dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Ещё одна глава из романа

Алексей Битов (poziloy)

Выйдет или не выйдет сам «роман» – уже следующий вопрос, но данная глава в более-менее окончательный текст по-любому не попала. Её первый вариант был выложен (естественно, в виде поста) шесть с половиной лет назад, потом текст где-то перепечатывали (не у нас), а тут я его немного дополнил, учёл некоторые замечания, заодно и подредактировал слегка.
Поскольку старая любовь (к современной драматургии и псевдо-драматургии), как ей и положено, не ржавеет, решил именно с этого начать новое десятилетие собственного существования, а хозяин журнала пошёл имениннику навстречу.

Несколько лет назад в соцсетях автор этих строк попытался сформулировать некоторые признаки (особенности) пьесы – разумеется, с предварительным уточнением: можно скрупулёзно выполнять все правила, а пьесы всё равно не получится. Почему не получится? Хотя бы из-за отсутствия у кандидата в драматурги надлежащего количества «волшебного порошка». Если помните, Урфина Джюса как-то постиг жестокий конфуз: «Урфин решил попробовать остатками порошка оживить десять солдат и капрала, последнее пополнение своей деревянной армии... прошло десять минут, пятнадцать... Дуболомы слабо зашевелились, слегка заворочали стеклянными глазами. Еще через десять минут капрал, которому, по обычаю, досталось немного больше порошка, попытался встать и не смог. Урфин помог ему, капрал с трудом поднялся и стоял, качаясь на ногах...
Через пятнадцать минут кое-как поднялись и солдаты. Урфин выстроил их; они стали неровным качающимся строем, хватаясь один за другого.
К двери мастерской солдаты шли полтора часа. Чтобы перейти дворцовый двор, им, наверное, пришлось бы потратить целые сутки.
Урфин Джюс не стал этого проверять... король распорядился, указывая на еле шевелившихся дуболомов:
– В печку!
».
Понятно, по готовому рецепту пьесу не написать; подобную идею разумнее всего отправить в печку за компанию с дуболомами (пушкинский Сальери, вроде бы, пытался писать музыку по готовым лекалам – и тоже не преуспел: «Музыку я разъял, как труп. Поверил / Я алгеброй гармонию. Тогда / Уже дерзнул, в науке искушенный, / Предаться неге творческой мечты»), но тут всё понятно: не надо ставить телегу впереди лошади. А наоборот – запросто: более того, дёшево стоит гармония, не выдерживающая проверки алгеброй, а какие-то элементы лучше просчитать предварительно – скверно будет, если фундамент архитектурного шедевра не выдержит тяжести всей конструкции.
Только с такой оговоркой можно перейти к самим жанровым нюансам. Хотя нет, ещё пара предварительных моментов. Так, меня упрекнули в том, что я не указал самого главного признака пьесы: в ней обязательно присутствует конфликт. Напомнили ещё и такое правило: каждый персонаж должен занять своё место в пьесе как целом. В принципе, и то, и другое безусловно, но при этом присуще отнюдь не только драматургии: разве в прозе или кинофильме не должно быть конфликта? разве элементы стихотворения, симфонии или картины не должны занимать в ней свои места (а провожающим предлагается вовремя выйти из вагонов)? И конфликт, и связь всех элементов необходимы в драматургии, но всё же они, как ни крути, не являются её отличительными признаками. Другое дело – план, ракурс и т.д.
1. Средний план: ни укрупнить, ни уменьшить, разве что чуть-чуть. В театре нам не покажут панораму танкового сражения и планету с высоты птичьего полёта. Как по щеке героини стекает слеза, а по стене бежит таракан, мы не увидим тоже. В одной современной "пьесе" героиня стоит перед зеркальным шкафом в глубине сцены, а в зеркале мелькают всякие тени. Вопрос, может ли увидеть это зритель из зала, в голову автору как-то не приходит, поэтому слово "пьеса" в подобных случаях приходится писать в кавычках.
Неизменным в пьесе остаётся не только план, но и ракурс: в каждый момент зритель видит происходящее с одной и только одной стороны, и от того, к примеру, каким боком к залу повернулся в этот момент актёр, зависит, что мы увидим, а чего не увидим.
2. Эпизоды могут быть сколь угодно короткими, но место действия либо не должно меняться слишком часто, либо его следует обозначить весьма условно. При перемене мест действия учитывается время, необходимое персонажу для перемещения по сцене. В большинстве случаев сцены должны переходить одна в другую максимально плавно; само действие – непрерывно. Опять-таки в одной современной, типа, пьесе по ходу действия в помещении (больничной палате) вдруг обнаруживается «голубое дерево», причём оно не поднялось, а именно возникло; далее героини, только что сидевшие в одной половине сцены, вдруг оказываются лежащими на кроватях в другой её половине. А это – не из одной конкретной «пьесы», но из многих сразу: герой с героиней, только что чинно восседавшие за столом при при полном параде, в мгновение ока оказываются в постели бок-о-бок. В кино, конечно, такой проблемы нет, но пьеса и киносценарий – разные вещи.
3. Монологи и диалоги, безусловно, составляют основу пьесы, но их следует подкрепить непосредственным сценическим действием. Нет движения – нет пьесы. «Чистый» монолог – не театр, а эстрада, буду повторять это снова и снова. Примеры «разговорного жанра», кукушонком проникающего в чужое гнездо, наверное, даже приводить не надо – они и так у всех на слуху.
Пьеса должна проскочить между «кино» и говорильней, как, если угодно, между Сциллой и Харибдой; известно, это – не единственное препятствие на пути к вожделенной Итаке, но одно из самых труднопроходимых (впрочем, не следует забывать ни про пещеру Полифема, ни про остров Цирцеи, ни про многое другое). Ни в коем случае не пытаюсь строить из себя Тиресия, для этого я недостаточно слеп, но тот, кто пытается обозначить вешки, отнюдь не метит в прорицатели.
4. Всю не закрытую от него часть сцены зритель видит одновременно. Персонаж, вышедший на сцену, может чего-то до поры до времени не видеть, но зритель закрывать глаза или отворачиваться не обязан. Ремарки типа «кто ещё находится в кухне, пока не видно из-за поворота коридора» в пьесе выглядят нелепо.
5. Пространство сцены не должно пустовать. Неправильно, когда на сцене – двор, посередине двора – детская площадка с качелями-каруселями, а все персонажи кучкуются в песочнице. Остальное пространство безлюдно – получается, будто действие разворачивается в вакууме, а это в пьесе вряд ли возможно. Впрочем, этот «риф» обойти легко – достаточно всего-навсего не углубляться в сценографию сверх необходимости.
6. Персонажи, находящиеся на сцене, сколько бы их ни было, не могут «выпадать» из действия, если их «выпадение» не мотивировано (типа, заснул в углу). Каждый из них в каждый момент должен быть чем-то занят. Если всё расписать невозможно, следует хотя бы оставить лазейку для сценического решения (например, «лишние» персонажи едят или шепчутся между собой). Такой лафы, как в кино (неважно, чем занимаются оставшиеся за кадром, мы их всё равно на видим), на сцене не бывает.
7. Помимо внешней динамики, в пьесе должна быть динамика характера. Противоестественно, если персонаж покидает сцену таким же, каким он на неё вышел; в тех случаях, когда персонаж не меняется, противоестественной должна выглядеть сама его неизменность. Что-то должно произойти с персонажем на наших глазах: или какая-то метаморфоза, или безуспешная попытка вылезти из своего кокона, или, по крайней мере, «сохранение себя» вопреки внешнему давлению.
8. Персонаж, выходящий на сцену, анонимен; автор должен найти способ представить зрителям своего персонажа, и он не может просто написать, как это делается в прозе: молодого человека звали Родион Раскольников или д’Артаньян. Невозможны ремарки типа «мимо пролетает гомункулус в реторте»; допустим, задача «пролёта» технически решаема, но у сидящего в этой самой реторте не написано на лбу, что он – гомункулус (если написано, из зала всё равно не читается). По крайней мере, кто-то из находящихся на сцене должен сказать: «Глянь, гомункулус полетел» – иначе ремарка, извините, выглядит, как седло на корове.
9. Учитывая важность прямой речи, речь персонажей пьесы должна быть по возможности индивидуализирована – как минимум, с учётом его профессии, образования и возраста. К сожалению, у многих авторов разные персонажи говорят одним и тем же языком, а иногда, наоборот, разные фрагменты речи одного персонажа, мягко говоря, трудно привести к общему знаменателю (смесь французского с нижегородским или переход речёвок в гекзаметр). Такое вполне возможно, если речь идёт о достижении комического эффекта, но чаще всего вавилонское смешение языков в одном отдельно взятом персонаже не оправдано ничем.
10. Возможности персонажа ограничены физическими возможностями актёра, играющего его на сцене; никакая изобретательность режиссёра не поможет актёру совершить то, что физиологически нереально – укусить себя за локоть, пробежать по потолку или вывернуться наизнанку в самом прямом смысле слова. Конечно, при желании можно многие задачи решить, но нужно ли читателю отвлекаться от текста для решения сценических ребусов? Даже режиссёр, буде таковой найдётся, пусть думает о спектакле в целом, а не о техническом решении проходных эпизодов. И у актёра – другие задачи (даже если это условный актёр в условной постановке). Иначе – тупик.
Понятно, всё это – не исчерпывающий перечень, но десять – число красивое, круглое, для одного раза хватит. А исключения? Когда-то мне подсказали чёткую формулу: они возможны, но не по нескольким пунктам сразу, иначе срабатывает всё та же бритва Оккама.

Самое время поставить точу: во-первых, «глава» всё равно закончилась; во-вторых, правами юбиляра не следует злоупотре*****; наконец, с бритвой надо обращаться осторожно. А то ведь и порезаться недолго.
Чего, конечно, не хотелось бы.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments