dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Глава из «романа»

Алексей Битов (poziloy)

Мёртвый сезон? Топовые блоги в ЖЖ: «Божена Рынска подверглась «матерной атаке» в социальных сетях», «Стало известно имя мужа Тины Канделаки», «В Москве разгорается скандал из-за камер в туалетах «Шоколадницы»». Да, ещё футбол, но в основном – как повод для мордобоя. Интересно живём, весело, чтобы не сказать – насыщенно.
В театрах время от времени ещё происходит что-то, кроме ученических поделок и перформансов с голыми жопами, а в драматургии – решительно ничего не попадается, кроме всё тех же поделок и либретто для перформансов двадцать второй свежести. Ах, да, ещё попытки скрестить водопровод с канализацией сцену с телеэкраном. Тенденция, конечно, не новая, но и сценарии нынче какие-то совсем уж малохольные (в смысле, мало их холили и лелеяли, белые нитки отовсюду лезут). А накладки в псевдо-драматургических текстах – те же, что и были, новых пока не придумали, но повторяться не хочется.
И тут предложили мне написать статью о современной драматургии. Не знаю, что выйдет из этой затеи, но некоторые куски выпали по ходу. И в том числе – кусок о сценаристах, пытающихся косить под драматургов. Или записанных в драматурги при попытке стать сценаристами (типа, крокетистов отправили на турнир по крикету). Разумеется, примеры – из глубокой древности.
Короче, небольшая глава – не из «Евгения Онегина», но тоже утраченная.
Повторяю, это всего лишь отдельно взятая «глава» и ни в коей мере не наезд на «уральскую школу».

Нельзя не сказать хотя бы несколько слов о т.н. «уральской школе» драматургов; её иногда включают в понятие «новая драма», но школа эта несколько обособлена и сгруппирована вокруг своего сэнсэя – Н.Коляды. Так вот, Коляду можно обвинять, в чём угодно, но не в клиповости: у него почти нет коротких сцен, как нет и крупных планов, а «объёмные панорамы» – лишь в начале и (иногда) в конце. Ученики – другое дело: за редкими исключениями, действие в их пьесах развивается короткими перебежками с одного места на другое, планы «скачут», как на экране. Мало того, эпизоды порой без всякой нужды «вываливаются» за пределы сцены: к примеру, в «Бесконечном апреле» Я.Пулинович написано: «Квартира... В спальне у окна стоит Мать... Мать выглядывает из окна и зовет сына... Маленький мальчик лет девяти Веня в синей курточке отвечает ей с улицы». Заметьте, ни двора, ни, следовательно, сына на сцене нет, откуда же зритель узнает, что курточка – синяя? Показать двор на экране? А зачем? Чтобы мы увидели, какого цвета курточка? А если курточка серо-буро-малиновая – что-то изменится? В кино или на телеэкране это выглядело бы вполне логично: камера прогулялась по двору и вернулась, но нас уверяют, что это – пьеса. Ладно, а что дальше? «Веня недоверчиво смотрит на мать, затем забегает в парадное, поднимается в квартиру» и – прыг! – «Веня стоит в центре огромной комнаты...» (надо полагать, уже без курточки); это – только половина первой сцены. Кино- или телесценарий и не такое стерпит, но пьеса-то тут при чём? И вопросы – даже не к автору, который так написал, а к тем, кто не в силах отличить «экранное» видение от сценического. Мало того, случалось, что сам автор маркировал свой текст как киносценарий, но находились доброхоты, объявлявшие его якобы-пьесой. Так, сценарий той же Пулинович «Я не вернусь», отмеченный в 2009 году на одном «профильном» конкурсе, вдруг оказался в шорт-листе «Конкурса конкурсов» и получил, на минуточку, Гран-при как «пьеса года». О «Конкурсе конкурсов» отдельный разговор, а сейчас откроем «Я не вернусь»: «АНЯ. Нет, Наталья Ивановна, к вам я никогда не вернусь.
Титры. Я не вернусь
».
Не смутили выборщиков и ремарки: «Вокзал. Все люди спешат куда-то, тащат сумки и рюкзаки, разговаривают на русском, татарском, узбекском, просят милостыню, становятся жертвами катал, пьют пиво, знакомятся, опаздывают на поезда – да мало ли чем можно заниматься на вокзале» (голос Копеляна за сценой?); «Ночь. Девочки сидят под огромным железнодорожным мостом, который пересекает автодорожный»; «В темноте актового зала никто не замечает, что и у Ани по щекам катятся слёзы»; «Аня смотрит на щенка долгим и уставшим взглядом, каким смотрят только взрослые…» (это – финал).
Ещё более известный пример – В.Сигарев, «Волчок»; автор чётко указывает: «Киносценарий в 13 эпизодах», но доброхотов и это не смутило: «Волчок» до сих пор периодически именуют пьесой. Чтобы снять все вопросы, ограничусь одной ремаркой (из ч.11): «Мать решительно разворачивается и быстро идет через толпу, расталкивая людей чемоданами. Исчезает. Мешочек с пирожками падает с колен девочки на пол. Десятки ног за несколько минут превращают его в месиво. Девочка молча наблюдает за этим превращением. Слезы катятся у неё по щекам. Записка летит на пол.
А толпа продолжает своё хаотичное движенье. Она льется, меняет цвет от серого к темно-серому, то вдруг окрашивается прожилками красного или синего, она гудит, она клокочет, она вскрикивает, она то ускоряется, то замедляет свой ход, она то густеет, то редеет, она откликается на призывы диктора, она не откликается ни на какие другие призывы. Она страшна и смешна. Она однолика и разнообразна
». Крупный план, общий план... А где тут пьеса, извините? Между прочим, в том же жанре написан и «Пластилин» – для театрального воплощения он тоже требует инсценировки, какая же это пьеса?
Не поймите превратно – попытки выдать сценарии за пьесы вовсе не являются исключительной особенностью «уральской школы». Будет справедливо, если другие примеры вавилонского смешения жанров мы возьмём не с Урала. Но не всё сразу...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments