: КВН, Comedy Club, голимая самодеятельность – это режиссура «Князя» (а либретто «главного хита» даже самодеятельностью не назовёшь, чтобы понапрасну не оскорблять самодеятельность).
«Я уж молчу про то, что русский артист сталинским режимом – я подчеркиваю, система Станиславского была создана сталинским режимом, потому что во всем должна была быть своя доминирующая система. Соцреализм, реализм, классицизм архитектурный, литературный и музыкальный. И театральный, актерский». К сведению экс-филолога: товарищ Сталин был, конечно, большой учёный, но «систему Станиславского» он не создавал. Внедрял? Не без того, что уж греха таить, но «создавал» и «внедрял» – не синонимы. И потом, непонятна последовательность «Соцреализм, реализм, классицизм архитектурный, литературный и музыкальный»... чего-то тут не хватает – куда делись, к примеру, постмодернизм или «постдраматизм»? Неужто они не пытаются «доминировать», в лучших традициях соцреализма?
Вопрос: для чего невнятный нарциссический лепет тиражируется в таком количестве, если не для того, чтобы спасти провалившийся коммерческий проект?
Не мытьём, так катаньем?
А Богомолова даже жалко... Не надо ему «бить морду. Кулачно, словесно, как угодно». Выпороть, конечно, следовало бы. Но раньше, много раньше, пока процесс не зашёл так далеко.
И не стал частью бизнес-проекта.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments